Для подготовки и записи телекурсовой работы студентам предлагается список тем по дисциплинам, изучаемым в текущем семестре. Этот вид работы учит будущих специалистов умению правильно и свободно держаться перед аудиторией, видео- и телекамерами, учит грамотному и четкому изложению темы, умению распределять время подачи информации.

Телетьюторинг по подготовке к экзамену - это заключительное телевизионное занятие консультативного характера по дисциплине, целью которого является систематизация знаний студента, подготовка к экзаменационному тестированию и знакомство с процедурой проведения экзамена. При записи телетьюторинга преподаватель имеет программу курса, список вопросов, выносимых на экзамен, и инструкцию по проведению экзамена.

Телетьюторинг по выполнению курсовой работы

Перед началом разработки курсового проекта студент имеет возможность получить телевизионные консультации. На первом телезанятии преподаватель сообщает студентам правила написания и оформления курсовой работы, на втором – помогает наметить студентам содержание и план работы, объясняет, как проанализировать литературу и лучше раскрыть тему. Это занятие готовит, а затем записывает в телестудии преподаватель-предметник соответствующей кафедры.

Глоссарный тренинг по юните – это занятие с тренирующей компьютерной программой, целью которого является запоминание студентом новых понятий юниты и тестирование закрепленных новых знаний. Занятия проходят на КТУТах и применяются для всех дисциплин.

Тренинг умений по юните – занятие с тренирующей компьютерной программой, целью которой – отработка умений, заложенных в содержание юниты. Занятия проходят на КТУТах и применяются для всех дисциплин.

Контроль домашней работы по юните – это занятие с контролирующей компьютерной программой, автоматически оценивающей качество выполнения домашней работы. Результаты мониторинга заносятся в ИС «Луч» и служат допуском студента к коллективному тренингу.

Индивидуальный компьютерный тренинг по юните

Целью компьютерных занятий может быть как изучение дисциплины, так и тренинг умений и навыков. В классе компьютерных занятий имеются программы, объединенные в систему "PLS", где оценка студенту выставляется автоматически с выводом на принтер или экран монитора педагога - технолога.

Технология СГА предлагает следующие виды компьютерных обучающих и тренирующих программ:

    Супертьютор (содержит всю необходимую информацию по юните, тренинг и тестирование).

    Профтьютор (обучает работать с профессиональными компьютерными программами по методическому пособию).

    И-тьютор (имитирует работу с профессиональными компьютерными программами).

    R-тьютор (является исследовательской программой для развития умения проводить анализ и исследование по определенной проблеме).

    Комплей (предлагает погрузиться в атмосферу бизнеса и выступить в роли руководителя, принимающего решения по поставленной компьютерной игрой проблеме, либо в роли брокера, трейдера и др.).

    REWARD СГИ (адаптированная версия обучающей компьютерной программы для изучения английского языка на разных уровнях).

    IP-хелпинг – это асинхронная обратная связь «профессорско-преподавательский состав – студент», во время которой студент задает преподавателю-предметнику накопившиеся в процессе изучения юниты вопросы по телекоммуникационным каналам связи. Ответы в течение определенного времени поступают в базу данных IP-хелпинга.

    Работа в компьютерном читальном зале – это индивидуальная работа с электронной версией учебных и дополнительных материалов, традиционных учебников, монографий, статей.

    Коллективный тренинг по юните это коллективные тренинги, организуемые педагогом-технологом. Они предоставляют студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу, приобрести профессиональные умения и развить навыки общения, в том числе на иностранном языке. Коллективные занятия проводятся по разработанным сценариям.

Методическое пособие по проведению коллективного тренинга (активного семинара) в зависимости от вида занятия содержит: сценарий учебной игры, описание ролей, описание имитируемого процесса, цели и задачи игры. В раздаточном материале для студента содержатся инструкции, плакаты, таблицы и фишки, с помощью которых проводится активный семинар. Применяются следующие виды активных семинаров: «Вопросы-ответы», «Ситуационный анализ, «Дискуссия», «Круглый стол», «Ролевая игра», « Операционная игра», «Имитационная игра», «Деловая игра». Для практических курсов иностранного языка разработаны специальные виды активных семинаров: «Отгадай слово», «Глагольная эстафета», «Лексико-грамматическая эстафета».

