В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и многонациональными людскими ресурсами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов . Даже заимствованные у "соседей" ремесла обрели некую уникальность, мотивы, характерные, порой, только в определенной местности. Народные промыслы России - это наше наследие, которое Вы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру и привнести в нее много нового.

Художественные народные промыслы нуждаются в отдельном описании. Видов ремесел неисчислимое множество, но далеко не все производимые изделия являются высокохудожественными. Но здесь граница очень размыта, если она вообще существует. Давайте разберемся.

Отсутствие четкого определения художественных промыслов и художественных изделий говорит лишь о том, что занимается этим вопросом все меньше и меньше людей. - творческая деятельность ремесленников, направленная на создание уникальных и неповторимых предметов с использованием их ручных приспособлений, навыков, смекалки и внутреннего ощущения красоты. Соответственно художественные изделия - результат творческой работы ремесленника.

Почему во главе всего я ставлю творчество? Я считаю, что как только изделия начинают штамповаться, копироваться - так они автоматически перестают быть художественными. Как мне неприятно видеть в магазине картин копии одного и того же сюжета! Это штамповка! Художник всегда в поиске, у него не может быть одинаковой картины. Так и у любого ремесленника каждое изделие уникально. Ремесленник в состоянии определить свою работу среди всего многообразия вроде бы одинаковых предметов.

Так, ко мне обратился с вопросом мастер, который увидел фотоизображение изделия в галерее на сайте. Эту фотографию я сделал в детском саду своего родного поселка. Мастер опознал свою работу и мы вместе выяснили каким образом данный предмет мог оказаться у меня на сайте.

Подытожим. Среди любого ремесла можно выделить отдельные художественные направления, любой художественный промысел может быть утерян вместе с творческой жилкой. Я совсем не говорю, что конвеер - это плохо. Ему тоже есть место, но нельзя потерять тягу к созданию чего-то нового, уникального.

Классификация видов ремесел

Вам уже знакомы некоторые виды ремесел. Конечно, вы слыхали про изделия из бересты, дерева, металла. Так вот, виды народных промыслов в первую очередь образуются от материала изделий . Это и обработка металла, древесины, камня, глины и других материалов.

Еще одна градация видов народных промыслов уже более узкая, чем предыдущая - деление по способу обработки того или иного материала.В этой статье мы рассмотрим несколько основных видов ремесла. В дальнейшем эта статья будет дополнятся более подробными сведениями, а пока лишь будет кратким ознакомительным материалом.

Четкого деления, думаю, не существует, и можно лишь относительно сформулировать некоторые ремесла. К тому же сейчас виды народных промыслов в России дополнились новыми направлениями. Не знаю можно ли уже называть прижившиеся в наше время рукоделия традиционным ремеслом. Но вернемся к тому, что мне известно. Построю список видов ремесла именно так, как хотел: основные разделы по названию материала, а подкатегории - по способу обработки. Все перечисленные виды могут быть художественными народными промыслами.

1. Дерево

На просторах русской земли много богатств. Одним из доступных несомненно является древесина. Доступна она и не только потому, что покрывает большую часть территории, но и по способам обработки. Согласитесь, для некоторых видов обработки не нужно сложных устройств и приспособлений. Отсюда и многообразие видов и подвидов ремесел, связанных с использованием древесины.

  • Резьба по дереву. Существует несколько видов резьбы по дереву:
    • Плосковыемчатая резьба (контурная, скобчатая, геометрическая и др.);
    • Рельефная резьба (плоскорельефная резьба, глухая, кудринская и др);
    • Сквозная резьба (прорезная и пропильная);
    • Скульптурная резьба (объемная);
    • Домовая резьба (может сочетать в себе несколько видов);
  • Фрезерование . Обработка на токарном станке, фрезе;
  • Резьба по бересте;
  • Тиснение по бересте;
  • Изготовление туесов;
  • Сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки);

2. Металл

Когда был открыт металл и его свойства - произошла революция технологий. Многие предметы быта и орудия труда были заменены на металлические. Это не вытеснило другие материалы, отнюдь - позволило более эффективно их обрабатывать. А благодаря свойствам металла ассортимент изделий ремесленников преумножился в несколько раз. Обработка металла технически гораздо сложнее дерева, но дело того стоит и на данный момент можно четко сформулировать способы обработки металла:

  • Ковка;
  • Гравировка;
  • Чеканка;
  • Чернение ;
  • Литье ;
  • Филигрань (напайная, ажурная, объемная);
  • Фрезерование . Обработка на токарном станке, фрезе.

