Гусь, гусыня, гусенок

Гуси — довольно крупные птицы. У них средних размеров голова, крепкий клюв ярко-оранжевого, почти красного цвета, массивное туловище, короткий хвост. Цвет гусей — белый, серый, серебристый, лапки у гусей тоже красные, не боятся холодов.

Недаром говорят:

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплют за пятки —

Убегай скорее!

Гуси стали домашними 3 тысячи лет назад и с тех пор живут рядом с человеком. Хозяева кормят птиц бобами, горохом, свеклой, морковью и ботвой этих овощей.

Если недалеко от села или деревни есть река, гуси кормятся на лугах червяками, жуками и их личинками, свежей зеленой травой.

При хорошем уходе гуси живут 40 — 50 лет.

Важный гусь

Серый гусь большой и важный

Ходит медленно, вальяжно.

Никуда он не спешит,

Никогда не побежит.

На лугу он щиплет травку,

В быстрой речке моет лапки.

Отгадайте загадку.

Мы на уточек похожи,

В речке плаваем мы тоже. (Гуси.)

Весной в специальной утепленной корзине гусыни откладывают яйца.

Вскоре из яиц вылупляются 10 — 12 гусят. Они топчутся возле мамы, удивленно озираясь кругом. Все их изумляет: и блеск недалекого озерка, и зеленые травы, и солнечные пятна света на золотом песке.

Гусята смешные, забавные, цвет перьев у них серый, лапки красные.

Мама-гусыня ведет детишек к воде. Если рядом с домом есть озеро, пруд или река, мама-гусыня плюхается в воду и плывет, а гусята один за другим, ловко загребая лапками, словно кораблики, плывут за ней.

Летом гуси пасутся на воле — на заливных лугах, на зеленых полянах. Они щиплют травку, едят паучков, их личинок, лакомятся вкусными червяками.

Осенью и зимой домашние гуси живут в теплых сараях-птичниках. Там им устанавливают кормушки и поилки с водой. Что едят гусята? Овес, овсяную и ячменную муку, морковку, свеклу, картофель.

Чтобы вырастить много тысяч гусей, строят специальные птицефабрики. Там все продумано: и температура, и корм, и даже специальные искусственные ручейки.

На лугах

Повела гусей Маруся

На зеленые луга.

Очень рады были гуси,

Гоготали: «Га-га-га!»

Гусята идут гуськом

Друг за другом

Ровно в ряд

Мы ведем к реке гусят.

Гуськом за мамой гусята идут,

Ни на шаг не отстают!

Отгадайте загадку.

Ходит он неторопливо,

Щиплет травушку под ивой. (Гусенок.)

Ответьте на вопросы

Где появляются домашние гусята?

Куда ведет их мама?

Чем питаются гуси?

Как выглядят гуси?

Что едят гуси?

Где они плавают?

Индейка, индюк, индюшонок

Индейка — крупная, красивая птица. У нее большое тело, длинные шея и ноги. Самка-индейка выглядит скромно: перышки довольно мелкие, хвост не очень пышный, оперенье не яркое.

Родина индейки — Америка. Примерно 5 тысяч лет назад людям удалось приручить ее. Это были индейцы из племени майя.

Едят индейки ягоды, побеги и стебли трав, ловят жучков и паучков.

Хозяева угощают красивых птиц картофелем, свеклой, морковью, костной и рыбной мукой.

В просторных, светлых птичниках индейки живут на насестах. Им ставят ванны с водой, кормушки, поилки, уютные домики для высиживания яиц.

Красивая индюшка

Я не утка, я не хрюшка,

Я красивая индюшка!

Отложу яички —

Выведутся птички!

Это птицы-индюшата,

Мои милые ребята!

Отгадайте загадку.

Мы веселые ребята

И зовут нас... (индюшата).

Индюки — великолепные птицы! У них яркое оперение, пышное, состоящее из крупных перьев. Хвост индюка похож на раскрытый веер. Цвет оперения самый разный: белый, светло-коричневый, с алым отливом, бронзово-зеленый, цвет кофе с молоком.

У индюка есть и борода с розовыми наростами, их называют кораллами.

Что едят индюки? Любят поклевать семена, съесть сладкие ягоды, сочные побеги и стебли трав, а также жуков, личинок и червяков.

Люди кормят их сытно: картофелем, свеклой, морковью, измельченными листьями клевера, крапивы, одуванчика, костной и рыбной мукой.

Индюк

В гости однажды собрался индюк.

Вычистил он свой парадный сюртук,

Веером перья хвоста распушил,

В гости с подарками он поспешил.

Тете-индюшке в подарок принес

Свежий букет восхитительных роз,

Дяде — мешочек спелой пшеницы,

Сестрам и братьям — поднос чечевицы.

Все индюку были искренне рады

И восхищались красивым нарядом!

Отгадайте загадку.

У него хороший рост,

У него красивый хвост.

Бородка ала,

Словно из коралла. (Индюк.)

Индюшонок — это малыш мамы-индюшки, ее птенец. Он вылупляется из яйца маленьким, совсем беспомощным. Всюду бегает за мамой, ведь это главное правило всех птиц: не отставать от мамы ни на шаг! Индюшка — заботливая мама. Она кормит малышей жуками, червяками, личинками, свежими травами. Индюшата растут быстро. Папа старается не отходить далеко от семьи, в случае опасности отгоняет врагов.

Мы — индюшата

Нас назвали индюшата,

Мы забавные ребята!

Любим перышки щипать,

Любим бегать и играть.

Ищем в травах мы жуков,

Червяков и пауков.

Мы от мамы ни на шаг:

Вдруг в кустах таится враг?

Ответьте на вопросы

Как выглядит индюшка?

Чем она питается?

Где выводит птенцов?

Как выглядит индюк?

Чем различаются индюк и индюшка?

Чем питается индюк?

Как называют птенца индюшки?

Чем питаются индюшата?

Быстро ли они растут?

Кто отгоняет врагов от индюшат в случае опасности?

