Конспект занятия в подготовительной группе. Международный день птиц

Тема: Перелётные птицы.
Цели:
Обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах, продолжить знакомить детей с перелётными птицами.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
Материалы: карточки с названием месяцев года, дидактическая игра «Перелётные и зимующие», 2 обруча, картинки солнышка и снежинки, таблица «Птичий календарь», видео «13 фактов о птицах и их особенностях». 1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель:
- Ребята, кто знает какое сегодня число? (1 апреля). А кто знает какой сегодня праздник? (дети скорее всего не знают). Хорошо, я помогу вам догадаться, а для этого отгадайте загадки.
Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков. (ласточка)
По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …грачи».
Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных - съест, он молодец!
А зовут его…скворец.
- Молодцы! О ком были загадки? И какой сегодня праздник? (ответы детей) Сегодня Международный день птиц.
- А какие это птицы? (перелётные)
Если осенью птицы улетают от нас, значит, когда-то они должны к нам возвращаться! И происходит этот замечательный процесс благословенной весной. Но не той весной, когда всё вокруг вдруг зацветёт и запахнет, и развернётся свежий лист на деревьях, и запорхают чудесные пёстрые бабочки. А ещё задолго до этого – когда и намёка ещё нет ни на какое тепло, когда ещё лежит снег и бежит позёмка, – уже тогда появляются у нас первые перелётные птицы. И птицы эти – самый верный признак весны!
Давайте составим с вами птичий календарь прилёта птиц.
- Хотите? А сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о названиях месяцев года, закреплять умение делить птиц на зимующих и перелётных.
Воспитатель:
- Предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Весна».
Задача: найти весенние месяца. Дети делятся на три команды. У каждой команды карточки с названиями зимних, осенних, летних и одного весеннего месяца. Дети выбирают карточки: март, апрель, май.
- Молодцы, ребята, часть птичьего календаря у нас есть.
Предлагаю вам найти перелётных птиц.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Описание игры.
На столе расположены карточки с изображением птиц: снегирь, скворец, синица, журавль, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей, лебедь, цапля. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
- Справились! А теперь давайте закончим птичий календарь.
Дети раскладывают картинки птиц по месяцам.

3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения;
2) формировать опыт фиксации за¬труднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
Некоторые птицы у них вызывают затруднение.
Воспитатель:
- Почему вы разложили не всех птиц? (Потому что не знаем когда они прилетают).
Значит, что мы должны узнать? (Когда прилетают эти птицы).
- А как мы можем это узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)

4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:

1) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
2) показать детям птичий календарь;
Воспитатель:
- Посмотрите, что я вам покажу.
Дети раскладывают остальных птиц.
- Какой птицы нет в календаре? (соловья). Соловей прилетает в апреле.
- Молодцы! А теперь отдохнём.
Физкультминутка про птиц.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся).

5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
закрепить знания детей о перелётных птицах и знакомство с новыми интересными фактами о птицах.

Воспитатель:
- вот мы и составили календарь прилёта птиц. А что ещё интересного вы знаете о птицах? (ответы детей). Приглашаю посмотреть видео «13 фактов из жизни птиц».

6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
- Чем мы сегодня занимались? Что запомнилось?
- Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
- Вы сегодня молодцы. А теперь ребята мы с вами послушаем, а позже выучим стих о наших пернатых друзьях
Берегите птиц. (Виктор Корболеев)
Я начал птичку рисовать
С душой, ни как попало
Ведь птичек нужно охранять,
Их так на свете мало

Внизу хочу я написать:
По птицам не стреляйте
Не надо птичек убивать
И гнёзд не разоряйте!

Они не только ведь поют
И просто так летают,
Они ведь гусениц клюют
И мух уничтожают

Они для нас поют весной
Поможем им, ребятки
Чтоб сад сиял наш чистотой
И зеленели грядки!!!

Журавль

Весной на родное болото вернулись из теплых стран журавли. Как хорошо дома! Пригревает солнышко, зеленеют сочные болотные травы. Журавли немного отдохнули после долгого перелета, огляделись, прошлись на высоких ногах, словно на ходулях, по болотцу и стали искать, опустив длинный клюв в болотную воду, червяков, жучков, лягушек и головастиков. Есть чем кормиться журавлям среди болот, есть и укромные места в густых зарослях камышей и осоки, где можно устроить гнездо.

Длинные ноги и клюв помогают журавлям приспособиться к жизни среди трясин и болотных кочек. Оперение у журавля серебристо-серое, на голове темная шапочка, украшенная красным пятнышком. Крылья у этих птиц большие, сильные, окаймленные по краям темными перьями.

В Сибири на болотах можно увидеть белого журавля — стерха. Он очень красив — белоснежный, с красным лбом и клювом, черными ногами и черными полосками на концах крыльев. Это редкая птица занесена в Красную книгу.

Весной журавли устраивают игры и танцы. Танцуют журавли и парами, и всей стаей. Подходит журавль к журавлихе, встает перед ней и кланяется, кивает головой, приглашая потанцевать. Журавлиха прерывает охоту за лягушками, и танец начинается: журавли подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом все быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом не в силах удержаться и сами пускаются в веселый пляс. «По-видимому, на журавлей танец действует так же заразительно, как на нас смех», — заметил один ученый-зоолог.

Молодые журавли в «школе танцев» не обучаются, едва родившись, на пятый-шестой день от роду они уже смело выделывают сложные пируэты, высоко подпрыгивая, кланяясь и подбрасывая вверх разные мелкие предметы. Но приходит пора и этим беззаботным птицам заняться постройкой гнезда. Гнездо журавли строят на земле среди кустарников и трав. Скоро в нем появляются одно-три крупных яйца. Насиживают яйца оба родителя, а через месяц из яиц вылупляются птенцы. Едва обсохнув, они следуют за родителями, в первый же день хорошо плавают, а месяца через два «встают на крыло» и готовы совершить далекий перелет.