3. Глина

Природный материал, получивший не меньшее распространение, чем дерево. Данный вид материала страдает от небольшого числа видов обработки, что сказывается и на разнообразии изделий из глины. Большую часть изделий занимает посуда, а оставшуюся часть скульптура и сувениры. Но пластичность и простота обработки материала, наряду с доступностью, позволяют небольшому количеству видов изделий придать самые невероятные формы.

  • Гончарное искусство ;

4. Камень.

Очень сложен в обработке. Из-за редкости некоторых материалов, сложностей в обработке - такая высокая стоимость изделий. Взять хоть скульптуру. Произведения искусства средневековья бесценны, хоть и сделаны из мрамора или гипса. Количество мастеров гораздо меньше, чем количество, скажем, резчиков по дереву. Да и не каждый камень пригоден для обработки. Тем не менее изделия из камня, будь то драгоценный камень или огромный гранит, воистину впечатляют и восхищают.

  • Скульптура ;
  • Резьба ;
  • Гипс (отлив рельефов и объемных фигур);

5. Кость

Костяные резные шкатулки - удивительны. Замысловатые узоры и сюжеты можно рассматривать бесконечно. Но распространение этого вида народных промыслов сильно зависит от территории. Далеко не каждая кость пригодна для обработки, далеко не все животные обладают необходимыми ценными частями тела и все это усугубляется тем, что многие виды животных являются редкими и подлежат охране.

  • Резьба ;

6. Нить

Немногие виды народных промыслов можно назвать исключительно женскими. Работу с нитью можно причислить к одному из них. Изготовление изделий из нити связано с невероятной усидчивостью и сосредоточением. При создании сложнейших узоров и предметов не обойтись без арифметики и навыков закройки, так как петли любят счет, а большинство изделий - одежда, к которой применимы отдельные немаловажные требования моды, удобства, практичности и красоты.

  • Вязание ;
  • Ткачество ;
  • Кружево ;
  • Вышивание ;

7. Кожа

Изделия из кожи можно встретить все реже и реже. Цена и возможность замены искуственными полимерами сказались на распространении этого вида ремесла. Не припомню, чтобы видел в последнее время настоящее произведение искусства из кожи, сделанное вручную. Тем не менее в недалекие времена применялся этот материал для ручного создания художественных изделий. Главным образом украшались обычные предметы вставками из разноцветной кожи, создавались композиции и узоры.

  • Изготовление одежды и обуви ;
  • Тиснение ;
  • Резьба;

Часто мастера совмещали несколько видов ремесла в одном изделии. Так, берестяные туеса могли быть украшены тиснением, резьбой, росписью, так же как и их деревянные крышки, резной камень заключен в металлическую оправу, а глиняные изделия дополнялись различными материалами для создания причудливых композиций.

Это далеко не полный список видов ремесел. Очень много подвидов, особенности которых получили свои корни и относительно национальности народов, и географического положения, и даже видов животных и растений, распространенных близ селений мастеров.

Многие из перечисленных народных промыслов мы постараемся рассмотреть на примерах и мастер-классах, отражающих особенности технологий и приемов работы. А тебя, мой уважаемый читатель, я прошу об услуге: если есть возможность внести свой вклад в развитие традиционного ремесла и художественных промыслов - обязательно расскажи об этом другим. Сделать это можно и на данном ресурсе. Сайт о народных промыслах ищет таланты.

Русский народный промысел объединяет в себе огромный пласт культуры. Особенность нашей страны еще и в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое.

Роспись

Издавна Русь славилась на весь мир художниками. Таких узоров, какие выполняли наши мастера, не смог бы придумать ни один европейский художник. Со временем сложились даже отдельные направления и школы, которые продолжают традиции нашего народа.