Курица, петух, цыпленок

Курицы — самые распространенные домашние птицы. Они небольшие, у них вытянутое тело, короткий хвост, маленькая голова. Клюв и лапки куриц ярко- желтого цвета. Оперение у курочек разное — от белого до пестрого и черного. В народе говорят: «Курица в сережках, а петух в сапожках».

Курицы едят зернышки овса, пшена, летом щиплют траву, питаются жучками и червячками. Они неприхотливы, выносливы, привязаны к хозяевам.

Курочка-хозяюшка

Курочка рябонька,

Головка гладенька,

Испекла пирожок:

Приходи, петушок!

Пирожок поклюем

Да цыплят позовем!

Отгадайте загадку.

Кто в курятнике живет,

Яйца свежие несет? (Курица.)

Петух крупнее и ярче, чем курица. У него и шелковая алая бородушка, и большой гребень, словно царская корона. Украшают петуха пышный хвост с длинными перьями, желтые ноги и клюв, а на ногах острые шпоры. Петух — настоящий куриный повелитель. Он зорко следит за курами, прогоняет прочь чужих петушков, если найдет зернышко или червячка, зовет курочек. Петухи воинственные, драчливые, любят подраться — только перья летят!

Хозяева кормят петухов крошками хлеба, зернами пшена, овсянкой, перловкой, свежей травой и побегами растений.

Молодой петушок

Петушок молодой,

Гребешок золотой.

Мундир на нем пестрый

И шпоры очень остры.

Никогда не унывает,

«Ку-ка-ре-ку» распевает.

Отгадайте загадку.

Алая бородка,

Алый гребешок,

Важная походка,

Кто я? (Петушок.)

В народе примечают: «Курочка квохчет, спасти яички хочет».

В укромном местечке, в корзинке, где тепло, мягко и уютно, несушка** откладывает яйца.

Яйцо белое или коричневатое, продолговатое, покрытое хрупкой оболочкой — скорлупой.

Избушка нова, жильца нет,

Избушка развалится — жилец появится!

Что это за жилец? Конечно, цыпленок! Цыпленок — детеныш курицы. Он маленький, желтенький, похож на пушистый шарик. Забавный и милый, как все малыши. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!»

Цыпленок

Цыпленок потерялся

И очень испугался.

Он пищит: «Пи-пи, пи-пи!

Где же братики мои?»

Отгадайте загадку.

Желтые комочки

Бегают за квочкой. (Цыплята.)

Ответьте на вопросы

Как выглядит курица?

Чем она питается?

Почему ее считают неприхотливой?

У кого оперение ярче — у петухов или курочек?

Расскажите, как выглядит петух.

Почему говорят: «Если очень петушиться, можно перышек лишиться»?

Где курица откладывает яйца?

Как выглядит яйцо?

Как выглядит цыпленок?

Утка, селезень, утенок

Ребята! Видели ли вы утку? Вспомните, как она выглядит.

Это птица средних размеров. У нее небольшая голова, удлиненное туловище, невысокие ноги, крепкий клюв. Оперение утки скромное, коричневато-серое.

Утки не боятся холодов. Если в селе, поселке, деревне есть водоем, они любят плавать, купаться, сами находят себе корм: жучков, червячков, личинок, свежие травинки, кузнечиков, стрекоз.

Зимой утки живут в теплых сараях, в больших хозяйствах они едят из кормушек, купаются в проточных ручейках.

Кормят их специальными кормами.

Отгадайте загадку.

Птицы во дворе живут,

Вместе зернышки клюют.

Курочки и петухи,

Утки, гуси, индюки,

Дружат птицы с давних пор.

Как зовется этот двор? (Птичий.)

Самец утки — селезень. Окрашен он ярко, нарядно — настоящий щеголь! Его сине-зеленая голова, шея и кончики перьев переливаются на солнце, будто речная раковина-перламутровка. Шею селезня украшает белое колечко, на крыльях блестят, словно осколки зеркальца, ярко-синие перышки с белыми каемками.

Каждое утро утки и селезни купаются, ухаживают за своим оперением, смазывают перышки жиром. Иначе птицы могут утонуть. Селезни — заботливые отцы. Они отыскивают корм для утят, оберегают их от врагов.

Красавец-селезень

Селезень — красавец!

Он щеголеват.

У красавца-селезня

Перышки блестят.

Белое колечко

Ярко серебрится,

Украшает речку

Молодая птица!

Отгадайте загадку.

Он по речке плывет,

С собой уточку ведет. (Селезень.)

В утепленном ящике или в корзине с тряпочками, соломинками, перышками утка выводит утят.

Утята очень смешные! Совсем маленькие, у них тонкие шейки и удивленные глаза. Они желтовато-белые, пушистые. Если рядом есть водоем, мама-утка ведет утят купаться. Они, едва обсохнув, спешат за ней. Смело входят в воду, с удовольствием плавают, ныряют. Ведь утка — птица водоплавающая.

Если озера или реки поблизости нет, для уток делают небольшой пруд или ручеек.

Чем питаются утки и утята? Утка не прочь полакомиться крошечными лягушатами, беспечно прыгающими в траве. Она ловит жуков, стрекоз, ест личинки, может перекусить болотными травами, червяками и другой водяной мелочью.

Утка плавает, ныряет,

Громко крякает: «Кря-кря!»

Утка деток созывает,

Она крякает не зря!

Учит малых деток мать

Вниз головками нырять,

Укрываться от врагов,

В тине находить жуков,

Ни на шаг не отставать

Учит деток утка-мать.

Отгадайте загадку.

Плывет за уткой в ряд

Целый выводок... (утят).

Ответьте на вопросы

Как выглядит утка?

Любят ли утки плавать?

Чем они питаются?

Как выглядит селезень?

Кто ярче окрашен — утка или селезень?

Чем питается селезень?

Как выглядят утята?

Умеют ли они плавать, нырять?

Чем питаются утята?

Попугай

Дорогие ребята! Думаю, что многие из вас видели попугая. Существуют разные породы попугаев (какаду, жако, волнистый, нимфа и др.).

Самый распространенный домашний попугай — волнистый. У всех попугаев отличительный признак — клюв! Он похож на клюв хищных птиц, также торчит вниз, толстый, крепкий. Язык у попугая — короткий, мягкий, толстый.