Когда на болотах созревают ягоды -— клюква, морошка, брусника и голубика, — журавли с удовольствием щиплют их, любят полакомиться сочными стеблями молодой осоки и семенами различных трав.

Во второй половине сентября ночи становятся длиннее и холоднее, а по утрам стелются густые, влажные туманы. Звонкое курлыканье журавлей разносится на рассвете над болотами, птицы собираются в стаи, готовятся к отлету в жаркие страны.

Журавли

Высоко в голубой дали

Над землей летят журавли.

Летят они, курлычут,

Нас за собою кличут,

Как будто говоря:

— Летите вместе с нами!

За темными лесами,

За синими морями

Есть теплые края;

Там в зелени долины.

Мы скоротаем зиму,

А раннею весной

Вернемся в край родной!

Кукушка

Кипит работа в весеннем лесу: пичуги тащат в клювах прутики, сухие травинки, кусочки мха — строят гнезда, устилают их пухом и перышками, готовятся к появлению птенцов. Только кукушка гнезда не строит! Она уселась на сук на макушке высокой осины и внимательно, терпеливо высматривает, где птицы устраивают себе жилища.

Когда заботливая, работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда — кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик свое яичко, а хозяйское унесет в клюве и выбросит.

В гнезда каких только птиц кукушки не подкладывают свои яйца: в лесные теремки горихвосток, трясогузок, пеночек, крапивников, мухоловок, в дупла дятлов и даже в гнездо болотной птицы — кулика. Но ведь у всех птиц яйца разные. Отличаются окраской и размером. Как же доверчивые птицы не замечают подкинутое яйцо? Очень просто! Из года в год кукушка подбрасывает яйца птицам одного и того же вида. Есть кукушки «горихвостковые», яйца которых по расцветке похожи на яички горихвосток, есть «трясогузковые» — их яйца трудно отличить от яиц трясогузки, а по размеру яйца кукушки маленькие, такие же, как у небольших лесных пташек.

Ну а как быть кукушке, если птичка, насиживая свои яйца, никуда из гнезда не улетает?

Тогда кукушка прибегает к хитрости, пользуясь сходством с хищным ястребом, которого боятся лесные птицы. Кукушка почти так же окрашена и таких же размеров, как ястреб, да и летает она похоже.

Когда беззащитные птахи замечают над собой силуэт снижающегося «хищника», они с писком вылетают из зеленых укрытий. Кукушке только того и надо! Она тут же подкладывает в их гнезда свои яйца. Самец помогает ей, отвлекая внимание маленьких птичек. Они волнуются, атакуют его, а хитрец и не думает улетать.

Через 11 дней кукушонок выклевывается из скорлупы. «Чуть обсохнув, новорожденный приступает к тяжелой работе — нужно выкинуть из гнезда лишних едоков. Кукушонок осторожно подползает под своего соседа по домику, вскидывает его на спину и несет к краю гнезда. Рывок — и жертва летит за борт!» (И. Акимушкин). В первые недели жизни у кукушонка на спине есть небольшое углубление, с помощью которого он выкидывает своих сводных братьев, потом оно исчезает.

Вот и остался птенец в гнезде один, теперь весь корм, который принесут приемные родители, достанется только ему, ведь он очень прожорлив и растет, как в сказке: не по дням, а по часам!

А что же родная мать-кукушка? Наши лесные кукушки, избавив себя от родительских хлопот, никогда своих детей не навещают.

Весной в лесу далеко разносится звонкое «ку-ку». Это кукует кукушка.

Кукушка

На лесной опушке

Слышится «ку-ку».

Кукует кукушка

Где-то наверху.

В лес густой зеленый

Нас зовет она.

Там березки, клены,

Свежесть, тишина.

Солнечные блики

По траве скользят,

Алой земляники

Капельки горят.

Там сплетают ветки

Кружевной навес.

Приходите, детки,

На прогулку в лес.

Песню кукушки слышали почти все, а вот увидеть эту птицу с буровато-серым оперением доводилось далеко не каждому, ведь они обычно прячутся на макушке высокого дерева, в густых зеленых ветвях.

Основной корм кукушек — насекомые, но иногда они могут поклевать и сладкие лесные ягоды.

Хотя кукушки — нерадивые родители, нашим лесам они приносят большую пользу, ведь эти птицы уничтожают мохнатых гусениц, которых другие пернатые не трогают. А мохнатые гусеницы, особенно гусеницы шелкопряда, опасные враги леса: они поедают листья, стебли и почки растений, и лес может засохнуть.

В середине лета, в июле, птицы улетают в жаркую Африку. Молодые кукушки прилетают туда позже.

Лебедь

Помните ли вы сказку Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?

В этой сказке белоснежная лебедушка, заколдованная злым чародеем-колдуном, превращается в прекрасную царевну:

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты.

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит...

Лебедь — прекрасная, гордая птица, поэтому в сказках, песнях, стихах красивую девушку сравнивают с белой лебедушкой. Говорят, что у нее «шея лебединая, походка павлиная». Оперенье у лебедей ослепительно- белое. Когда лебедь токует, он чуть вздымает крылья, и они «белоснежными парусами вздуваются по бокам живой ладьи» (И. Акимушкин). Клюв у лебедя красный, на лапах перепонки, чтобы легче было плавать.

Лебедь

Солнце озарило

Бледный небосвод.

Лебедь белокрылый

Медленно плывет.

Тает отраженье

В зеркале воды,

Дремлют без движенья

Светлые пруды.

Капля серебристая

В зелени листа.

Может быть, мне снится

Эта красота?

По утрам лебеди купаются, плещут крыльями по воде, поднимая фонтаны брызг, промывают каждое перышко и кожу под ним. Накупавшись, птицы выбираются на берег, клювом отжимают перья, а потом долго отряхиваются. Чуть подсохнув, лебеди смазывают перья жиром. Дело это нелегкое! Ведь у лебедя 25 тысяч перьев! Хорошо смазанные перья вмещают в себя много воздуха и помогают птицам держаться на воде.