Профессиональное лабораторное занятие проводится в целях приобретения и отработки исключительно профессиональных умений и навыков. Компьютерный блок такого занятия основан на работе с Профтьютором, И-тьютором, Комплеем и другими компьютерными программами, созданными для отработки именно профессиональных умений, т. е. действий, которые необходимо будет производить специалисту на своем рабочем месте. Активный блок профессионального лабораторного занятия отличается от коллективного тренинга лабораторными условиями проведения, т. е. использованием предметов, муляжей и др. оборудования, имитирующего реальные условия работы будущего специалиста.

Модульное тестирование применяется для проверки усвоения материала модуля (юниты) и проводится после всех видов аудиторных занятий. Такое тестирование обязательно для каждой юниты и использует автоматизированную технологию с помощью электронных приборов ПТ-1 и ПТ-2. Результаты тестирования передаются в электронное досье студента, где содержится вся информация о результатах обучения его в течение всего периода обучения.

Экзаменационное тестирование – текущий контроль по материалу дисциплины проходит в виде экзаменационного тестирования на компьютерных терминалах. Для аттестации студентам предлагаются тестовые вопросы в открытой форме, ответы на которые с помощью клавиатуры вводятся учащимся, а также письменное эссе. Данные о результатах тестирования автоматически поступают в ИС «Луч» в виде оценки.

Для изучения материала юниты вне учебного центра студентам предлагаются следующие виды занятий:

Письменная экзаменация. Написание курсовых, экзаменационных работ, а так же отчет о всех видах практик производится студентами всех филиалов СГА в соответствии с СТП СГИ ТИН 005.00 «Положение. Текущая аттестация» и другими нормативными документами СГА. Проверка письменных работ студентов производится преподавателями-экзаменаторами Аттестационного центра СГА в Москве. В составе Аттестационного центра работает более 230 ведущих преподавателей СГА и других вузов, среди которых более 20 % докторов наук, около 85 % преподавателей, сотрудничающих с Аттестационным центром, имеют ученую степень. Работы распределяются на проверку случайным образом. Такой подход к аттестации письменных работ полностью исключает искажение оценки за счет личных взаимоотношений со студентом, делает ее максимально объективной за счет формализации правил оценивания. По результатам проверки экзаменационных работ преподаватели пишут сводные рецензии на работы групп студентов и индивидуальные рецензии - рейтинги на остальные письменные работы.

Изучение рабочего учебника включает самостоятельное ознакомление с материалом юниты и подготовку к аудиторным занятиям. Принтерный рабочий учебник содержит научный обзор учебного материала, глоссарий, перечень умений и упражнения по их алгоритмическому заучиванию, а также задания для самостоятельной работы.

Прослушивание аудиолекции по юните , цель которого – дать студенту углубленные, практические знания по материалу, изучаемому в рабочем учебнике после просмотра обзорного видеофильма. Данный учебный продукт рассчитан на слуховое восприятие, что дает возможность ознакомления с учебной информацией в условиях передвижений и в фоновом режиме, при выполнении какой-либо механической работы. Аудиолекция продолжительностью 90 минут выдается студенту на аудиокассете.

Глоссарное обучение – это вид самостоятельной работы студента, который заключается в заучивании понятий и профессиональных терминов по специальной методике

Алгоритмическое усвоение умений –это вид самостоятельной работы студента, который заключается в выработке умений решать типовые профессиональные задачи по соответствующему алгоритму. Таблицы алгоритмов и типовых задач содержатся в рабочем учебнике.

Выполнение домашней работы – самостоятельное выполнение заданий по материалу юниты, которые содержатся в рабочем учебнике.

Работа в библиотеке с бумажными носителями – индивидуальная работа с традиционными научным и учебным материалом в домашней и публичной библиотеке.

Курсовая и телекурсовая работа – письменные или устные (записанные с помощью аналоговой или цифровой видеокамеры) курсовые работы в соответствии с учебным планом.

СГА развивается как распределенный вуз с дистанционными технологиями обучения путем расширения сети учебных центров в РФ и за рубежом. Эти центры представляют собой равноправные удаленные структурные подразделения СГА и на сегодня их уже более 300. В такой ситуации управление качеством возможно только в условиях тотальной компьютеризации и автоматизации управления.

Большое внимание СГА уделяет решению задачи максимальной компьютеризации, применению телекоммуникационных и телевизионных устройств. В настоящее время учебные центры СГА оснащены следующей техникой: 5370 компьютеров, 4000 КТУТов (комтетов), 573 принтера, 202 проектора, 1407 телевизоров, 1518 видеоплейеров, 390 аналоговых видеокамер и 39 цифровых, 443 ксерокса, 413 модемов, 4144 приборов ПТ и 317 спутниковых терминала. Оснащено компьютерной и телевизионной техникой более 13000 индивидуальных и 20000 групповых учебных (рабочих) мест студентов. Таким образом, показатель количества электронных учебных (рабочих) мест на 1000 студентов, приведенных к очной форме обучения, в учебных центрах СГА составляет 400 единиц при средних показателях хороших университетов США и Западной Европы – 150-250 единиц на 1000 студентов.