Волнистый попугай — небольшая птичка, не больше воробья. У него длинный острый хвост, стройное тело, длинные крылышки. Это очень симпатичная птичка, окрашенная то в изумрудно-зеленый, то в зелено-желтый цвет, иногда попугаи бывают голубого, сине-голубого, серого и ярко-желтого цвета, но это искусственно выведенные породы.

Они превосходно чувствуют себя в клетке, прыгают, ползают, любят смотреться в зеркальце и качаться на качелях.

А чем питаются волнистые попугайчики? Они едят зерна овса и проса, любят угоститься свежей морковкой, капустой, яблоком и молодыми побегами.

Попугая можно научить говорить некоторые слова. Он подражает звукам музыки, льющейся воды и пению других птиц.

Песенка о попугае

Желтый попочка-дружок

Жил в железной клетке,

Но мечтал он хоть разок

Посидеть на ветке,

Покачаться, поскакать,

Клювом перья пощипать

Не в железной клетке,

А в саду на ветке.

Попочка хорошенький.

Глазки, как горошинки.

Скок по ветке, скок,

Желтенький дружок.

Чтоб не скучно было жить,

Чтоб с хозяйкою дружить,

Умный попка очень скоро

Научился говорить.

Изо всех стараясь сил,

Попугай себя хвалил:

— Попка милый, попка мил,

Попка очень, очень мил!

Отгадайте загадку.

Слово может повторить,

Он умеет говорить. (Попугай.)

Ответьте на вопросы

Какие породы попугаев вы знаете?

Как выглядит волнистый попугай?

Чем он питается?

Цесарка

В Древнем Риме за свое оперение и сочное ароматное мясо цесарка удостоилась титула «царская птица».

Вид цесарки во многом зависит от ее породы. Бывают цесарки белые, серые, серебристые, голубые. Но у всех без исключения этих птиц небольшая голова, увенчанная алым гребнем, есть и алая бородка, крепкий желто-оранжевый клюв, хвост и крылья закрепленные.

Родина цесарок — Африка, где они стали ручными 3 тысячи лет назад. Они неприхотливы, выносливы, питаются жуками, побегами, червяками. Зимой живут птицы в теплых птичниках, на насестах, купаются не в воде, а в ваннах с песком, им ставят кормушки и поилки. Кормят их пшеном, мукой, овсяной крупой.

Позову цесарку

Чок-чок, чок-чок —

Прилетел в сад жучок,

На кусточек сел,

Все листочки съел.

Позову цесарку: —

Не гуляй по парку,

Ко мне в сад приходи

И жука проглоти.

Отгадайте загадку.

Недаром зовут ее царской птицей,

Она оперением может гордиться. (Цесарка.)

Ответьте на вопросы

Какое оперение у цесарки?

Откуда она родом?

Где зимуют цесарки?

Белик Элеонора Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: конспект занятия по развитию речи "Домашние птицы"
Дата публикации: 22.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Образовательные:

внешнем виде, образе жизни.

Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Развивающие:

творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

доброжелательности.

Материалы: предметные картинки домашних птиц, фасоль и горох

перемешанные, тарелочки, червячки из пластилина, игрушка курочки и

цыплёнка, раскраски домашних птиц.

Ход занятия:

Приветствие.

К детям приходит курочка. Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам за помощью. Пропал у меня ребёнок маленький

цыплёнок. Бегаю заву его, не откликается, наверно заблудился, на нашем

птичьем дворе. Двор у нас большой, где искать не знаю.

В – ль: Ребята поможем Курочке.

Поспешим на птичий двор.

Три раза вокруг себя повернись и на птичьем дворе очутись.

Поворачиваю доску, на ней картинка домик деревья.

Ну вот ребята оказались мы на птичьем дворе.

Только кто же здесь живёт? Здесь ли наш цыплёнок?

Загадка про гуся .

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь).

В-ль: Правильно ребята здесь живёт семья гусей

На магнитной доске появляется картинка с гусиной семьёй.

В – ль: Это гусиная семья!

Как папа называется? (гусь) А как мама? (гусыня) А как называется их малыш

(гусёнок), а если малышей много (гусята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию гусей – дети отвечают, если

затрудняются помогает и дети повторяют.

Описание гусей – гуси большие, у них длинные шеи, на голове красный

длинный клюв, два глаза, два больших крыла, маленький хвост, две красные

лапы, а на лапах перепонки – по этому, гуси водоплавающие птицы, а чем

покрыто тело гусей (перьями, а под перьями пух). Перья у гусей серого или

белого цвета. А гусята жёлтого цвета.

А характер у гусей вздорный, они любят пощипать и поиграть. Давайте с

гусями поиграем…

Развитие тонкой моторики речь с движениями.

Есть у нас драчливый гусь

Гуси, гуси вы не видели моего цыплёнка?

Да курочка забегал твой сынок с моими гусятами поиграл – зёрнышки

поклевал и убежал…

А куда же?

Да на двор где живут утки побежал…

Ну что ребята на двор к уткам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на утином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки утиной семьи.

В – ль: Это утиная семья.

Как папа называется? (селезень) А как мама? (утка) А как называется их

малыш (утёнок), а если малышей много (утята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию уток, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются помогает, а дети повторяют.

Утки чуть поменьше гусей. На голове два маленьких глаза. Широкий,

оранжевый и длинный клюв. Шея у уток короче чем у гусей. На туловище два

крыла, короткий хвост и две лапки. На лапках перепонки. Перепонки для того

чтобы утки могли плавать – это водоплавающие птицы. Туловище уток

покрыто перьями, а под перьями пух. Утка пёстренькая, а селезень яркий у

него зелёная или синяя голова, белый галстучек на шее, и на крыльях есть

зелёные полоски. А утёнок жёлтенький.

В – ль: Ребята посмотрите какие утята маленькие, они очень любят играть

давайте с ними поиграем!

Физминутка

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели.)

В – ль: - Уточки вы не видели цыплёнка? потерялся бедненький.

Утки отвечают: Кря – кря – кря забегал он к нам с утра, водицы попил и убежал.

В – ль: А куда же он побежал?