Лебеди обычно кормятся зелеными травами, листьями и стеблями растений, но иногда могут полакомиться и мелкой водяной живностью.

Свои гнезда лебеди вьют недалеко от воды, в густых зарослях трав, и устилают их пухом. Весной в дружной лебединой семье появляются птенцы. Яиц в гнезде пять или шесть штук, все птенцы появляются на свет одновременно. Когда птенчики обсохнут, прячась под пушистым крылом мамы, а их теплый густой пух сильно пропитается жировой смазкой ее перьев, лебедушка ведет малышей к реке или озеру, помогая малышам, идущим на неокрепших лапках, добраться до водоема. «Всюду следуй за матерью» — вот главная заповедь, и птенцы неукоснительно ее выполняют и старательно повторяют все, что делает мама. Малыши вслед за ней бесстрашно входят в воду. С первого дня они отлично плавают, ныряют, сами кормятся листьями и травой.

А через два месяца молодые лебеди «встают на крыло» — учатся летать в поднебесье*. Недаром пословица говорит: «Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь».

Лебеди долго гостят в наших краях. Прекрасные птицы улетают на юг, когда водоемы затянет корочкой льда, а весной вновь возвращаются в родные места.

Скворец

Ранняя весна. Пригревает солнышко, на пригорках и склонах оврагов уже появились первые проталины. По обочинам дорог бегут, ослепительно сверкая на солнце, ручейки. В это время из далеких заморских стран возвращаются в родные края вестники весны — скворцы.

Скворец — крупная, красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв, черный у самочки и ярко-желтый у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков.

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков-скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса, луга и поля.

Скворцы

Прилетели скворцы —

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Песенка у скворушки красивая, звонкая, он часто подражает голосам других пернатых. В его пении можно расслышать и трели жаворонка, и крик иволги, и щебет ласточки. Целую неделю скворец распевает песни, забыв обо всем на свете.

Когда из дальних стран прилетает скворчиха, дружная пара начинает устраивать гнездо. Случается так, что в облюбованном птицами скворечнике зимой поселились воробышки. Тогда скворцы просят их удалиться. В освободившийся скворечник они приносят прутики и сухие травинки, устилают гнездышко перьями и пухом.

Скоро в гнезде появляются гладкие зеленовато-голубые яички, а недели через две из них выклевываются скворчата. День-деньской родители летают в луга, поля и огороды, ищут для птенцов корм — червяков, улиток, слизняков и насекомых.

В начале июня любопытные скворчата выглядывают из круглого оконца скворечника и с интересом изучают открывшийся им удивительный мир. А кругом все цветет, порхают бабочки, жужжат шмели и пчелы. Но вылететь из гнезда у маленьких скворчат не хватает смелости. Мама-скворчиха начинает выманивать малышей из домика. Она приносит в клюве аппетитного червяка, садится на жердочку около окошка и показывает лакомство скворчонку. Птенец тянет клювик за угощением, а мама отодвигается от него подальше. Скворчонок, цепляясь лапками за оконце, высовывается, перевешивается и летит вниз. Он испуганно кричит, но в этот момент крылышки раскрываются, поддерживают птенца, и он приземляется на лапки. Мать, чтобы подбодрить скворчонка, угощает его червяком.

Вскоре в укромном уголке леса, где много мошкары, червяков, личинок, открывается скворчиная школа. Взрослые скворцы учат малышей выкапывать из земли червяков, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать правильное место для ночевки, узнавать сигнал опасности.

К осени скворцы собираются в стаи, готовятся к отлету в жаркую Африку.

Соловей

Соловей

В зелени ветвей

Соловушка-соловей

Ночи напролет

Песни нам поет.

Льются песни без конца,

Лучше нет в лесу певца!

Наступил май. Листья на деревьях и кустарниках окрепли, раскрылись, и на них может удержаться, не скатываясь, светлая капля росы или дождя. В народе говорят: «Соловьи тогда в наши края прилетают, когда могут с березового листа напиться».

По берегам речек и оврагов завила душистые кудри черемуха, распушились ива и ольха. В густых зеленых зарослях заливаются лесные певцы — соловьи: «Фи- тчурр-фи-тчурр-фи-тчурр-тюй-лит, тюй-лит-чо-чочо-чо- чо-трррц!» Щебечут, свистят, цокают, завораживая своим пением. Никто в лесу не поет лучше соловушки!

«У соловья волшебное пение, да скромное оперение». Сверху он окрашен в темно-каштановый цвет с более темным оттенком на спине, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый. Ни одного яркого пятнышка нет в его оперении.

В густых зарослях ивняка и ольшаника, по склонам глубоких оврагов, где бьют студеные ключи, соловьи вьют гнезда и выводят птенцов. В конце мая в соловьином гнезде появляются от четырех до шести зеленовато-серых яиц. Самочка насиживает их две недели. Чтобы подкормиться, она вылетает из гнезда на короткое время, затем опять усаживается на кладку. Когда появляются птенцы, соловьи кормят их гусеницами, личинками и червяками.

В конце августа соловьи собираются в небольшие стайки. В это время в лесах созревают ягоды, и птицы с удовольствием поедают их, особенно нравятся им ягоды бузины. В начале сентября птицы улетают в теплые края.

Трясогузка

Когда идешь по лесной тропинке, еще не совсем просохшей после майского дождика, можешь увидеть, как впереди, весело потряхивая длинным хвостом, быстрыми шажками семенит веселая, хорошенькая трясогузка. На ходу она ловко хватает клювом мошек и комаров, не опасаясь человека.

Трясогузка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми перышками. Вот какая модница!

Трясогузка

Трясогузка, трясогузка —

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду.

Поселись в моем саду

И за ставенкой резной

Свей гнездо свое весной.

Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озерах еще лежит лед. В народе трясогузку называют ледоломкой: птичка бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком — «лед ломает». Свои гнезда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьев. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе, и птенцам. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки — любимая еда трясогузок.