Идея постоянного мониторинга – контроля за усвоением знаний студентами – воплощается также в виде оперативного лекционного тестирования, учета результатов индивидуального компьютерного тренинга и экзаменационного тестирования.

Текущая и итоговая аттестации проводятся централизованно головным вузом, что позволяет независимо оценивать знания студентов, исключая субъективные факторы личностного взаимодействия преподавателя и студента.

Выделены различные типы образовательных ресурсов, в том числе:

1. Учебная база, включающая:

    авторские учебные материалы (рабочие учебники, программы компьютерного тренинга, слайд-лекции, телетьюториалы, сценарии активных семинаров, тестовые и экзаменационные базы и др.) - более 6000 единиц общим объемом более 20 Гб;

    обычные учебники, монографии, статьи, материалы, скаченные из Internet – объемом более 10 Гб;

    информационные цифровые базы (правовые, экономические и др.) объемом более 4 Гб;

    справочники, энциклопедии, словари объемом более 500 Мб;

    подборки периодики (журналы, газеты), свежие периодические издания объемом более 10 Гб.

2. Методическая база, включающая:

    образовательные программы для составления индивидуальных учебных планов;

    фонды времени учебных помещений и оборудования данного филиала для составления индивидуальных расписаний занятий;

    индивидуальные учебные досье студентов.

3. Административная база, включающая:

    стандарты предприятия, технологические инструкции;

    текущие приказы, распоряжения, задания головного вуза;

    текущие отчеты, бухгалтерские, кадровые и другие данные, статистику филиала.

Путем постоянных исследований, внедрения образовательных инноваций, современных информационных компьютерных и телевизионных технологий, привлечения к учебному процессу ведущих ученых и специалистов, а также достижения самого высокого уровня квалификации всех сотрудников, СГА стремится стать крупным и непрерывно прогрессирующим высшим учебным заведением с электронной технологией обучения, позволяющей давать высококачественное образование студентам на месте их проживания в РФ и за рубежом.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОТКРЫТОГО ДО В ТОМСКОМ МЕЖВУЗОВСКОМ ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ТМЦ ДО)

В 1998 г., при активной поддержке Томской областной и городской администраций, был создан Томский межвузовский центр дистанционного образования (ТМЦ ДО) для реализации открытого дистанционного образования на огромной территории нескольких регионов. Главной целью создания ТМЦ ДО явилось объединение учебных заведений в единый комплекс с единым центром, объединяющим широкую сеть региональных учебных подразделений, работающих по единой технологии.

В ТМЦ ДО принята кейс-компьютерная технология обучения. В основе этой технологии лежит использование сочетания кейс- и Интернет-технологий, поэтому для обучения по данной технологии студент должен иметь персональный компьютер с возможностью использования электронной почты.

Технология обучения следующая:

1. Первоначально проводится консультационная сессия, предназначенная для того, чтобы проконсультировать и подготовить студента к обучению по дистанционной технологии. Для этого в представительство вуза выезжает преподаватель кафедры прикладной математики и информатики и проводит консультации в объеме 60 часов.

2. Студенту высылается кейс учебно-методического и программного обеспечения, содержащий:

    учебные и учебно-методические пособия;

    компакт-диски, на которых записаны: виртуальные лабораторные работы, компьютерные контрольные работы, компьютерные мультимедиа учебники, компьютерные лекции, тренажеры, прикладные программы, учебный план.

3. В семестре студент изучает дисциплины учебного плана с помощью программно-методических средств и выполняет компьютерные контрольные и виртуальные лабораторные работы. Контрольные работы выполняются в тестовой форме с помощью специальной программы, записанной на компакт-диске. При выполнении контрольной или виртуальной лабораторной работы формируется протокол, который студент должен отправить в ТМЦ ДО по электронной почте. Наличие протоколов всех контрольных и лабораторных работ данного семестра дает основание на допуск к экзаменационной сессии.

4. Экзамены проводятся в форме компьютерного тестирования.