Утки отвечают: А на двор к индюкам.

Ну что ребята на двор к индюкам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на индюшинном дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки индюшинной семьи.

В – ль: Это индюшинная семья.

Как папа называется? (индюк) А как мама? (индюшка) А как называется их

малыш (индюшонок), а если малышей много (индюшата)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию индюков, сравнивают маму и папу –

дети отвечают, если затрудняются в – ль помогает, а дети повторяют.

Индюки крупные птицы, папа побольше, а мама поменьше. На голове у

индюка бородавчатый не оперённый носовой отросток. У индюка он

большой и ярко красный, а у индейки поменьше. У индюка большой хвост –

как веер, а у индюшки поменьше, на лапках у индюков нет перепонок,

поэтому они плавать не умеют – они сухопутные птицы. Туловище индюков

покрыты перьями они пёстрые. Индюшка светлая, а у индюка больше чёрных

пёрышек. Индюшата тоже желтенькие, а на крылышках чёрненькие пятна.

В – ль: Индюки вы не видели, куда наш цыплёнок побежал?

Индюки: видели, конечно! Он искал червячков для мамы, нашёл и помчался

домой с гостинцами!

В – ль: Ребята посмотрите Индюшка грустная какая то. Индюшка что

случилось?

Индюшка отвечает: Да вот принесла нам хозяйка обед индюшатам горох, а

мне с индюком фасоль, только индюшата мои разбаловались и рассыпали и

перепутали горох и фасоль. Вот теперь боюсь их кормить – поперхнуться

фасолью она крупная.

Ребята давайте поможем индюкам! На столах стоят три чашки в одной

перепутанные горох и фасоль, а две другие пустые. В одну нужно положить

горох в другую фасоль. И тогда индюшата смогут спокойно пообедать

горохом, а индюк и индюшка фасолью.

Дети за столами перебирают фасоль и горох.

Индюки благодарят детей и прощаются!

Ну что ребята на двор к курам отправимся….

Три раза вокруг себя повернись и на курином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки куриной семьи.

В – ль: Ну вот ребята мы и пришли к курочке в гости.

Как папа называется? (петух) А как мама? (курица) А как называется их

малыш (цыплёнок), а если малышей много (цыплята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию кур, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются, воспитатель помогает, а дети повторяют.

Ребята посмотрите на курочку и петушка они одинаковые или разные?

Да они разные – у петушка на голове гребешок большой и бородка большая,

а у курочки маленькая. У петушка хвост большой и пышный, а у курочки

маленький, у петушка пёрышки яркие, разноцветные, а курочка скромница

пёстренькая. А на лапках перепонок нет по этому, куры плавать не умеют они

сухопутные птицы.

Ой, Ребята посмотрите а вот и цыплёнок прибежал, да с гостинцами для

мамы и папы (в – ль показывает тарелочку с червячками из пластилина).

Пи-пи-пи угощайтесь мама и папа я так старался вас порадовать!

Курица: спасибо сыночек!

В – ль: Ой какой же у курочки хороший цыплёнок. Мне он очень нравится! А

вам он нравится? Давайте скажем почему нам нравится цыплёнок.

Воспитатель говорит пример предложения (цыплёнок мне нравится, потому

что он красивый!) передаёт цыплёнка в руки следующему ребёнку. Дети по

очереди говорят своё предложение. – Цыплёнок мне нравится потому, что……

Цыплёнок: Ой ребята вы такие добрые, помогали моей маме искать меня и

не бросили её в беде, подарю я вам раскраски в память о нашем птичьем

В – ль: Ребята нам пора прощаться и возвращаться в группу.

Три раза вокруг себя повернись и в группе очутись…

Ну вот мы и в группе. Ребята, где мы с вами побывали? А кого там видели? А

птицы эти были дикие или домашние? Путешествие наше закончилось!

Теперь можно и раскраски раскрасить…

Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки.

(Цыпленок)

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Образовательные:

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их

внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов,

связной речи.

Образовательные: Закрепление знаний детей о характерных признаках

домашних птиц. Расширение представлений детей о птицах, их внешнем

виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование

грамматического строя речи, слоговой структуры слов, связной речи.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха,

зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики,

творческого воображения.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

доброжелательности.

Материалы: предметные картинки домашних птиц., аудио запись голоса

«домашних птиц».

Ход занятия:

Приветствие.

Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли,

повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.

(дети хором приветствуют гостей).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Здравствуйте милые дети, вы лучше всех на свете. Вот таких хороших я

приглашаю в путешествие. Хотите? Подумайте и скажите, на чём можно

путешествовать? (выслушиваем ответы детей).

Сегодня я вас приглашаю отправиться на птичий двор на велосипеде. (на

поезде) (включается весёлая музыка).

2. Речевая зарядка.

Вот мы приехали на птичий двор (воспитатель включает звуки домашних

птиц) Кого вы услышали? (ответы детей). Я предлагаю вам поиграть.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ле-ле-ле- много птиц у нас в селе.

Ал-ал-ал- наш цыплёнок очень мал.

Ол-ол-ол - индюшонок сел на пол.

Лу-лу-лу- гусёнок спрятался в углу.

Ре-ре-ре- много уток во дворе.

Лю-лю-лю- я домашних птиц люблю.

Развитие фонематического слуха.

К нам пришёл волшебник злой, Он ужасный и большой.

Он руками замахал,

Птичек всех заколдовал.

Но пришли друзья – детишки,

Озорные шалунишки

Стали думать и гадать,

Как друзей расколдовать!

Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите

правильное

Название птицы.

Бетух, петюх, пытух, петух.

Усыня, гузыня, гусиня, гусыня.

Интюк, индук, интук, индюк.

Удочка,утотька, уточка.

Закрепление название частей тела птицы.

Ребята, как одним словом назвать петуха, индюка, утку, гуся? Почему

их так называют?

Какую пользу приносят домашние птицы человеку?

Развитие координации речи с движением.

Давайте «петушки» встанем в круг и произнесём слова:

Ах ты, Петя – Петушок,

На макушке гребешок,

А под клювом – то бородка,

Очень гордая походка.