Перечислить все виды и техники росписи на Руси практически невозможно. Их так много, и каждая несет в себе определенные черты местности и культуры. Самые известные русские народные художественные промыслы, это:

  • Гжель. Эти синие узоры на белом фарфоре известны во всем СНГ и за рубежом. Изначально посуда из особой белой глины использовалась для собственных нужд. Со временем она распространилась по всей России и даже стала использоваться для «аптекарских нужд». Оригинальный и запоминающийся узор на белой посуде появился намного позже - в конце XIX века.
  • Художественные народные промыслы - Хохлома. Это еще один из общеизвестных символов России. Этому помыслу уже около 400 лет. Возник он в Нижнем Новгороде. Особенность рисунка заключается в том, что на дереве или посуде изображаются различные ягоды, цветы, птицы и звери. При этом используются преимущественно красная и черная краска на золотом фоне. Иногда применяются зеленая и желтая.
  • Городецкая роспись. Этот промысел уникален тем, что в его технике изначально использовались различные породы дерева: одно светлое, другое темное. В специальные выемки вставлялись вырезанные части и получался своеобразный рисунок. Позже начали использовать подкраску. Практически в каждой картинке основной элемент - конь с красивой вытянутой шеей.

Помимо данных техник, которые используют художественные ремесла и народные промыслы, есть еще огромное количество росписей, которыми по сей день гордится вся Россия. Они являются символом нашей страны и предметом ее гордости. Это Жостовская и Федоскинская и и многое другое.

Гончарный промысел

Как известно, русичи были преимущественно людьми оседлыми и работящими. В обиходе активно использовалась разнообразная глиняная посуда. Поэтому популярным в те времена был такой русский народный промысел - гончарное дело.

Мало кто знает, что изначально этим занимались исключительно женщины. И только значительно позже этот промысел полностью перешел в сильные руки мужчин.

Как правило, занимались этим ремеслом в местах природного скопления глины. Как правило, возле них образовывались деревни и поселения. Секреты гончарного дела передавались из поколения в поколение.

Самыми известными в России округами, которые славились своими мастерами, изготавливающими чудесные изделия из глины стали Новгород, Смоленск, Рязань, Гжель, Вологда и многие-многие другие. Обычно, это были районы, находящиеся вблизи рек и озер.

Из глины делалась не только посуда. Широкое распространения получили различные игрушки, статуэтки, свистки, украшения и предметы интерьера. Яркий тому пример - народные промыслы Гжель. Изначально здесь изготавливались различная керамическая посуда. Сейчас в любой сувенирной лавке России можно найти керамическое изделие с фирменным неповторимым голубым узором.

В Нижегородской области гончарный промысел возник еще в XVI веке. Одним из его центров стало село Богородское. До сих пор там проходит фестиваль мастеров и поклонников этого ремесла.

В центральной части России были широко известны и применялись глиняные изразцы. Такое искусство требовало особого мастерства и выдержки. Глиняными обналичниками украшались дома богатых бояр, а также многие церкви и соборы.

Ткачество и кружевоплетение

Это практически такое же традиционное искусство для России, как и роспись или резьба по дереву. Однако, этот старинный русский народный промысел нес в себе магические функции. Ведь одежда у славян - это не только способ защиты от холода и непогоды, но и хороший способ лишний раз уберечься от любого сглаза, порчей или болезней.

Именно поэтому узор на изделиях русских мастеров так важен. На протяжении уже многих веков он практически не изменился. В то же время это и визитная карточка каждого народа, проживающего на территории России. В них же заложена информация о его развитии, о важных событиях и героях.

Самыми известными стали такие изделия народных промыслов:

  • Предметы царского обихода. В средние века это мастерство очень ценилось и часто в домах богатых бояр и князей можно было увидеть вышитые посольские скатерти, узорные ткани и специальные льняные полотна. Наибольшую известность приобрели мастера Кадашевской слободы и Хамовников Московской области. Также ценились изделия из Черкасово и Брейтово Ярославской области.
  • Пуховые платки . Это изделия, также как матрешка или хохлома, являются визитной карточкой России. Наибольшую известность приобрели Оренбургские пуховые платки. Впервые о них стало известно еще на заре XVIII века. Они делаются из мягкого и теплого козьего пуха, а также шелковых, хлопчато-бумажных и прочих нитей, взятых за основу. Также известны полушерстяные и шерстяные павлово-посадские набивные платки.
  • Кружевоплетение . Впервые этот народный промысел получил распространение в XVII веке. В ручную кружево изготавливается с помощью деревянных палочек-коклюшек. При этом они имеют специальные выемки для нитей. Именно с помощью этих палочек мастерицы плетут нужные узоры. Исконными центрами кружевоплетения на Руси были Вологда, Михайловский район в Рязани, Советский район в Кировской области и Елецкий район в Липецкой области.