5. В тех случаях, когда требуется выполнение реальных лабораторных работ, проводятся комплексные лабораторные практикумы (КЛП) в том вузе, где обучается студент. Таких практикумов по техническим специальностям – два, по гуманитарным – один за весь период обучения. Последний КЛП проводится перед государственным экзаменом, после чего следуют преддипломная практика, подготовка и защита дипломного проекта (работы).

6. Для проведения семинарских занятий и консультаций используется чаты и форумы. Кроме того, по отдельным дисциплинам осуществляется трансляция лекций, семинарских занятий и лабораторных работ.

7. Итоговая аттестация проводится в вузе, где обучается студент, и включает в себя Государственный экзамен и защиту дипломного проекта (или работы).

Для реализации данной технологии ТМЦ ДО имеет:

    библиотеку печатных и электронных учебно-методических комплексов;

    компьютерную систему контроля знаний;

    корпоративную информационную систему электронного документооборота Лоцман. Edu;

    систему мониторинга за процессом обучения;

    учебный сайт www . tcde . ru .

Для организации контроля знаний была создана инструментальная система «Фея-3». При помощи этой системы было разработано свыше 600 контрольных и экзаменационных программ общим объемом свыше 60000 вопросов.

Объем электронной библиотеки ТМЦ ДО достиг 850 учебных и учебно-методических пособий.

В процессе научного поиска новых технологических решений в дистанционном обучении на основе современных информационных технологий в ТМЦ ДО была разработана корпоративная информационная система Лоцман.edu. Информационная система Лоцман.edu нацелена на информационное обеспечение всех ключевых технологических процессов в рамках дистанционной технологии обучения, обеспечивает автоматизацию управления данными процессами и мониторинг их исполнения.

В системе реализовано автоматизированное управление следующими основными технологическими процессами ДО:

    организация финансовых взаимоотношений: студент – центр дистанционного обучения – учебное заведение (вуз);

    нормативно-распорядительный документооборот (зачисление, отчисление, восстановление, повторное обучение, переводы, академические отпуска и т.д.);

    проведение выездных аттестационных мероприятий (сессий);

    электронное общение в процессе обучения: студент – центр дистанционного обучения – преподаватель;

    управление и контроль процесса создания учебного контента;

    внутренний документооборот центра дистанционного обучения (формирование, контроль, управление внутренними информационно-распорядительными документами).

Система имеет модульное построение: семнадцать основных модулей, три служебных, подсистему настроек, справочную систему и подсистему поддержки опытной и продуктивной эксплуатации. Кроме этого, имеет распределенную структуру организации, ориентированную на географически удаленные подразделения общей организационной структуры учебного заведения.

В настоящее время:

1. ТМЦ ДО объединяет пять высших учебных заведений и один техникум из различных регионов: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Томский институт бизнеса (ТИБ), Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КемТИПП), Югорский государственный университет (ЮГУ), Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), Томский экономико-промышленный техникум.

3. ТМЦ ДО имеет представительства в 112 городах России и стран ближнего зарубежья.

4. В учебных заведениях ТМЦ ДО получают образование около 8000 студентов.

Таким образом, на основе ТМЦ ДО впервые на огромной территории Западной Сибири, Севера и Дальнего Востока был подготовлен и реализован проект открытого дистанционного образования на основе современных технических средств и информационных технологий. В проекте участвуют вузы различных регионов, а также разноуровневые образовательные учреждения как организационно-педагогические системы (школа – техникум – вуз). В данном проекте осуществлена интеграция не только организационных образовательных структур, но и профессиональных образовательных программ, учебно-методического и программного обеспечения и непосредственно самих дистанционных образовательных технологий. Опыт совместной работы образовательных учреждений в составе ТМЦ ДО (по вертикали и по горизонтали сотрудничества) имеет огромное значение для дальнейшего развития ДО в России.

Проблемы дистанционного обучения в России

Развитие принципиально нового направления в образовании не может не сталкиваться с серьезными проблемами. Основными из них являются следующие:

    недостаточная унификация курсов ДО и их несоответствие государственным образовательным стандартам;

    невысокая квалификация преподавателей в периферийных центрах ДО (вузах, филиалах, колледжах и т.д.);

    недостаточное использование современных образовательных технологий в методических материалах (ситуации, тренинги, тесты, деловые игры);

    низкое качество телефонной и электронной связи с региональными и районными центрами;

    использование в учебном процессе ДО «суррогатных учебников» в виде конспектов лекций, учебных пособий или электронных учебников, созданных без грифа УМО и Минобрнауки РФ;

    значительная дифференциация в стоимости курсов ДО в регионах и городах,

    отсутствие единой государственной политики Минобрнауки РФ по созданию региональных центров ДО по линии крупных университетов (МЭСИ, ЛИНК, СГА и др.);

    слабая техническая база периферийных вузов и центров ДО по реализации системы качества;

    слабое развитие мультимедийной технологии обучения по базовым дисциплинам экономического и гуманитарного образования (в основном продвинуты курсы иностранного языка);

    неготовность значительного числа студентов и слушателей к технологиям ДО (по некоторым экспертным оценкам, готовы не более 25%). После регистрации и оплаты за первые курсы более 50% студентов прекращают обучение;

    сложности адаптации западных методических материалов к особенностям российского рынка.