Гнездо трясогузки вьют из соломинок и тонких веточек, устилают его пухом. Обычно в гнезде пять- шесть яиц, раскрашенных серыми точками.

Через две недели из яиц проклевываются птенцы, которых родители кормят мошками и комарами. Когда птенцы подрастут, вместе с мамой-трясогузкой они

разгуливают по песчаной косе у реки. Мать зорко следит за малышами и не забывает их подкормить.

Трясогузка — проворная и храбрая птица. Заметив в небе ястреба, она громко и тревожно кричит: «Ци- зи! Ци-зи!» На крик слетаются другие трясогузки. Дружные птицы прогоняют ястреба.

В конце лета становится холоднее, насекомые прячутся, и трясогузки, соединяясь в небольшие стайки, улетают в Африку и Южную Азию.

Утка

Весной на берегу реки, в густых зарослях камыша и осоки серая утка свила свое гнездышко. Укромное место для него выбрал папа-селезень, а мама-утка постелила на дно гнезда мягкую перинку из пуха и перышек.

Утка откладывает десять яиц, заботливо насиживает их, отлучаясь совсем ненадолго, чтобы перекусить сочными болотными травами, зеленой ряской и разной водяной мелочью — жучками, червяками и личинками. Селезень плавает по реке недалеко от гнезда, оберегая его от непрошеных гостей.

Когда утка неподвижно сидит на кладке яиц, заметить ее не так-то просто: скромное серо-коричневое оперение сливается с окружающей природой — сухими прошлогодними стеблями камыша, зеленовато-коричневыми корнями и листьями болотных и речных трав.

Окраска селезня яркая и нарядная. Сине-зеленая шея и кончики перьев переливаются перламутром, а крылья и хвост украшены белыми и темно-коричневыми полосками.

Через три недели в гнезде появляются утята, похожие на маленькие пушистые комочки. Обсохнув под теплым материнским крылом, они бегут следом за уткой к реке, смело входят в воду, с удовольствием плавают и ныряют.

Утка учит малышей находить пищу, прятаться от врагов. Утята ни на шаг не отходят от матери, всюду следуют за ней, ведь главное правило утиной школы такое: плавать рядом с мамой, повторять все, что делает она.

Каждое утро утиная семья принимает водные процедуры: ныряет и плещется, поднимая сверкающие на солнце брызги. Потом, выбравшись на песчаную отмель, утки отряхиваются и старательно смазывают каждое перышком жиром.

Зачем же уткам такие купания?

Ведь и так большую часть времени эти птицы проводят в воде. Оказывается, купания очень даже нужны.

«Утка, которая несколько дней не купалась, не ухаживала за своим оперением, если ее сразу пустить в воду, может... утонуть.

А если не утонуть, то плавать будет плохо, с телом, почти погруженным в воду. Итак, с грязными перьями птицы ни летать, ни плавать не могут. В чем же дело?

Тончайшие щетинки пера без воды слипаются и ломаются.

После купания утки смазывают перышки жиром копчиковой железы, ведь хорошо смазанное перо как бы надувается воздухом и очень помогает птицам плавать и летать» (И. Акимушкин).

Осенью, когда ряска опускается на дно, а вода в реке становится холоднее, утки разбиваются на пары.

Селезни и утки плывут навстречу друг другу, пьют воду и кланяются, словно говоря: «Здравствуйте! Рады с вами познакомиться!» Уточка выбирает себе селезня по душе и часто остается ему верной подругой всю жизнь.

Из наших краев утки улетают последними, ведь пока пруды, реки и озера не замерзли, им есть чем кормиться.

В Москве и Подмосковье они нередко зимуют на незамерзающих водоемах.

Сказка о кривой уточке

(по мотивам русской народной сказки)

Присказка

Вниз по реке, как маленький кораблик.

Работу отложу, поставлю грабли

К стволу ветлы, склоненной над водой,

И побреду, кораблик, за тобой.

Я заводь полукруглую миную.

Грустит вода под чешуею ряски,

Про серенькую уточку кривую

Мне вспомнятся слова старинной сказки.

Там, где темнеет купол церкви древней,

В былые времена была деревня.

К воде сбегали шаткие мостки,

В избушке бедной жили старики.

Старик однажды конопатил лодку

И воротился к вечеру с находкой:

Доверчивую, теплую, живую

Принес старухе уточку кривую.

Вот радость-то была у стариков!

Старуха, не раздумывая долго,

Устроила гнездо из лоскутков

И усадила уточку в кошелку.

Наутро старики ушли из дома

На дальнем поле скирдовать солому.

А утка обернулась молодицей,

Сходила на колодец за водицей

И напекла румяных пирогов,

И стала ждать прихода стариков.

Под вечер старики пришли в село.

Вошли в избушку — чисто в ней, светло,

Половики расстелены повсюду,

Отмыта и очищена посуда,

Ухваты, чугуны стоят на месте,

И духовито пахнет сдобным тестом.

Старик перекрестился на иконы

И прошептал старухе: — С нами Бог!

Благодари того, кто нам помог.

Старуха стала низко бить поклоны.

Потом пошла к соседушке болтливой.

Та тайну уточки ей тотчас и открыла:

— Я видела, кривая молодица

Ходила с коромыслом за водицей.

Старуха утром затопила печь

И спряталась со стариком в чулане:

— Как скинет перышки, так тут же их и сжечь,

Тогда придется ей остаться с нами!

В избушку молодица воротилась

И сразу серых перышек хватилась,

Запричитала, вышла на крыльцо,

Заплаканное подняла лицо

К седому небу. Облака темнели,

Над речкой гуси-лебеди летели.

Взмолилась молодица:

— Сестры, братья,

По одному лишь перышку мне дайте!

Но быстро, высоко они летели

И бросить перышки свои ей не успели.

Вдруг видит молодица: над сараем

Летит один, отбившийся от стаи,

Защипанный утенок захудалый,

Летит и машет крыльями устало.

И словно снег запорошил деревья:

Упали, закружились птичьи перья.

Она их собрала в одну минутку

И тут же снова обернулась уткой.