Как и многие народные промыслы России, ткачество и кружевоплетение в советский период и сегодня практически не развивается. Осталось довольно мало мастеров, которые могли бы полностью воссоздать технику и узоры по старинным обычаям.

Кузнечное дело

Русь всегда славилась крепкими и здоровыми людьми. Не зря кузнечное дело стало одним из самых почетных и почитаемых ремесел у наших предков. Именно об этих сильных и выносливых людях ходили легенды и составлялись былины, как о гордости народа и его героях.

Железо было известно еще нашим прямым предкам - славянам. И уже в XI веке этот русский народный промысел получил наибольшее распространение. Даже самые крупные княжества располагались именно возле залежей руды и глины.

Обычно кузнецы самостоятельно добывали и обрабатывали металл. При этом сама техника ковки практически не изменялась вплоть до XIX века. Сначала кусок металла разогревался с помощью кузнечного горна, а затем с помощью молота уплотнялся металл и удалялся весь шлак.

Ремесленники изготавливали не только мечи. Они давали людям замки и ключи, топоры и ножи, гвозди и иглы, котлы, гири и многое-многое другое.

Основными центрами кузнечного дела в России стали город Златоуст, который ценился и почитался нашими царями, как оружейная столица, Павловский острог, Сибирь, город Белев и многие-многие другие. Иименно эти места прославили кузнечное дело и навеки включили его в народные промыслы России.

Резьба по дереву и кости

Еще одно древнее, но не до конца забытое ремесло. У нашего народа все имеет свой сакральный смысл. Даже в обычных предметах ежедневного обихода предки старались использовать особенные вещи. Именно для этого и существовали различные народно-прикладные промыслы. Особенно ценились изделия из натуральных материалов: камень, кость или дерево.

Кроме того что из них делали различные предметы быта, художественные поделки и проч., с помощью резьбы украшались фасады зданий, делались скульптуры и т. д.

Особую популярность получили такие народные промыслы:

  • Шемогодская прорезная береста. Это искусство берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли.
  • Варнавинская резьба по кости. Это искусство народных промыслов нижегородских мастеров. Возникла она на основе особой выполняемой по дереву. Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Ведь каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
  • Этот неординарный художественный промысел стал широко известен в XIX веке. С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

Кроме этих народных промыслов, Россия богата мастерами, которые могут не просто наносить узоры на камень, кость или дерево. Они как-бы дополняют естественный рисунок материала собственной работой. Именно поэтому эти изделия становятся такими необычными и неповторимыми.

Народные промыслы: игрушки

Главное для любой семьи - это продолжение рода. Именно поэтому детям всегда уделялось особое внимание. За ними следили, их обучали и, конечно же, играли с ними. Для того чтобы занять ребенка, делали специальные поделки: из кожи, ткани, дерева, камня и т. д.

Русские народные промыслы детям:

Перечислять все известные и старинные династии, которые посвятили свое мастерство детям, можно бесконечно. И у каждой игрушки был собственный характер, особенные черты, не свойственные остальным.

Стеклодувное производство

Это одно из самых тяжелых и интересных занятий одновременно. В России стеклодувный промысел появился не так давно - в XVIII веке. Его основателем стал князь Меньшиков. И, несмотря на то что изначально на производство были приглашены иностранцы, впоследствии занятие превратилось в наш национальный русский народный промысел.

Центром стеклодувного производства стал город Клин. Именно там сейчас можно попасть на сказочную выставку елочных игрушек и украшений. Почему именно этот подмосковный городок? Этот край богат залежами ценнейшего для стеклодувов песка - кварцевого, без которого невозможно производство.

Еще одно место, известное на всю страну, это Гусь-Хрустальный. Этот городок обязан своим названием старинной стеклодувной фабрике, основанной в XVIII веке и принадлежащей известным русским предпринимателям Мальцовым.

Сейчас на этом чудесном заводе производят самые разнообразные изделия из этого хрупкого материала. Это фужеры и бокалы, вазы и штофы, а также интересные сувениры и даже предметы интерьера.

Современные выставки народных промыслов

Сейчас главное для многих русских ремесел и мастеров - продолжать развиваться. Популярность - это ключ к успеху. Ведь чем больше людей знает и ценит ремесло, тем лучше, тем больше заказов получают мастера.