Для проведения широкомасштабных экспериментов и распространения ДОТ необходимо решение двух основных проблем. Одна из них, причем главная, находится в области права, другая – в финансировании, разработке и внедрении инновационных технологий. В целях их успешного решения объективно необходима реализация следующих первоочередных мер и направлений:

    разработка и реализация общероссийской программы дистанционного непрерывного образования;

    искоренение противоречий в законодательстве об образовании в РФ, приведение его в соответствие с объективными потребностями и тенденциями развития ДО на региональном, федеральном и мировом уровнях;

    разработка научных основ, обеспечивающих инновационность и преемственность дистанционных форм и уровней образования, программ и учебных планов;

    создание вариативных методик по ДО людей с различными уровнями способностей, возрастом и потребностями;

    обеспечение перехода к интерактивным методам и практической направленности дистанционного общения;

    создание системы поддержки проектов, нововведений в технологии дистанционного образования;

    предоставление права обучения студентов, получения аттестатов и дипломов в различных образовательных заведениях, оценка знаний студентов системой зачетных единиц;

    обучения в УГАЭС Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А. 12 ... комплексе для системы дистанционного обучения Бикмухаметов И.Х. 28 июня 2005 ... комплекс для системы дистанционного обучения» Бикмухаметов И.Х. 12 марта 2007 ...

Вы никогда не работали с компьютером? Вы с завистью смотрите на стучащих по клавиатуре подростков, которые в считанные секунды находят любую, интересующую их информацию, общаются в он-лайне с друзьями или играют в неведомые Вам компьютерные игры? Вы мечтаете приобрести ноутбук (или у Вас уже есть новый компьютер) и научиться выполнять свою работу с их помощью на уровне уверенного пользователя ПК, открыв для себя безграничный мир всемирной сети Интернет? Вы хотите повысить свой профессиональный уровень и изучить секреты работы с Word, Excel, Outlook Express - программами, необходимыми Вам для ежедневной работы? Приходите на наши компьютерные курсы!

Курсы компьютерной грамотности позволят Вам быстро и качественно освоить основы работы с персональным компьютером и изучить основные программы, необходимые для организации Вашей повседневной трудовой деятельности. На занятиях компьютера для чайников начиная с азов работы в Windows (основой изучаемого программного обеспечения), знакомства с понятиями «файл», «папка», «панель задач», «рабочий стол», «ярлык», «окно», Вы пошагово изучите основную терминологию оператора персонального компьютера и освоите умения работы с электронными носителями информации. Вам не нужно будет постоянно искать посторонней помощи, чтобы создать документ, найти нужный файл или папку, настроить мышь, клавиатуру или установить необходимую Вам программу. Вы приобретёте навыки оперирования основными функциями Вашего ПК и освоите работу с текстом, электронными таблицами, изучите основную терминологию Internet .

Компьютерное обучение позволит Вам легко редактировать, форматировать документы, откроет секреты работы с основными функциями текстового редактора Word. Научившись работать с таблицами в Excel, с электронной почтой благодаря возможностям Outlook Express, Вы по достоинству оцените, насколько удобными в практике работы оказываются умения работать с ПК. Учебный материал ориентирован на курс «Компьютер для начинающих», поэтому обучение компьютерной грамотности проводится на доступном уровне с разъяснением и практическим применением каждой изучаемой функции.

Закончив компьютерное обучение, Вы приобретёте необходимые в современном мире всеобщей компьютеризации знания уверенного пользователя ПК, подтверждённые удостоверением об окончании компьютерных курсов. Вы значительно повысите свой профессиональный уровень и получите основы компьютерной грамотности для последующего развития собственных умений и навыков, самосовершенствования, а также - базу для последующего изучения новых, интересующих Вас компьютерных программ.