С мостков нырнула, скрылась в тростнике

Вода плеснула где-то вдалеке...

Напрасно на закате старики

Ходили по тропинке у реки:

Манили уточку, бросали хлеба крошки —

Пустым осталось гнездышко-лукошко...

Плыви, плыви, листочек золотой,

Коряги, омуты речные огибая.

Мне показалось, уточка кривая

Мелькнула в заводи среди травы сухой.

Быть может, к старикам она вернется

И снова молодицей обернется,

И станет им как доченька родная —

Заботливая уточка кривая.

Грач

Грач — довольно крупная перелетная птица, оперение которой почти черное, отливающее фиолетовым блеском.

Прилетают грачи в наши края ранней весной. Недаром пословица гласит: «Если грач на горе, то весна на дворе».

Прилетев, грачи держатся небольшими стайками. Они любят бродить по распаханным приготовленным к севу полям и выискивать в мягкой влажной земле жуков, червяков и личинок.

Когда весна окончательно вступает в свои права, с каждым днем становится светлее, а солнце пригревает теплее луга и поля, грачи принимаются за постройку гнезда. В готовое гнездо они откладывают яички, а когда из них вылупляются птенцы, родители заботливо их кормят червячками, комарами, мухами.

На полях грачи гуляют:

Принесли весну они.

Эти птицы точно знают:

Скоро солнечные дни.

Льдинки звонкие разбились

И поплыли по реке,

И сережки распустились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Посветлели их стволы,

На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

Дрозды — перелетные птицы. У них вытянутое, стройное тело, прямой средней длины клюв, высокие ноги и остроконечные крылья. Оперение у всех птиц (кроме черного дрозда) почти одинаковое: бледно-кофейное с характерными треугольными пятнами темно-коричневого цвета. Зрение и слух у дроздов превосходные. Все дрозды хорошие летуны. Они весьма подвижные, ловкие, осторожные и недоверчивые птицы. Очень общителен дрозд-рябинник, который любит селиться целыми колониями. Остальные же виды, как, например, певчий и черный дрозды, наоборот, предпочитают жить в уединении.

Где живут дрозды? Они обитают в Европе, Азии, Америке.

В России живут дрозды-белобровники, деряба и дрозды-рябинники, встречаются черные и певчие дрозды.

Белобровник окрашен в светлые цвета. Он предпочитает солнечное мелколесье, молодые березняки. В глухих лесах этих птиц не встретишь. Гнезда они вьют вблизи земли. Самка откладывает от 3 до 6 яиц. Через 10—12 дней птенцы покидают родной дом и сами ищут себе пищу: насекомых, мелких червей. Белобровники издают такие звуки: «Ци-фли-син, ци- фли-син!»

Деряба — разновидность дроздов. Он больше белобровника, окрашен в серо-бурый цвет. Обитают дерябы в светлых лесах, парках, а на зиму улетают в Европу.

Рябинник облюбовал для жизни Европу, водится он и в Сибири. Обычно рябинники собираются в стаи по 30 — 40 пар. Селятся они в парках, перелесках, на опушках лесов. Зовут этих птиц рябинниками потому, что они любят угощаться рябиной, калиной, ягодами облепихи.

Наконец, один из самых распространенных в России дроздов — черный дрозд. Он вдвое меньше галки, но вдвое больше воробья.

Как выглядит черный дрозд? Окраска его оперения — матово-черная. Клюв — ярко-оранжево-желтый. Вокруг глаз у него желтые кольца.

Поют черные дрозды утром и вечером: «Так-так, чикс-чикс!» Обитают в хвойных и смешанных лесах с подлеском, в заброшенных садах, парках.

Гнездо черного дрозда похоже на чашку. Птицы строят его в густых ветвях елей, на березах, липах. Иногда гнездо располагается вблизи земли. Черные дрозды, как и другие их виды, всеядны. Они поедают насекомых, семена растений, ягоды рябины, калины, облепихи.

Смешанные леса, но с преобладанием в них молодых и густых еловых зарослей, служат излюбленными местами поселения и гнездования дроздов. Яйца (их 4—6, бледно-голубые с зелеными крапинками) черные дрозды откладывают в мае-июне. На 13-й или 14-й день насиживания из яичек вылупляются на свет птенцы. Пищей для всех дроздов служат насекомые, черви и наземные моллюски. Осенью и зимой дрозды очень охотно питаются рябиной и другими дикорастущими ягодами.

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь.

Дрозд клюет рябины кисти —

Лучше ягод не найдешь!

Жаворонок

Между небом и землей

Песня раздается

Беспрерывною струей,

Что так громко льется.

Не видать певца полей,

Громче, громче лейся.

Из-под травушки своей

Жаворонка песня.

Жаворонок — певчая птица отряда воробьиных.

Как выглядит жаворонок? Он похож на воробья. Окраска жаворонка серо-коричневая, желтоватая. Спина этой птицы серая, оперение живота белое, грудка коричневая, на головке жаворонка красуется небольшой хохолок, а хвостик окаймляют белые перья. Такая окраска называется защитной. В густых зеленых и желто-зеленых травах жаворонка трудно приметить.

Где обычно живут жаворонки, знаете? Я вам скажу. Они выбирают для жизни открытые холмистые пастбища или слегка заболоченные равнины.

Жаворонок — перелетная птица. В наши края она прилетает ранней весной. Ещё не зазеленели поля, не проснулись насекомые, а жаворонки в синем небе уже трепещут крылышками и радостно поют. Их песенка похожа то на трель, то на звон колокольчиков.

Чем же питаются жаворонки в это ранее весеннее время? Они ищут на проталинках личинки насекомых, выбирают из бороздок на полях прошлогодние семена.

В старину на Руси был обычай лепить из теста жаворонков. Весной дети выходили на лужок и пели русские народные песни-заклички — простые и звонкие.

Вот слова этих песенок.

Песенка первая

Ой, вы, жаворонки,

Жавороночки!

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Третье — человечье!