Рано – рано по утру

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

(Дети повторяют слова и соответствующие движения).

Закрепление понятий «тихо – громко». Учить произносить

звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.

А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?» Я буду называть и

показывать домашних птиц, а вы мне ответите, кто как голос подаёт.

Для этого разделимся на две команды: девочки будут – мамами, а мальчики

– птенцами.

Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они

будут отвечать тихо.

(воспитатель жестом показывает на мальчиков или девочек).

Наши гуси у пруда – га - га – га. А гусята тихо повторяют.

А индюк среди двора – Бл-бл-бл. А индюшата тихо повторяют.

А как Петя – Петушок нам поёт (все вместе) ку – ка – ре – ку!

Развитие тонкой моторики.

Речь с движением.

В петушков я вас превращала, а теперь: Два раза покружились и в гуся

превратились.

Есть у нас драчливый гусь

(поочерёдно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх в щепотку)

Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки»).

Физкультминутка.

Вы, ребята, устали, давайте мы с вами отдохнём.

Вышли уточки на луг, кря – кря – кря!

Пролетел весёлый жук, ж – ж- ж - !

(машем руками – крыльями)

Гуси шеи выгибают, га – га – га (круговые вращения шеей)

Клювом перья распрвляют!

(повороты туловища влево вправо)

Ветер ветки раскачал

(качают поднятыми руками в верх)

Шарик тоже зарычал, р – р – р!

(руки на поясе, наклонившись вперёд смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш, ш – ш – ш! (подняли руки вверх, потянулись)

И опять настала тишь, ш – ш – ш! (присели).

Закрепить в речи названия птичьей семьи.

Присаживайтесь за столы и возьмите картинку с изображением

домашних птиц. (по одной картинке на ребёнка. Воспитатель задаёт

каждому ребёнку разные вопросы: назови птицу, как называется семья,

назови ласково, кто детёныш, что умеют делать).

10. Организация окончания занятия.

Ребята, давайте давайте ещё раз посмотрим на птичий двор. Смотрим

видеоклип «Птичий двор».

Кого вы увидели в маленьком видеофильме? Где мы с вами побывали? О

ком и о чём говорили? Что вам понравилось? Что вам понравилось? Что

показалось трудным?

Вы сегодня очень постарались, давайте похвалим за это себя. Нас ждёт

поезд пора возвращаться в детский сад.

Конспект фронтального занятия на тему «Домашние птицы»

Тема : «Домашние птицы»

Цель: согласование числительных «два», «две» с существительными, развитие словаря.

1. Систематизировать знания о домашних птицах.

2.Упражнять в согласовании числительных «два», «две» с существительными.
3. Развивать общую, мелкую, моторику.

4. Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.

Оборудование: предметные картинки домашних птиц и их, детёнышей, диск с записью танца утят, проектор, презентация, картинка героя из сказки Незнайка, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое «Садитесь, пожалуйста».

Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».

Кто помнит, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц?

Сегодня четверг, одиннадцатое число, а месяц - ноябрь.

Давайте еще раз повторим: сегодня среда, десятое ноября.

Ребята, к нам в гости сегодня пришёл герой из сказки. Угадайте, как его зовут? (Незнайка) Слайд 1.

Послушайте, что он вам расскажет:

Зовут меня Незнайка, я в садик не хожу,

Загадки отгадайте, и я вас награжу!

2. Активизация и расширение словаря

а) Отгадывание загадок (Незнайка путает детей) Слайд 2.

- Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)

- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

- Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

- Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)

- Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)

Дети отгадывают загадки. На проекторе появляются картинки - гусь, курица, петух, индюк, утка.

Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это?

Это птицы.

Почему вы решили, что это птицы?

Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги.

Где живут эти птицы, где берут корм? (Ответы детей) Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Какую пользу приносят эти птицы человеку? Значит, это какие птицы?

У птиц есть маленькие детки - птенцы. И вот Незнайка опять что – то напутал. Посмотрите внимательно и назовите правильно!

Игра «У кого – кто» см. Слайд 3, 4.

3. Развитие мелкой моторики.

а) Пальчиковая гимнастика .

По столу шел петушок, Пальцы сцеплены в замок.

Сверху – красный гребешок, Концы пальцев правой руки нажимают

Снизу – коготки на лапках, на верхнюю часть тыльной стороны

Не порви, дружок, тетрадку. ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

б) Обведи по точкам.

Ребята, Незнайка принёс с собой какие – то листочки, что на них изображено – непонятно. Надо обвести рисунок по точкам, тогда узнаем, что на них нарисовано. Поможем Незнайке? (Дети по точкам обводят домашних птиц)

4. Физкультминутка.

Танец утят.

5. Согласование числительных «два», «две» с существительными.

а) Письмо Незнайки. Слайд 5, 6, 7, 8.

Ребята, Незнайка пришёл к нам с тетрадью, в которой наделал ошибки. – Давайте послушаем, что он написал, и исправим его.

У гуся два гусёнок.
У утки два утёнок.
У индюка два индюшонок.

У курицы два цыплёнок.

б) Игра с мячом. (Логопед бросает мяч ребёнку, называя птицу, ребенок, бросая мяч логопеду, согласует «два», «две» с названиями птиц.)

Утка – две утки

Гусь - два гуся

Гусыня -две гусыни
Петух – два петуха

Индюк – два индюка

Индюшка – две индюшки

Курица – две курицы

Игра «Кто пропал»? Дети садятся в круг на ковёр, около каждого ребёнка разложены по две картинки с птицами. Ребята закрывают глаза, логопед прячет у кого – то две картинки. Дети открывают глаза, отвечают, кто спрятался.

6. Итог занятия.

О ком сегодня говорили на занятии?

Как их всех можно назвать одним словом?

Какую пользу приносят домашние птицы?

Ребята, Незнайка узнал много нового у нас на занятии. Но ему пора прощаться с вами, ему понравилось, как вы работали, он хочет вам подарить наклейки.

Исхакова Светлана Миннулловна, воспитатель
МАДОУ №106 "ЗАБАВА" г. Набережные Челны

Тема: Домашние птицы.

Программное содержание:

- развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

Развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам .

Предварительная работа. Разучивание песни «Вышла курочка гулять», рассматривание иллюстраций в книгах домашних птиц, чтение сказки «Курочка – Ряба», рассматривание картины «Курица с цыплятами», миска с пшеном, травка.

Материалы и оборудование. Набор настольных игрушек – домашняя птица;, изображения семейства: гуси, утки, куры, бумажный заборчик на доску и картинка «птичий двор» для сюрпризного момента, мешочек; бумажные фигурки цыплят на магнитах, 2 мольберта, интерактивная доска, (если ее нет то можно использовать плакат с изображением деревни) .

Индивидуальная работа: Матвей, Амилия называние и звукоподрожание птицам.

Словарная работа: Селезень, Гусыня, птичий двор

Интеграция: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

1. Организационный момент.

Ребята куда это мы свами сегодня попали (в деревню) . (Слайд и звуки деревни.) Слышите звуки деревни? Давайте присядем на стульчики. (На магнитной доске Забор) Что это на картинке? (Это забор) , а за забором (птичий двор) . Давайте посмотрим кто живет за заборчиком. Здесь живут (домашние птицы) . А почему они так называются? (называются они так потому что живут рядом с человеком, и человек заботится о них, кормит) .

2. Основная часть.

Ребята, кто это? (петух) . Правильно. А какие у петуха перья, хвост, гребешок?Давайте прочтем петушку стихотворение (дети самостоятельно) :

Петушок, петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?

Ребята, а как петух поет? (ку-ка-ре-ку!) Ой, а кто это услышал петуха? (ставится картинка Курица) Скажите какие перья у курицы? (пестрые) А хвост?

Загадка

Белый камешек разбился

Богатырь на свет явился

Богатырь на курьих ножках

В красных кожаных сапожках. (яйцо, цыпленок) .

Курица несет (яица) , а из этих яиц вылупляются...(цыплята) Правильно! (Раздаю детям бумажных цыплят) .

Желтые цыплятки, славные ребятки.

Спят у мамы под крылом,

Так уютно в доме том.

Ребята, какого цвета цыплята? (Желтые) . А цыплята как пищат? (Пи-пи-пи) Цыплята любят клевать зернышки.

Выполняем музыкально-ритмические движения под песенку «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Давайте соберем цыплят возле нашей курицы. (Прикрепляем Цыплят на доску) Один малыш потерялся. (утенок) . Это его мама? Нет. Конечно, это не цыпленок. Это утенок. А маму у утенка как зовут? (утка) , папу утенка зовут - Селезень

Пушистый матросик, лопаточкой носик. - На ножках коротеньких красные боты.

Расскажите про утку. Как утка крякает? (Кря-кря) Какой у утки нос? (большой, лопаточкой) . Какие у нее лапки? (короткие) . А какого цвета? (Красного) На лапках имеются перепонки. Утки любят плавать в пруду или в реке, любят щипать траву.

Также плавать любят гуси. Деток у гусей зовут? (Гусятами) маму-гусыня, а папу-гусь. А как гуси кричат? «Га-га-га»

3. Игра «Чудесный мешочек» По считалке выбираем участника достаем игрушки из мешочка изображаем звуки и называем. «Ко-ко-ко, квохчет... «Ку-ка-ре-ку!» - кричит... «Га-га-га, го-го-го», - гогочет... «Кря-кря-кря», - крякает...

Физкультминутка

4. Пальчиковая гимнастика.

Наши уточки с утра «Кря-кря-кря» (всепальчики округляем в щепоть)

Наши гуси у пруда «Га-га-га» (пальчики собранные вщепоть вытягиваем вперед)

Наши курочки в окно «Ко-ко-ко». (Делаем пальчиками куриный гребешок)

А как Петя-петушок рано по утру. (Большим и указательным делаем. Нам споет «Ку-ка-реку» клюв, а остальные выпрямляем)

5. Подведение итога: Про кого мы говорили сегодня? Поиграли, потанцевали. Нужно домашних птиц беречь и за ними ухаживать.

Домашние птицы приносят человеку пользу. Кто знает, какую?

Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух.

А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки-пуховички тоже состоят из их пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

И закончим мы наше занятие веселым танцем «Танец утят» .

Учитель-логопед:

Алекса Вера Николаевна

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Лексическая тема: «Домашние птицы»

Цель: совершенствование грамматического строя речи

Задачи:

  1. Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека ();
  2. Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?» );
  3. Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  4. Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);
  5. Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково» );
  6. Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны» );
  7. Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?» ).
  8. Развитие логического мышления (отгадывание загадок );
  9. Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?» );
  10. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку» )
  11. Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много» )
  12. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  13. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
  14. Контроль над правильным звукопроизношением.

Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); предметные картинки с изображением головы курицы, пера гуся, хвоста петуха, следа утки; резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц

Лексика:

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, кормит, закроет, откроет, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий .

Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.

План:

  1. Организационный момент (отгадывание загадок, введение в тему)
  2. Беседа по вопросам на изученную тему.
  3. Д/игра «Кто как разговаривает?»
  4. Д/игра «У кого кто в семье?»
  5. Пальчиковая гимнастика «Утята»
  6. Д/игра «Чья, чей, чье?»
  7. Д/игра «Один-много» (игра с мячом)
  8. Д/игра «Хвастуны»
  9. Д/игра «Кого не стало?»
  10. Д/игра «Назови ласково»
  11. Д/игра «Собери пазлы» *
  12. Подведение итогов занятия (оценка детей, анализ их работы)

Ход занятия:

1. Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Сейчас первым сядет тот, чье имя начинается со звука С, вторым сядет тот, чье имя начинается со звука К, остальные, сядут те, чье имя начинается со звука Д. Теперь внимательно слушайте меня. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением. (логопед читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц )

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» - поет... (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах ). Верно! Тема нашего занятия сегодня - домашние птицы.

2. Беседа по вопросам на изученную тему. - А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы ).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник ). Правильно!

А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком )

Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

- А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками )

Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья )

Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями ). Молодцы! Вы все верно ответили!

3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает?» - Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух - кукарекает.