Компьютерные курсы проходят в Москве (САО) в 7 минутах ходьбы от метро "Дмитровская". Добраться до нашего офиса можете от станции метро "Дмитровская". Офис центра компьютерного обучения находится на территории бизнес-центра. Здесь же расположены лекционные и компьютерные классы.

Количество слушателей на лекционных занятиях не превышает 15 человек, а в компьютерных классах не более 10 человек. Все учебные классы оборудованы современной компьютерной техникой. Занятия проходят в теплой дружественной обстановке и на все Ваши вопросы имеются ответы. К каждому слушателю преподаватели вырабатывают индивидуальный подход. В процессе обучения Вы работаете исключительно только с лицензионными программными продуктами Microsoft, Adobe, Autodesk, Graphisoft и др. Длительность одного занятия составляет 3 часа (4 академических часа) с перерывом 15 минут после второго академического часа.

Учебный класс оборудован современными компьютерами и готов принять группы численностью до 10 человек.

На компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение Microsoft, Adobe, Autodesk, Graphisoft.

Лекционный класс расчитан на учебные группы численностью до 12 человек.

Время проведения занятий

Центр компьютерного обучения проводит компьютерные курсы ежедневно утром, днем и вечером. Мы предлагаем доступное дополнительное профессиональное образование, исходя как из стоимости учебных курсов, так и времени обучения. Понимая, что большинство наших слушателей работает, учится в ВУЗах или занято ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, наш образовательный центр открывает учебные группы и проводит занятия не только по будням, но и по выходным. Вам необходимо ознакомится с предложенными вариантами обучения и выбрать удобное для Вас.

Группа обучения Дни обучения Начало занятий Окончание занятий Перерыв
утренняя будни 09:30 12:30 11.00 - 11.15
утренняя выходные 10:00 13:00 11.30 - 11.45
дневная будни 12:30 15:30 14.00 - 14.15
дневная будни 15:30 18:30 17.00 - 17.15
дневная выходные 13:00 16:00 14.30 - 14.45
вечерняя будни 18:30 21:30 20.00 - 20.15

Будни (будние дни) - понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Выходные - суббота, воскресенье. Занятия проходят не обязательно каждый будний день или выходной. Возможна частичная занятость при прохождении обучения на компьютерных курсах в зависимости от режима обучения. Например, в будние дни занятия проводятся по понедельникам, средам и пятницам. Или в выходные, но только по субботам.

Режимы обучения

Графики работы и занятости наших слушателей не позволяет проводить профессиональное обучение, подготовку и переподготовку в одном едином для всех режиме. Поэтому центр компьютерного обучения предлагает Вам несколько режимов обучения. В зависимости от дней проведения занятий и интенсивности прохождения учебной программы мы разработали для Вас следующие варианты:

Время проведения занятий устанавливается для любого режима обучения фиксированным. Например, занятия проходят по понедельникам, средам и пятницам с 15:30 до 18:30.

В основном мы открываем группы обучения по какому-либо курсу численностью от 4 до 10 человек. Занятия проходят по вышеописанным режимам обучения. Но если Вы желаете обучаться на компьютерном курсе по персональному графику, по индивидуальной учебной программе, со 100% вниманием преподавателя именно на Вас, тогда мы рады Вам предложить индивидуальное обучение. В зависимости от численности учебных групп центр компьютерного обучения предлагает Вам два варианта:

  1. индивидуальное обучение
  2. групповое обучение (группа слушателей численностью от 4 до 10 человек)

ГБОУ детский сад № 430

Педагог – психолог, Радостева Светлана Александровна.

Тренинг «Суд над компьютерными играми»

Цель : профилактика компьютерной зависимости среди подростков.

Задачи:

  1. Способствовать осознанию своих желаний и формирование умения формулировать позитивные и реалистичные цели.
  2. Формирование целостного представления о своем жизненном пути.
  3. Способствовать умению брать на себя ответственность за сегодняшнюю жизнь и свое собственное будущее.
  4. Формирование цельного позитивного взгляда на себя.
  5. Снятие психоэмоционального напряжения участников.

Время проведения: 1,5 – 2 часа.

Материал: бейджи на каждого участника; ручки, карандаши на каждого участника; бумага А4; маркеры (черного, синего и красного цветов); ватман; подушка

Ход занятия :

Знакомство «Смысл моего имени»

Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.

Главная идея этого упражнения - дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

Принятие правил

Ведущий : Для работы нашего тренинга необходимо выработать правила, которым бы подчинялись все участники группы и сам ведущий. Я предлагаю для обсуждения список данных правил. Вы можете что-то вычеркнуть или добавить свое.