Песенка вторая

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое.

Унесите от нас зиму холодную.

Наскучила нам зима морозами.

Руки, ноги отморозила.

Дети водили хороводы, пели песни, потом угощались испеченными в печи птичками.

Жаворонки нередко селятся у воды, возле небольших речушек и ручейков.

Самки жаворонков меньше самцов, они не поют песен. Прилетев, они подыскивают теплое местечко для гнезда. Жаворонки клювом роют ямку для гнезда в мягкой влажной земле. Затем они ее утепляют перышками, пухом, мягкими травинками.

Самочка сидит на яйцах примерно две недели. Жаворонки обычно откладывают 4 — 6 яичек. Уже через 10 дней птенцы покидают гнездо, сами ищут корм.

Чем питаются жаворонки? Растениями, семенами злаков. Любят угоститься пшеницей, овсом. Поедают жуков, пауков, личинки. Пьют чистую росу с цветов и трав, как и воробьи, любят купаться в пыли.

Над полем

Жаворонки, жаворонки,

Над полем летите.

Жаворонки, жаворонки,

Радость нам несите.

Чтобы было много хлеба,

Принесите синее небо.

Пропойте песни чудные

Да травы изумрудные!

Жаворонок-колокольчик

Он звенит, как колокольчик,

Он звенит, не устает.

Целый день поет, поет

Колокольчик весны.

Это, жаворонок, ты!

Жаворонки могут подражать и другим птицам. В их песне вы услышите и трели, и звон бубенчиков, и чириканье воробьев. Иногда жаворонков держат в клетках. Их трудно содержать, им нужны забота, любовь, правильный корм. В клетке жаворонок может прожить до 10 лет.

В природе у жаворонков много врагов: это и сокол- чеглок, и хорек, и ласка, и горностай, вороны, мыши, ястребы, и даже змеи.

Спасает жаворонка только то, что с высоты 500 м он камнем падает в траву и прячется между стеблями.

Послушайте, как описал жаворонка замечательный журналист, писатель, знаток природы Василий Песков: «Радость — в какой-нибудь день начала апреля на опушке прислониться к теплому створу много пожившей сосны. Уже не над проталиной, а над полоской темной земли в потоке идущего вверх тепла висит жаворонок и звенит над теплеющим лугом его колокольчик».

Пусть весна в наш край вернется

Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам скорей!

Принесите, жаворонки,

Лето потеплей,

Унесите зиму грозную,

Зимушку морозную.

Над полями вы летите,

Ребятишек веселите.

Травушка пусть зеленеет,

Небо яркое синеет.

Пусть весна в наш край вернется,

Пусть она нам улыбнется!

Жаворонки улетают из наших краев поздней осенью. Они собираются в стайки по 5—7 птичек. Летают по полям, подбирают колосья.

Когда осенью становится прохладно, жаворонки улетают в более теплые места, на юг, чтобы ранней весной вновь серебрящимися потоками висеть над полями и петь свои чудесные песенки.

Ласточка

Ласточка — небольшая красивая перелетная птица, стремительная в полете, с длинными остроконечными крыльями. В народе ее ласково зовут «касаточка».

Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением теплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнезд. Для постройки своего домика ласточке нужна влажная глина, шерстинки животных, перышки других птиц, соломинки и травинки.

Собрав достаточно материала, птицы лепят домики-чаши, скрепляя соломинки, шерстинки и глину своей слюной. Ласточки прикрепляют свои гнезда к карнизам домов, под крышами и балконами.

С появлением в гнезде вылупившихся из яиц птенцов заботливые родители приносят им еду: мошек, комаров, прилетая к гнезду около тысячи раз в день!

Примерно через месяц птенцы покидают родное гнездо и, подобно взрослым птицам, весело носятся в небе вслед за родителями, хватая на лету мошек, комаров и других насекомых.

Маленькая ласточка,

Прилетай скорей!

Нам с тобою ласковой

Станет веселей.

Ах ты, быстрокрылая

Щебетунья наша!

Нежная, красивая.

Домик твой, как чаша.

Сивова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с №21
Населённый пункт: г. Балашиха, микр. Павлино
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ "Перелетные птицы"
Дата публикации: 03.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Секция №5
Педагогические работники дошкольных образовательных организа- ций
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием

ИКТ «Перелетные птицы»
Сивова Светлана Ивановна Воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №21 Цель: Пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы». Задачи: 1. Уточнение и расширение представлений о перелётных пти- цах. 2. Учить разгадывать кроссворд, ребусы. 3. Дать сведения о видах перелета, о видах гнёзд и их размеще- нии. 4. Учить детей отвечать полным ответом, словообразованию, об- разовывать слова из разрозненных слогов и читать их. Материалы и оборудование: презентация занятия. Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображе- нием перелётных птиц. Ход занятия: 1

