Проект сооружения авианосца на основе замороженной массы изо льда и древесных опилок растаял, просуществовав всего год. Он так и не стал реальностью. Хотя project Habakkuk (проект Аввакум) поначалу горячо поддерживал сам премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Причем тут библейский пророк Аввакум

Профессор университета в Мэриленде Сьюзен Лэнгли давно занимается исследованием проекта «Хабаккук», написала об этом книгу и докторскую диссертацию. Лэнгли, увлекающаяся еще и дайвингом, неоднократно погружалась в озеро Патрисия (Канада, национальный парк Джаспер в Альберте), чтобы осмотреть на то, что осталось от так и не созданного ледяного авианосца.
Лэнгли пишет, что идея назвать амбициозный проект именно так принадлежит самому Черчиллю – он слишком много надежд возлагал на это военно-морское сооружение изо льда и опилок. Аввакум предсказал пленение Иерусалима, а на «Хабаккук» возлагалась миссия помочь британцам одолеть фашистов.

Каким представлялся ледяной авианосец

Проект странного авианосца разработал Джеффри Пайк, эксцентричный ученый военного ведомства Великобритании, как его называет Сьюзен Лэнгли. «Хабаккук» должен был стать мощнейшим авианосцем в истории и обезопасить британские атлантические конвои от вражеских подлодок.
В последнем, девятом, томе девятитомника «Иллюстрированная война» (The War Illustrated), вышедшем в апреле 1946 года, указываются проектные размеры древесно-ледяного авианосца: 2000 футов (610 м) длина, 300 футов (92 м) ширина. Плавучий аэродром рассчитывался на 200 истребителей или 100 бомбардировщиков, плюс к этому на нем проектировались ремонтные мастерские и другие необходимые помещения. Предполагаемая скорость «Хабаккука» 7 узлов (8 миль в час), его дизель-генератор должен был потреблять 120 тонн горючего в день. Авианосец намеревались оснастить емкостями для запаса топлива в 5 тысяч тонн, что позволило бы кораблю передвигаться в радиусе действия 7 тысяч миль. Стоить вся эта махина, по предварительным оценкам, должна была не более 10 миллионов фунтов стерлингов.
Идея использовать лед и опилки пришла в голову англичанам вследствие дороговизны стали в военное время. Пайк, наслышанный о крепкости арктического льда, решил сделать его стратегическим материалом, который поможет британцам выиграть войну. Секретный проект привел в восторг самого Уинстона Черчилля, который тоже загорелся этой идеей.
В начале декабря 1942 года началась работа над реализацией «project Habakkuk».

«Коробка для обуви»

Экспериментальной площадкой было выбрано канадское озеро Патрисия, где в начале 1943 года было построено 60-футовое судно-прототип «Хабаккука» со стенами и полами из дерева. Внутри находился массивный кусок льда, опоясанный холодильными трубами. По словам Сьюзен Лэнгли, эта громадина больше походила на большую коробку для обуви, а трубопровод напоминал грудную клетку.
Сразу же начались технические неполадки – местами трубопровод оказался поврежденным, поэтому вода не охлаждала лед, трубы просто перекачивали воздух. Потом усомнились в прочности самого льда. Изобретенный Пайком стройматериал «пайкеринг» (смесь замороженной воды и древесных опилок), как оказалось, производить в огромных количествах, потребных для «Хабаккука», просто непрактично.
К середине 1943 года ажиотаж вокруг древесно-ледяного авианосца начал угасать, а в июне того же года испытания в Канаде свернули вовсе.

Почему свернули проект?

По мнению Сьюзен Лэнгли, охлаждению интереса к «Хабаккуку» поспособствовали три основные причины. Во-первых, у Великобритании появилась возможность обустроить в Исландии постоянную базу в Северной Атлантике, что делало бесперспективной разработку плавающих аэродромов, тем более таких, как «Хабаккук». Во-вторых, на вооружение британцев поступили новые самолеты, имевшие больший радиус действия. В-третьих, военная промышленность разработала усовершенствованные радары, позволявшие более точно отслеживать вражеские подводные лодки.
«Все эти новшества сделали «Хабаккук» устаревшим еще до того как он достиг своего успеха», – делает вывод Лэнгли. – «Построить его было бы возможно. Но уже нецелесообразно».

Что там сейчас, на дне Патрисии?

Сьюзен Лэнгли, по ее рассказам, впервые узнала о «самолете изо льда», лежащем на дне канадского озера, в 1982 году, и сначала не поверила в то, что это вообще возможно. Но она, серьезно занимающаяся подводной археологией, решила проверить услышанное и через два года исследовала дно озера в предполагаемом месте затопления останков «Хабаккука».
Лэнгли увидела нечто напоминающее баржу. Затем исследовательница погружалась на дно озера еще несколько раз, уже в рамках проектов, спонсированных правительственными грантами. Многочисленные исследования легли в основу книги и докторской диссертации.
Остов несостоявшегося авианосца лежит на глубине 100 футов (30 м). Для дайверов это опасное погружение, поскольку велик риск возникновения декомпрессии. Видимость на глубине низкая. По словам Сьюзен Лэнгли, если кто-то еще хочет увидеть останки нереализованного проекта «Хабаккука», ему следует поторопиться – находящийся на дне остов постепенно разрушается, и вскоре уже не на что будет смотреть.