  1. Доверительный стиль общения. Для того, чтобы участники максимально доверяли друг другу, следует принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это психологически уравнивает всех, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
  2. Общение по принципу «здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  3. Персонификация высказываний. Во время занятий нужно отказаться от безличной речи. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что...» - на - «Я считаю, что... »; «Некоторые из нас думают... » - на - «Я думаю... » и т.п.
  4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать.
  5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
  6. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».
  7. Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится меньше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше знаем.
  8. Активное участие в происходящем. Во время занятия мы включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом.
  9. Правило внимательного слушания. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним».

Правила обсуждаются группой, принимаются или отвергаются. После этого их необходимо оформить на листе ватмана.

Ведущий : Наверное, нет такого человека на свете, который бы знал о компьютере, но не знал о компьютерных играх. Пожалуй, чаще случается наоборот: компьютер покупают для того, чтобы играть в компьютерные игры и не подозревают, что кроме этих самых игр существует много занятных и полезных вещей, которые можно делать с компьютером и на нем... Мы играем в разные компьютерные игры, но задумывались ли мы о том, что дают нам эти самые игры помимо затраченного времени и полученного морального удовольствия? Есть ли у вас друзья, которые целыми сутками пропадают в виртуальном пространстве, которые увлекаются играми и интернетом до такой степени, что забывают о пище и остальном мире? Так что это - простое хобби или... зависимость от компьютера?!

Упражнение «Ассоциации»

Ведущий: «Сейчас возьмите листочки и напишите на них слово «Компьютер» так, как вам хочется. Теперь напишите рядом с этим словом ваши ассоциации с ним, писать можно все, что приходит в голову».

На столах лежат части открытки (монитор, мышь, процессор). Участникам необходимо с помощью только жестов объединиться в группы так, чтобы из отрезных частей открытки получилась сюжетная картинка. Затем группы рассаживаются за столами, соответствующими той открытке, которую они собрали (на столах лежат аналогичные целые открытки).

В образовавшихся микрогруппах участники обсуждают, что общего и какие отличия есть в их ассоциациях к слову «Компьютер», после рассказывают о своих результатах всей группе.

Рефлексия:

- Что вы сейчас чувствуете?

- Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других люди?

Ведущий : Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Давайте подумаем, по каким признакам можно понять, что у человека появилась компьютерная зависимость?

Признаки компьютерной зависимости

Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

Если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

Ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

Ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

Подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

Сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

Чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

Прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

Когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

Происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

Ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

Он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Упражнение «За и против»

Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы: первая – приводит доводы, что человек не может сделать без компьютера, а вторая – что компьютер не может дать человеку. Каждая группа четко аргументирует свою точку зрения, приводит примеры (исторические, литературные, из личной жизни). В процессе обсуждения оппоненты не только настаивают на своем, но и опровергают мнение соперника.

Рефлексия:

Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?

Трудно ли было отстаивать свое мнение?

Что для себя открыли?

Что чувствуете сейчас?

Ведущий: Давайте подумаем, есть ли у компьютерных игр положительные стороны? Отрицательные? Какие?

Положительные стороны компьютерных игр

- логические и обучающие игры; учат детей счету, иностранному алфавиту;

Интересное развлечение и способ занять свое свободное время;

Возможность стать главным героем игрового пространства, что нереализуемо в обычном мире;

Общение с другими игроками (в многопользовательских играх). Более половины заядлых игроков говорят о том, что именно возможность «живого» общения больше всего привлекает и удерживает их в игре;

Познавательность. Можно побродить, скажем, по Древнему Египту или поучаствовать в восстании Спартака.

Отрицательные стороны компьютерных игр

Вырабатывается привычка уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы вообще;

Отрицательно сказываются на физическом здоровье, так как игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает зрение;

Отрицательно отражаются на нервной системе и психике, утомляемых постоянными перегрузками, вызванными многочасовым сидением за монитором. Игроманы стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры; большинство игроманов в жизни замкнутые, не общительные люди, отвыкшие (либо не научившиеся) общаться напрямую без помощи компьютера;

После яркой, насыщенной событиями игры сложно переключатся на реальный мир, с его повседневными рутинными заботами.

Ведущий : А теперь предлагаю послушать рассказ.

Упражнение «Компьютер»

– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то, какой славный, солнечный, – предложила мама.

– Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.

Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!

– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.

– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.

– Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.

«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.

Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.

«Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.

– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.

– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.

– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…

– Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.

– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.

– Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.

– Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.

– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.