Организационный момент:
- Ребята, утром ко мне ко мне в окно постучался голубь и принес письмо. Давайте мы его сейчас откроем и посмотрим, что в нём. А в нём – загадка. Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла... (Весна) - О каком времени года говорится в письме? (В письме говорится о весне). Правильно, о весне. (Слайд №1) (Весна) - Я для вас приготовила кроссворд с загадками. Давайте попробуем его разгадать. (Слайд №2) 2
(Кроссворд) 1. Кто над окном, под нашей крышей Маленький слепил домишко. На лету хватает мошек, Предсказать погоду может. (Ласточка) 2. На кормушку возле нашей форточки Села удивительная птица: В чёрной шапочке и желтой кофточке. Птица называется... (Синица) 3. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тюкнет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (Цапля) 4. Вместе с этой черной птицей 3
К нам весна в окно стучится. Огороду, полю - врач, Кто по пашне скачет? (Грач) 5. Кто два раза родится: В первый раз гладкий, Во второй раз мягкий? (Птица) После разгадывания кроссворда, дети читают ключевое слово «ПТИЦА» и определяют тему занятия. (Слайд №3) (Перелетные птицы) В природе существует большое разнообразии птиц. – А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Слайд №4) 4
(Стая) (Вереница) (Клин) 5
(Одиночный перелет) Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насеко- моядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти пти- цы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Рань- ше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водо- плавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Физкультминутка
Подвижная игра «Улетает, не улетает» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц») Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бега- ют и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
Игра «Определи, чьё гнездо?»
(Слайд №5) 6
(Игра «Определи, чье гнездо?») - А ещё я для вас приготовила ребус. Давайте мы с вами его разгада- ем и узнаем, кто из птиц первым прилетает к нам весной. (Слайд №6) (Ребус «ГРАЧ») - Правильно, ребята, это – грач. (Слайд №7) 7
(Грач) Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. - Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону) - Чем питается грач весной? (Грач питается червяками, жуками, личинками) - Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева) - Если вернулись грачи – жди схода снегов. К дружной весне грачи не задерживаются в пути, спешат к своим гнёздам. Ну а если грачей не видать, то и весна не спешит теплом порадовать. Заранее извещают грачи и о дне грядущем. Об улучшении погоды, прибавке тепла и солнца можно узнать по их весёлому гомону, играм. К похолоданию, студёному ветру, дождю, снегу, белоклювые чёрные птицы начинают волноваться: подни- мутся в воздух целой ватагой и давай кружиться с тревожным граем над гнёздами. Затем спикируют на деревья и снова ввысь… 8

- Игра «У кого кто?»
У грача – грачонок, грачата. У соловья – соловьёнок, соловьята. У аиста – аистёнок, аистята. У скворца – скворчонок, скворчата. У журавля – журавлёнок, журавлята. У чижа – чижонок, чижата. У лебедя – лебедёнок, лебедята. У утки – утёнок, утята. У дрозда – дроздёнок, дроздята.
- Игра «Кто на дереве живёт?»
(Слайд №8) (Игра «Кто на дереве живет») - На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочи- таете слоги и поменяете их местами.
- Итог занятия.

Надежда Чушенкова
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы»

Цель : Познакомить детей с перелетными птицами , выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные» , «водоплавающие» , развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Образовательная область :

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие.

Задачи :

Обучающие :

Расширить знания детей о птицах .

Закрепить знания о перелетных птицах .

Закрепить обобщающие понятия.

Обучать развернутому высказыванию.

Расширить представление детей о перелётных птицах , их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие :

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы :

Наглядные;

Словесные;

Игротерапия;

Словарь :

Активизировать в речи детей следующие слова : перелет- стаей , вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами во время прогулки ; чтение стихов, рассказов о птицах . Рассматривание иллюстраций с различными ви-дами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц .

Оборудование :

Плакат с изображением природы, перелетных птиц .

Мультимедийная установка;

Презентация по теме : «Перелетные птицы » ;

Угощения для детей (конфеты «Ласточка» );

Шапочки для детей с героями сценки.

Ход занятия.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

Сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

И деревья блистают

В разноцветном уборе.

(«Осень.» К. Бальмонт)

Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают » .

Птиц на земле , конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие , чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы , которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни. птицы питаются рыбой , другие – насекомыми. Есть хищные птицы , которые поедают других зверей и птиц , а есть «вегетарианцы» , которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах , а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Воспитатель. Как называют птиц , которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы ) .

Загадки :

Кто эта птица ? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Всех перелетных птиц черней ,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет ,

А зовется птица (Грач)

Эту птицу всякий знает :

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец)

Спереди – шильце ,

Сзади – вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Воспитатель : Каких перелетных птиц вы знаете ?

Дети : Перелетные птицы (грачи, ласточки, аисты, соловьи,ку-кушки,чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи).

Воспитатель : А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, кли-ном. Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке. (Вос-питатель на доске схематически изображает, как улетают птицы .)

Загадки :

Он живет на крыше дома-

Это старый наш знакомый :

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Кто без нот и без свирели

Кто же это (Соловей)

Воспитатель : Правильно вы отгадали, эти птицы тоже отно-сятся к перелетным .

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение , ма-ленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица , но круп-нее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц , никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета , с большим клювом.

Воспитатель : Назовите, пожалуйста, части тела птиц . /Туло-вище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению , внешнему виду, величине/.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

Воспитатель : А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью , другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкре-питься негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на маг-нитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраи-ваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «це-почкой» , в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : не-которым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

Воспитатель : Раньше всех нас покидают насекомоядные пти-цы. В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите : насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Воспитатель : Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. По-вторите : водоплавающие.

Игра «У кого какое тело?»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Зна-чит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Молодцы, ребята, правильно.

Воспитатель : Давайте вспомним, покажем и назовем, части тела всех птиц (лапы, шея, голова, клюв, хвост) . Чем покрыто тело птиц ? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом, формой, размером крыльев.)

Конкурс «Прилетели птицы » .

Я сейчас буду перечислять птиц , но если вы услышите что-ни-будь другое, хлопайте в ладоши!

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, ма-кароны.

Прилетели птицы : голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы : голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Упражнение «Скажи наоборот» : Закончи предложения.

Аист большой, а соловей….

У аиста длинная шея, а у кукушки….

У соловья серая грудка, а у ласточки…

Аист белый, а грач…

Физминутка.

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой

Качают головой

Прямо и гордо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц , если вы услышите название зимующей птицы , то присядьте; а если название перелетной , то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, жу-равль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются на-секомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … /он до-стает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад , потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Воспитатель : Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают , а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы . Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам . На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица . Когда кто-то в дргой стране встречал окольцованную птицу , он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы .

Воспитатель : Какие вы знаете сказки с названием птиц ?

«Гуси-лебеди» , «Серая шейка» , «Путешествие Нильса с дикими гусями» , «Гадкий утенок» , «Дикие лебеди» . (Ответы детей) .

Воспитатель : Сценка «осенние разговоры»

Черепаха.

Слышишь, улитка?

В дальние страны

Ветер уносит птиц караваны .