Кроме того, изделия народных промыслов помогают новому поколению понять историю и культуру собственной страны. Это не только интересно и познавательно, но и очень весело, особенно для маленьких детей. Ведь практически в каждом нашем изделии используются яркие краски, смешные рисунки с забавными персонажами.

Как правило, местах, где сосредоточено производство тех или иных поделок проводятся ежегодные ярмарки-выставки. Именно сюда мастера приносят свои лучшие изделия для демонстрации и продажи.

Наиболее известные и интересные сегодня ярмарки:

  • Выставка народных промыслов «Ладья». Она проходит в Нижнем Новгороде каждый год. Здесь представлены художественные промыслы не только местных мастеров, но и лучших умельцев России. Проходит это мероприятие в середине декабря.
  • Этномир - мастера и ремесла. Проходит эта выставка в Калужской области в сентябре. На ней собираются лучшие мастера России и мира. В рамках данного фестиваля также проводятся очень интересные и познавательные мастер-классы для всех желающих.

Соловецкая ярмарка ремесел. Это ежегодное событие в посещают мастера из Ярославля, Архангельска, Мурманска, Нижнего Новгорода и других мастеровых городов и сел. Особенно ценятся посетителями народные промыслы - хохлома, игрушки и гжель.

Кроме данных ярмарок, есть еще множество других, которые собирают огромное количество людей и способствуют возрождению уже давно забытых народных ремесел.

Ножевой промысел

Художественная обработка металла была распространена практически по всей территории России. И в разных районах появились целые центры производства ножей, посуды, разнообразных столовых приборов.

Особенно славились своим умением нижегородские мастера. Центром художественного металлического промысла стала Павловская слобода. Первое напоминание о нем возникло еще в XVI веке. Затем это искусство народных промыслов перекинулось на другие районы и области. Например, это село Ворсма. Искусство и умения здешних мастеров были известны далеко за пределами России. В годы СССР это место стало официальной столицей «Ножевого промысла».

Русские ножи и были украшены самыми разнообразными материалами: от кости до перламутра и яшмы. На них выводилась особая гравировка, которая служила не только украшением, но и своеобразным производственным клеймом.

Одними из известнейших домов, которые сделали эти народно-прикладные промыслы семейным делом и передавали технологии и секреты мастерства от отца к сыновьям, стали Птицыны, Завьяловы и Бирютины. Их изделия произвели огромное впечатление на ярмарках-выставках в Филадельфии, Лондоне, Берлине и Париже.

Ювелирное дело на Руси

Это один из самых ценных и востребованных народных промыслов нашего народа. До сих пор изделия древних русских мастеров поражают ум и воображения посетителей и экспертов многочисленных музеев и выставок. Ювелирное дело примечательно тем, что в его основе лежат многие художественные ремесла и народные промыслы. Это ковка, резьба, роспись и многое-многое другое.

Ювелирные украшения сопровождали русского человека от рождения до самой смерти. Даже на младенца одевали какие-либо бусы, а девочкам прокалывали уши в возрасте 6-8 лет. Мальчикам, как правило, полагалась одна серьга. Помимо этих украшений, в народе были популярны разнообразнейшие браслеты, перстни и драгоценные кольца, застежки и прочее. Самым распространенным материалам на Руси было золото, серебро и жемчуг. Позже, в период развития активных торговых отношений, появились рубины, изумруды, сапфиры и гранаты.

Несмотря на то, что российскими княжескими домами довольно часто приглашались именно иностранные мастера, на Руси было множество собственных героев. Это Гаврила Овдокимов, который делал крышку раки для погибшего цесаревича Дмитрия, московские мастера Иван Попов, Третьяк Пестриков и Афанасий Степанов.

Центрами ювелирного ремесла стали центральные регионы, породившие народные промыслы - гжель, художественная ковка и роспись и т.д., Нижний Новгород, Великий Устюг и многие другие.

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX - начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России. В нашей стране существует специальная государственная программа по поддержке и возрождению исконно русских народных промыслов, в их числе: Хохлома, Гжель, Жостовские подносы, Береста, шкатулки Федоскино, Самовары, Балалайки, Городецкой росписи.

Но, прежде всего стоит узнать откуда на Руси появились эти, по праву, произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и до наших времен!

На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.