– Расскажи мне про рыбалку.

– Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.

– Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.

Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.

Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.

– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.

– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.

Володя испуганно подскочил:

– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.

– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.

– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.

Рефлексия:

Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?

Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?

По каким причинам ребенок уходит в виртуальный мир?

Что для себя открыли?

Упражнение «Волшебная подушка»

Цель: Упражнение дает возможность подросткам выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие участники группы внимательно выслушивают эти желания и принимают их всерьез.

«У нас есть волшебная подушка. Я ее положу в центр круга. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Возможно, оно будет связано с кем-то из группы, или со мной, или со школой. Но это может быть и совсем другое желание. Например, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас была собака…Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать словами: «Я хочу… » Все остальные будут внимательно его слушать.

Рефлексия:

Что вы чувствуете сейчас?

Легко ли было рассказать окружающим о своем желании?

Ведущий: Скажите, строите ли вы планы на будущее? Чего вы хотите добиться в жизни? Ставите ли вы перед собой какие-нибудь цели? А что такое цели? Цель – это то к чему необходимо стремиться в жизни.

Упражнение «Понимание целей»

Цель: Способствует раскрытию неосознанных жизненных целей, пониманию взаимодействия между целями и повседневной деятельностью.

« Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?». Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит вам в голову, каким бы общим, абстрактным или тривиальным написанное ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы просмотреть весь список и сделать дополнения и исправления. Отложите первый лист в сторону.

Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести следующие три года?». Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 минуты на то, чтобы просмотреть список. Этот вопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список.

Чтобы увидеть свои цели с другой точки зрения, напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев начиная с сегодняшнего дня, как бы я их прожил?». Этот вопрос нужен, чтобы выявить, что важно для вас, но о чем при этом вы до сих пор даже не задумывались. Снова потратьте на ответы 2 минуты и еще 2 минуты на то, чтобы проверить список, и отложите лист в сторону.

На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете наиболее важными из всех перечисленных. Сравните все четыре списка.

Обсуждение :

Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших желаний?

Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, например социальной или личной?

Появляются ли какие-то цели во всех трех первых списках?

Не отличаются ли цели, которые вы выбрали как самые важные, от остальных перечисленных вами целей?

Ведущий: А что такое счастье? Счастливы ли вы? А счастливы ли подростки, которые уходят в виртуальный мир? Иногда люди забывают, что счастье - это состояние души, и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния. Счастье - это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь - добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим. Эти качества переходят из поколения в поколение, что и образует полезный «микроклимат».

Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним контактирует. Он умеет доставлять счастье другому: сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Счастливый бережет счастье другого, поэтому он деликатен. На такого человека приятно смотреть, с ним приятно общаться. Своим видом он говорит: «Я счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего хочу; я люблю этот мир и желаю счастья людям... Быть счастливым не означает жить без проблем, быть свободным от несчастья. Это значит: считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения.

Счастье - это не какая-то несбыточная и далекая мечта; оно в нас самих, рядом с нами. Мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем; нам есть за что благодарить судьбу.

Упражнение «Счастье»

Сейчас я предлагаю вам составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир». Далее эти списки источников счастья зачитываются участниками по очереди.

Рефлексия:

Что вы чувствуете сейчас?

Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других люди?

Было ли что-то для вас открытием?

Какое у вас сейчас настроение?

Упражнение «Смех»

Ведущий : Говорят, если человеку грустно, то он может сам себя рассмешить. Давайте проверим, сможем ли мы без всякого повода посмеяться и поднять себе настроение?

Настройтесь повеселиться просто так, буквально без и кого повода. У каждого в жизни были такие моменты, когда смех появлялся без причины. Просто смешно - и все тут. Смех - прекрасная эмоциональная разгрузка, освобождение от напряжения, отличный отдых после трудной умственной деятельности.

На несколько секунд закроем глаза и вспомним состояние, которое каждый из нас испытал в своей жизни, когда мы смеялись безудержно, от души, просто до слез. Итак, сейчас мы посмеемся все вместе, ха-ха-ха!

Рефлексия:

Что вы чувствуете сейчас?

Понравилось ли вам упражнение?

- Поднялось ли у вас настроение?

Упражнение «Я - подарок для человечества»

Цель : Повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

«Каждый человек - это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: Я подарок для человечества, потому что я...».

Рефлексия:

За время работы узнали ли вы для себя что-то новое?

Сравните свои ощущения и чувства в начале занятия и сейчас.

Происходит обсуждение - подводятся итоги.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png