Названный в честь одного из так называемых «малых библейских пророков» — проект «Аввакум» был одним из самых оригинальных изобретений военно-морской мысли.

Во время Второй мировой войны, Британия, оказавшаяся в крайне непростом положении, судорожно цеплялась за различные проекты, которые смогли бы спасти ее положение и помочь противостоять нацистской Германии. В частности, британскому адмиралтейству крайне не хватало судов для обеспечения проводок конвоев из США на остров. Для того, чтобы создать базу для противокорабельной авиации, британцы предложили создать авианосец из смеси древесной массы и льда, которая получила название «Пикрет». Автором такой оригинальной идеи был Джеффри Пайк - сотрудник оперативного штаба.

Мысль о создании ледового корабля пришла в голову Пайку, когда американцы и британцы обдумывали проведение специальных операций на северном побережье Европы.

Давайте вспомним как реализовывался и к чему привел этот проект …



Не вполне ясно, кто первый это придумал, но известно, что идею айсбергов-аэродромов обсуждали в 1942 году премьер Уинстон Черчилль и лорд Луи Маунтбаттен (Louis Mountbatten), глава «Объединённых операций», британской организации отвечающей за развитие наступательного вооружения. Первоначально речь шла о простом «спиливании» верхушек айсбергов, оснащении их двигателями, системами связи и направлении в театр военных действий с группой самолётов на борту.



Нужно заметить, что столь экстравагантная идея родилась в период, когда промышленность союзников, особенно Великобритании, испытывала острую нехватку ресурсов, в первую очередь - стали. В то время как потребность в судах только росла. Замёрзшая вода представлялась дешёвым и неограниченным ресурсом. Как бонус - такой авианосец был бы непотопляем, так как целый град бомб и торпед не мог бы разбить крупный айсберг на куски, а лишь оставлял бы на нём выбоины.



Таяние такого «корпуса» не стало бы проблемой в операции, которая могла занять считанные дни или недели, к тому же - немного замедлить его можно было с помощью мощных холодильных установок. Чуть позднее идея трансформировалась. Британский инженер и учёный Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke), сотрудник ведомства Маунтбаттена, предложил собирать боевые корабли из замороженных ледяных блоков, встраивая в конструкцию трубы холодильных установок.

Союзники в тот момент не имели достаточно сил для полномасштабного вторжения и решили ограничится точечными ударами, проводимыми с помощью вновь создаваемых сил специальных операций. Критическими точками Рейха были определены месторождения в Норвегии и в Румынии. Однако, спецназ нужно было как-то доставить к месту высадки, а Британия не могла похвастаться солидными запасами стали и алюминия. Однако, по расчетам Пайка, для создания массы льда, эквивалентной по массе обычному кораблю, требуется затратить всего лишь 1% энергии, в отличии от традиционного способа. Кроме того, Пайк предложил использовать и естественные айсберги, который могли бы быть выровнены и использоваться как взлетно-посадочные площадки для морской авиации. Пайк направил свое предложение по дипломатической почте в Британию и с ним ознакомился Уинстон Черчилль, который пришел в восторг от такой оригинальной идеи.



Пайк экспериментировал с любопытным материалом, названным коллегами-учёными в его честь - пикрит (Pykrete), и представлявшим собой замороженную смесь воды и целлюлозы (фактически — мелких опилок). Оказалось, что этот лёд был многократно прочнее обычного, да ещё в несколько раз медленнее таял. Идею этого материала подсказали британцам некие американские профессора. Но, как бы то ни было, именно Пайк довёл замысел до готового проекта и даже - реального корабля.

Конечно, Пайк не был первым, кто предложил использовать айсберг или льдину как пункт промежуточной остановки для самолетом и даже не первым, кто предложил, что такой плавучий остров может быть сделано из искусственного льда. Еще в 1930 году немецкий ученый Герке провел ряд таких экспериментов на Цюрихском озере, а в 1940 году такая идея почти всерьез рассматривалась все в том же британском Адмиралтействе.

В начале 1942 года начали проводиться практические исследования. Первой целью стало определение, являются ли плавучие льдины достаточно большими и прочными, чтобы выдержать длительное нахождение в Атлантике. Ученые отметили, что природные айсберги имеют слишком малую поверхность, находящуюся над водой и пригодную для организации взлетно-посадочной полосы. От проекта почти отказались, но была внесена идея использовать не простое лед, а «Pykret» — смесь воды и целлюлозы, которая смерзалась быстрее, чем обычный лед, медленнее таяла и имела большую плавучесть. «Пикрет» мог обрабатываться как дерево и заливаться в форму, как металл, при погружении в воду он образовывал изолирующую оболочку из влажной древесной, которая защищала конструкцию от дальнейшего таяния. Однако, как и любая конструкция из льда «Пикрет» обладал определенной текучестью и начинал медленно прогибаться при достижении температуры в 16 градусов Цельсия. Для компенсации этого, поверхность ледового судна должна быть защищена изоляцией, кроме того, корабль должен был иметь собственную холодильную установку со сложной системой каналов.