курица – кудахчет

утка – крякает

гусь – шипит, гогочет

индюк – болбочет

цыпленок – пищит

Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!

4. Дидактическая игра «У кого кто в семье?»

Образец:

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

5. – А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику )

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

6. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?". – Ой, ребята, а чей это хвост у меня? Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов. – Это петушиный хвост.

Чье перо? – Это гусиное перо.
Чей след? – Это утиный след

Чья голова? – Это куриная голова.

Молодцы! Вы все правильно сказали.

7. Игра с мячом «Один-много», - А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки (логопед дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая )

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
гусь – гуси,

утка – утки,

индюк – индюки,
гусенок – гусята,
утенок – утята,
индюшонок – индюшата,

цыпленок – цыплята

Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

8. Дидактическая игра "Хвастуны". – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? Образец: Петух говорит у меня не голос, а голосище,

Индюк – у меня не хвост, а хвостище,
Утка – у меня не лапы, а лапищи,
Гусь – у меня не шея, а шеища,
Курица – у меня не крыло, а крылище,
Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

9. Дидактическая игра «Кого не стало?» - А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)

10 . Дидактическая игра с мячом "Назови ласково". – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково. Например, Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее логопед задает про каждую домашнюю птицу отдельно )

петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

11. Дидактическая игра «Собери пазлы»* - Ребята, посмотрите, кто-то порвал картинки их нужно собрать. Вы поможете мне? (логопед раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают ). Скажите, кого вы собрали? (дети по очереди отвечают «Я собрал ….» ).

12. Окончание занятия. – Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах ). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы логопеда ). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились. А теперь давайте оставим что-нибудь на память о нашей экскурсии. Сейчас вы с Верой Ивановной попробуйте сделать маленьких цыплят.

Домашнее задание на 1 и 2 недели декабря.

Для детей 4-5 лет

Тема «Домашние птицы»

  • Петух-курица-цыпленок
  • Гусь-гусыня-гусенок
  • Селезень-утка-утенок
  • Индюк-индюшка-индюшонок.
  1. Объяснить малышу, что этих птиц называют домашними, почему они так называются. Помочь запомнить информацию.
  2. Рассмотреть строение тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок,бородка. Обратить внимание, чем покрыто тело птиц.
  3. Рассказать, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
  • Утка - «кря-кря» - крякает
  • Гусь – «га-га» - гогочет и т. д.
  • У утки - утенок (утята)
  • Петух- петушок,
  • Утка- уточка и т. д.
  • Одна утка - много уток
  • 1 утка, 2 утки, 3…, 4…, 5…
  • 1 утенок, 2…, 3…, 4…, 5…
  • Утка (что делает?) - плавает, ходит, летает
  • Индюшка (что делает?)-…
  • Курица (что делает?)-…
  • Петух (что делает?)-…
  1. Развитие логического мышления. Упражнение «Исправь ошибку»
  • У утки - гусята
  • У индюшки - утята
  • У курицы - цыплята
  • У гусыни – индюшата.
  1. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков
    Первый, второй – шли утята
    Третий, четвертый – за водой.
    А за ними плелся пятый,
    Позади бежал шестой.
    А седьмой от них отстал,
    А восьмой уже устал.
    А девятый всех догнал,
    А десятый испугался,
    Громко - громко запищал:
    «Пи-пи-пи!»-
    «Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
    (поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
  2. Развитие слухового внимания, памяти.
    Выучить стихотворение:
    Курицы на улице
    А.Прокофьев
    Ку–ка–ре-ку! Курицы,
    Хорошо ль на улице?
    Ку–ка-ре-ку! Десятый раз-
    Беспокоюсь я за Вас.
    Беспокоюсь, хлопочу, громко крыльями стучу.
    Я горланю во весь дух,
    Потому что я петух.
    Брось горланить! Ко – ко - ко….
    Все мы здесь…Недалеко…
  3. Ознакомление с художественной литературой. Прочитать малышу сказки:
  • «Гуси – лебеди»

Для детей 5-7 лет

Тема «Домашние птицы»

  1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
  • Петух-курица-цыпленок
  • Гусь-гусыня-гусенок
  • Селезень-утка-утенок
  • Индюк-индюшка-индюшонок.
  1. Уточнить у малыша, как этих птиц называют домашними, почему они так называются.
  2. Расспросить ребенка о строении тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Уточнить, чем покрыто тело птиц.
  3. Уточнить, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
  4. Рассказать о профессии птичницы.
  5. Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.
  6. Упражнение на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов). «Кто как разговаривает?»
  • Утка - «кря-кря»- крякает
  • Гусь – «га-га»- гогочет и т. д.
  1. Упражнение на образование супплетивной формы сущ. в ед. и мн. числе. «Кто у кого?»
  • У утки - утенок (утята)
  • У гусыни - гусенок (гусята) и т. д.
  1. Упражнение на образование сущ. с помощью суффиксов. «Назови ласково»
  • Петух - петушок,
  • Утка - уточка и т. д.
  1. Упражнение на употребление сущ. род. пад. во мн. числе «Один - много»
  • Одна утка - много уток
  • Один селезень - много селезней
  • Один утенок - много утят и т.д.
  1. Упражнение на согласование числительных с существ. «Посчитай»
  • 1 утка, 2 утки, 3…, 4…, 5…
  • 1 утенок, 2…, 3…, 4…, 5…
  • 1 селезень, 2…, 3…, 4…, 5… и т.д.
  1. Упражнять в подборе глаголов к сущ. «кто как передвигается?»
  • Утка (что делает?)- плавает, ходит, летает
  • Индюшка (что делает?)-…
  • Курица (что делает?)-…
  • Петух (что делает?)-…
  1. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных «Чей клюв, чьи лапы?»
  • Клюв утки - утиный клюв
  • Лапы утки - утиные лапы и т. д.
  1. Упражнять в подборе антонимов «Скажи наоборот»
  • Утка большая, а утенок- маленький
  • Цыпленок молодой, а петух-…
  • У гуся шея длинная, а у курицы-…
  • У курицы лапы баз перепонок, а у утки-…
  1. Продолжать знакомить ребенка с крылатыми выражениями. (Начало см. в теме «Домашние животные»)
    Познакомить ребенка с крылатыми фразами, помочь их запомнить и активизировать в словаре.
  • Как с гуся вода (Все ему нипочем)
  • Курам на смех (Ничего не может быть смешнее)
  1. Развитие логического мышления. Упражнение «Отгадай загадку»
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек.
    Ходит вразвалочку, спотыкалочку
    (
    Утка )
    По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит,
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки
    (
    Гусь )
    Он в мундире ярком,
    Шпоры для красы.
    Днем он - забияка,
    Поутру - часы
    (
    Петух )
  2. Развитие слухового внимания.
    Прочту рассказ только один раз, а затем нужно будет ответить на вопросы. Будь внимателен.
    «Тебе нужно войти во двор дома №16, обойти дом слева, зайти в сарай, отсчитать 4-ю клетку справа. В ней будет сидеть черный петух по кличке «Роджер». Ты должен передать ему привет от его троюродного брата белого петуха Рекса.»
    Вопросы:
  • Назови номер дома
  • С какой стороны нужно обойти дом?
  • С левой или с правой стороны ты будешь отсчитывать клетки?
  • Третья или пятая клетка тебе нужна?
  • Какого цвета Роджер?
  • Как зовут троюродного брата Роджера?
  1. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
    Шла уточка бережочком,
    Шла серая по крутому.
    («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь )
    Вела детей за собой
    И малого и большого
    (
    Загибают безымянный палец, большой палец )
    И среднего, и меньшего
    (Загибают средний палец, мизинец)
    И самого любимого
    (Загибают указательный палец)
  2. Ознакомление с художественной литературой.
    Прочитать малышу сказки:
  • «Гуси – лебеди»
  • «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена
  • «Серая шейка» Соколов- Микитов