Видишь их? Взмыли они в небеса.

Тихими станут наши леса.

Как хорошо нам без их трескотни

В долгие ночи, зимние дни!

Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь?

Спряталась в домик. О чем ты грустишь?

Нет, Черепаха, зимою и летом

Я не скучаю в домике этом.

Скромно живу и не знаю, бывает,

Кто улетает, а кто прилетает.

Что ж тут грустить? Но другие иначе…

Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?

Вот насмешили! Вот чудаки!

Аист меня сторожил у реки.

Он улетел, и, скажу вам, друзья,

Только теперь успокоилась я.

Квакаю громко и не боюсь,

Что у него в животе окажусь.

Слышите, каркает Ворон на ели?

Ворон жалеет, что все улетели.

Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том?

Здесь я остался лучшим певцом.

Слушайте дивную песню мою.

Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще?

Певчие птицы нам пели послаще .

Только они улетели на юг,

Голо и тихо стало вокруг.

Грустная осень пришла на поля,

Снегом покроется наша земля.

Лес золотой осыпает листву.

Я одиноко и скучно живу.

Птицы ! Прошу, возвращайтесь скорей,

С вашими песнями станет теплей.

Итог занятия .

Воспитатель : Ребята, наше занятие подошло к концу . Вы узнали много нового из жизни птиц . К сожалению, очень долго че-ловек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной дея-тельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, живот-ные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на ги-бель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Воспитатель : Не забывайте, что птицы- наши друзья , младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.

Все наши перелетные птицы улетели , но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточки» .

Оксана Шепотько
Конспект НОД «Перелётные птицы» в подготовительной группе

Цель: продолжить формирование у детей представлений о перелётных птицах. Поддерживать стремление детей получать познавательную информацию через ЭОР.

Задачи:

Развивающие.

Закрепить знание о видах птиц (зимующие, перелётные). Развивать связную речь, память, внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук, умение образовывать слова во множественном числе.

Образовательные.

Сформировать у детей представление о жизни перелётных птиц. Учить отгадывать птиц по голосу, «летать» стайкой, клином.

Обогащение детского словаря: перелетные птицы. Учить детей при помощи дыхательной гимнастики расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Воспитательные.

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения договариваться, помогать друг другу.

Методические приемы:

беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра «Собери пазлы», прослушивание звукозаписи с голосами птиц, подвижная игра «Улетает, не улетает», словесная игра «Сосчитай и назови», игра: «Кто улетел?», игра «Узнай по голосу», игровая ситуация, физическая минутка, подведение итогов.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка»

Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, наблюдение за птицами, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л. Толстой «Галка и кувшин», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Оборудование: проектор, презентация, разрезные картинки с изображением птиц, письмо, шарик, пёрышко, колокольчик, вода с йодом, аудиозапись голоса птиц, кубик, телефон, карточки с загадками.

Ход НОД.

(воспитатель звенит колокольчиком)

Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!

(влетает шарик, ни нитке письмо, написанное лимонным соком)

Воспитатель: Ух ты, что это? Давайте посмотрим. Это какой-то чистый лист, как вы думаете, что это может быть? Ответы детей. А может это не просто чистый лист, а тайное письмо? Такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)

Воспитатель: А как же узнать что в нем написано? Ответы детей. Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо. У нас есть такая водичка.

Воспитатель: Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это? Оказывается, ребята, это письмо от Осени.

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы знаете много песен и стихов об осени. Расскажите, пожалуйста, мне что вы знаете о перелётных птицах. Осень.»

Воспитатель: Ребята, расскажем Осени о перелётных птицах? Какие птицы называют перелётными? Почему они улетают в тёплые края?

Воспитатель: Давайте птички вам будут петь, а вы их по голосу будете угадывать, согласны?

Воспитатель: Вот здорово. Ну, тогда вперёд. Птички, начинайте петь.

Воспитатель: Молодцы ребята. Как ловко вы узнали все голоса птиц, а загадки также ловко отгадываете?

1. Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

2. Кто без нот и без свирели

Кто же это? … (Соловей)

Перелётная крякушка ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

В воде купался,

А сух остался. (Гусь)

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавль, клин журавлей)

Не ворона, не синица, -

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

Воспитатель: Отлично! Я знала, что вам это по силам. Предлагаю вам ещё одну игру «Кто улетел?»

Игра: «Кто улетел?»

Правила игры: На экране 6-7 изображений перелётных птиц. Воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно изображение птицы.

Воспитатель: Вы ловко это сделали, просто великолепно. Не устали? Хотите ещё поиграть? Сейчас будем считать птиц.

Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: на экране перелётные птицы, воспитатель предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «В осеннем лесу 2 грача», «Улетело из осеннего сада 5 соловьёв».

Воспитатель: А сейчас поиграем.

«Покружитесь, повернитесь, быстро в пташек превратитесь».

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

«Покружитесь, повернитесь и в ребяток превратитесь»

Воспитатель: Давайте с вами восстановим дыхание, упражнение: «Лебединое пёрышко». Во время подготовки к полёту птицы потеряли пёрышки. Возьмите по одному пёрышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Не надувайте щёки. Дети дуют на пёрышки.

Чистоговорка

Ла -ла- ла - Есть у птицы два крыла.

Лы -лы- лы- В небесах парят орлы.

Ро - ро- ро - Потерял павлин перо.

Ца -ца- ца- Птица вывела птенца. Ли- ли- ли- Улетели журавли

Воспитатель: Как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

Ласточки, скворцы, трясогузки – стайкой.

Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.

Гуси чаще всего летят косяком.

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Воспитатель: предлагаю вам полетать, как ласточки, как журавли (на экране изображение)

Воспитатель: Какая красота! Молодцы какие.

Рефлексия.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пройти за столики. На столе лежат конверты, разбейтесь на пары и соберите пазлы.

О чем мы сегодня говорили?

А кто хотел побольше узнать о птицах?

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось? (не понравилось)

Какое задание было лёгким? (тяжёлым)

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png