Однако установить время появления хохломской росписи исследователям пока не удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частого применения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали или сжигали, заменяя новой. До нас дошли изделия хохломских мастеров в основном лишь XIX века. Но различные документальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннее время, возможно в XVII веке.

Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.

В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века в Троице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянные ковши, украшенные золотом и киноварью, а также кубки.

В начале XVII века к Троице-Сергиевой лавре были приписаны заволжские земли, среди которых находилась и Хохлома. Крестьяне не только видели эту золоченную посуду, но и могли знать способ её окраски. Но у хохломских мастеров был свой способ “золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом.

Один из лучших мастеров хохломской росписи так говорил об этом промысле: (Самый характер росписи, подражающий золотой и серебряной посуде был подсказан декоративным искусством Древней Руси... Хохлома, вероятно, была лишь поздним отражением этого большого искусства...)

В XIX веке промысел настолько разросся, что поставлял свой товар в большом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу в страны Средней Азии и Западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов быта занималось сразу несколько деревень Семеновского и Балакнинского уездов Нижегородской губернии, Макарьинского и Варнавинского - Костромской. Среди них было что-то типа разделения труда. В одной деревне обрабатывалось дерево, в другой - наносился рисунок.

Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея относятся ко второй половине XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначению предметов быта. Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре; различными поставцами и бочатами солонками и множеством ложек.

Дешевую обиходную посуду можно было отличить по простым узорам, нанесённым специальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это спирали, ромбики, мелкие розетки и листики.

Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками.

Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.

В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы.

Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей.

Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Здесь сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятого и переработанного народными мастерами. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами.

В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.

Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.

Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложился в 1870 - 1880-е годы.

В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства.

Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.

К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.

На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.

Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.

На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.

К 70 - 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.

Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.

Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.

Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.

К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.

В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.

Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.

В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.

Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

Береста

БерестаИздавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.

А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента…

Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды.

А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными.

Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением.

Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.

И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.

Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями.

Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь - прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке - бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень.

Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю - тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства.

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.null

Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоеnullдинились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.

Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.

С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия

В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».

В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

История балалайки

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольными формами деревянного корпуса. Балалайка стала неотъемлемым музыкальным символом России. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков и не имеет однозначности. Одни считают, что этот инструмент был придуман на Руси, а другие историки утверждают, что история балалайки ведёт своё начало от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Так же само слово «балалайка» вызывает множество догадок и споров. Самой основной гипотезой является то, что слово «балалайка» имеет один корень с такими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Все эти слова передают уникальность этого народного инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Большинство историков придерживаются, что балалайка была придумана около 1715 года, но существуют множество исторических документов говорящих о более ранней истории создания балалайки. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», где упоминается крестьянин Ивашко Дмитриев, играющий на балалайке. Следующий документ прослеживающий историю балалайки, как раз и относится к 1715 году. Это подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н.М Золотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

До сих пор балалайка испытывала разные периоды своей истории. То этот народный инструмент забывался, то с новой силой становился популярным во всех деревнях и сёлах. Чем же так притягивают русского человека звуки этого инструмента? Возможно эти весёлые бренчливые, лёгкие и забавные звуки помогали забыть нашим предкам о всей тяжести крестьянской жизни, а может быть эти звуки и передавали всю суть жизни на Руси и теперь, услышав звук балалайки, мы с лёгкостью можем посмотреть на историю глазами наших предков. Кто знает, какие взлёты и падения ждёт этот уникальный русский народный инструмент, но сейчас с уверенностью можно сказать, что балалайка - это самый узнаваемый во всём мире русский народный инструмент.

Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, гот овили продукты своего труда для всей общины, а остальные ее члены обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. И уже в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. Сначала он носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры.

Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен.

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства - наковальни, молотки, клещи, зубила. вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Совсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебряные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Какого труда и терпения, например, стоило напаять 5 тысяч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в Киеве! Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении - лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир...

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! Древние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами - их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

На древнерусских поселениях IX-Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

Развитие земледелия и отделение от него ремесла, ослабление родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, а затем и появление частной собственности - обогащения одних за счет других - все это формировало новый способ производства - феодальный. Вместе с ним постепенно возникало и раннефеодальное государство на Рус и.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, позволяющем производить высококачественные, часто .

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок . С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла , особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло - культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. , поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло ) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен , где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда - нет.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно - небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов - именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в можно насчитать не менее десятка.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png