Если Ваш ребенок знаком с этими произведениями, предложите ему маленькую викторину.
«Я читаю тебе отрывок, а ты отгадай из какого произведения»

  • -До сих пор не могу поверить своему счастью: я превратился в прекрасного лебедя…
    (Лебедь из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)
  • -Отправила нас Баба - Яга в погоню за девочкой и ее братцем. Покружились мы над речкой, яблонькой, да печкой, но никого не нашли.
    (Гуси – лебеди из одноименной сказки)

Обобщающее занятие в подготовительной логопедической группе по развитию речи на тему "Домашние птицы"

1. Продолжать развивать подвижность щек, губ, языка.
2. Закрепить работу по развитию речевого дыхания.
3. Продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Закрепить словарь по теме.
6. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
7. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
8. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
9. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
10. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
11. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
12. Продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
13. Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.
14. Продолжать совершенствовать умение детей образовывать существительные с размерно-оценочными суффиксами.
15. Повторить счет до 10.
16. Развивать память, внимание, мышление, речь.
17. Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Оборудование.

1. Маленькие зеркала на подставке для каждого ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Кукла в платочке и с ведерком.
4. Мячик.
5. Птичий двор из игрушек.
6. Картинки и иллюстрации по теме.
7. Цифры на карточках.
8. Указка.

Словарь.

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, голубь, голуби, голубочек, голубка, голубки, голубок, голубята, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, голубятня, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, птицеферма, птичница, птичник, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, воркует, кормит, покормит, накормит, перекормит, закроет, откроет, прикроет, накроет, строит, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

I. Организационный момент.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

– А теперь – в гости на птичий двор!

II. Артикуляционная гимнастика для выработки правильного звука [ р ].

– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?

– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру "Чьи зубы чище? ": рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка "почистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение вместе с логопедом каждый перед своим зеркалом).

– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.

III. Работа над речевым дыханием.

– А я про Варю знаю стишок:

"Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары".

– Давайте и вы его расскажите (дети рассказывают хором) . Этот стишок можно рассказывать очень тихо (дети рассказывают хором тихо) ; можно рассказывать грустно (дети рассказывают грустно фронтально) .

IV. Закрепление пройденного.

1. Беседа по вопросам на изученную тему.

– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)

– А что еще называют их домом? (Птицеферму)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– Еще кто-то может? (Птичник)

– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

2. Дидактическая игра "Посмотри и назови".

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)

– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

3. Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".

– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

Образец:

петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.

4. Дидактическая игра "У кого кто в семье?".

– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

Образец:

петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут?
(В голубятне)

Пальчиковая гимнастика "Утята". (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

5. Дидактическая игра "Один – много". (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)

– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

Образец:

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.

6. Дидактическая игра "Что сначала, что потом?".

– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур . (Логопед предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)

Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.

– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)

– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)

– А затем? (Выкармливает птенцов)

7. Дидактическая игра с мячом "Подбери признак".

– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.

Образец:

петух (какой? ) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (
какая? ) – красноклювая,
голубка – маленькая, быстрая,
утята
(какие?) – шустрые,
голуби – сизые.

8. Дидактическая игра "У кого что?".

– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)

Образец:

у петуха (что есть? ) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

9. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

Образец:

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

10. Дидактическая игра "Считайка":

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

– Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,

первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –

V. Физминутка.

КУРОЧКА-ХОХЛАТКА

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за логопедом)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет."

VII. Закрепление пройденного (продолжение).

11. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?".

– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Логопед показывает картинку)

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.

12. Дидактическая игра"Помощники":

– Ребята, а как мы можем помочь птичнице Варе кормить птиц? Давайте вспомним все действия со словом "кормить":

Образец: покормить, накормить, перекормить.

– А со словом "закроет"?

Образец: откроет, прикроет, накроет.

13. Дидактическая игра "Потерялись слова".

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Логопед указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле )
Показал индюк индюшке
Много зернышек …
(В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух …
(С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка …
(ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …
(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть …
(ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница …
(ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо …
(ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд …
(ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет …
(МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух …
(ИЗ-ЗА угла)

14. Дидактическая игра "Хвастуны".

– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)

Образец: у петуха (что? ) – не голос, а голосище,

у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,
у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.

VIII. Итог.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, логопед убирает картинки с фланелеграфа, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем?
(Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png