Прежде, впрочем, лорд Маунтбаттен принёс (это было в 1943 году) блок пикрита на конференцию союзников в Квебеке. Рядом он поставил такой же по размеру блок обычного льда. Затем достал револьвер и дважды выстрелил. Обычный ледяной куб разлетелся на мелкие кусочки, а от пикрита пуля рикошетировала (куб остался цел), ранив (к счастью, несильно) одного из присутствующих. После такой наглядной демонстрации американцы согласились участвовать в проекте.

Этот ледяной корабль был построен в Канаде, на озере Patricia Lake в провинции Альберта, причём было лето, что и требовалось для испытаний как технологии строительства, так и самого судна. Называлось оно «Аввакум» (Habakkuk), в честь пророка из Ветхого Завета, который сказал: «Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал». Корабль с остовом из деревянных балок и наполнением из ледяных блоков (стабилизированных тремя небольшими холодильными установками и сетью трубок) насчитывал 18,3 метра в длину, 9 с лишним метров в ширину и весил 1,1 тысячи тонн. Его создание силами 15 человек заняло два месяца.

Опыты по строительству масштабной модели привели к выводу, что оптимальным соотношением является смесь из 14% древесной целлюлозы и 86% воды.

Однако к маю проблема пластической деформации стала чрезвычайно серьезной и стало очевидно, что для строительства корабля требуется больше стальной арматуры. Кроме того, необходимо было увеличивать изолирующую оболочку вокруг судна. Это вызвало увеличение сметы до 2,5 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, канадские строители решили, что не смогут построить судно уже в этом сезоне и руководство проекта сделало заключение, что ни одно судно проекта Аввакум не будет готово в 1944 году.


Современная реконструкция стрельбы лорда Маунтбаттена. После выстрела от блока пикрита откалывается кусок, от такого же блока льда - не остаётся ничего

В начале лета 1943 года, морские архитекторы и инженеры продолжали работать над проектом Аввакум. Требования к судну повысились: оно должно было иметь диапазон действия в 7000 миль (11000 км) и быть в состоянии выдержать самые большие океанские волны. Адмиралтейство потребовало, чтобы корабль имел противоторпедную защиту, что означало, что корпус был иметь толщину не менее 12 метров. Флотские авиаторы потребовали, чтобы корабль был в состоянии принимать тяжелые бомбардировщики, что означало, что длина палубы должна была составлять 610 метров. Изначально проектировалась, что судно будет управляться путем изменения скорости электродвигателей, расположенных с обеих сторон, но Королевский флот решил, что необходим именно руль. Однако проблема установки и управления рулем высотой более 30 метров так и не была решена.

Морские инженеры предложили три альтернативных версии оригинальной концепции. Проекты обсуждались на встрече с начальниками штабов в августе 1943 года.

По оригинальному проекту ледяная крыша над самолетными ангарами должна была обеспечивать защиту самолета от авиационных бомб весом до 1 тонны.


Строительство судна Habakkuk. Укладка первого слоя блоков. Дополнительная теплоизоляция была сделана из хвойных иголок.

Боевые же ледяные авианосцы должны были иметь длину 1,22 километра и ширину 183 метра. Их водоизмещение должно было составлять несколько миллионов тонн. Специалисты посчитали, что трудо— и денежные затраты делали такие корабли очень даже не дешёвыми, несмотря на кажущуюся бесплатность льда. К тому же, для целлюлозного наполнения блоков пикрита, в случае строительства целого флота подобных авианосцев, о чём военные так увлечённо говорили вначале, потребовалось бы свести едва не все леса Канады.

Окончательный вариант авианосца проекта «Аввакум» предлагал вес в 2,2 млн. тонн. Силовая установка должна была иметь мощность 33 000 л.с. (25 000 кВт) и состоять из 26 электродвигателей, установленных в раздельных внешних гондолах. Обычная силовая установка выделяла бы слишком много тепла и от нее отказались. Его вооружение включало бы 40 двухствольных установок калибра 4,5 дюйма двойного назначения и многочисленные башни зенитных орудий. Корабли мог бы нести на борту до 150 двухмоторных бомбардировщиков или истребителей.


Новый слой пикрита и система охлаждения.

Когда Habakkuk гордо поплыл по канадскому озеру (а это было в августе 1943 года) ситуация на европейском театре военных действий понемногу стала разворачиваться в пользу союзников.

В том же году проект «Аввакум» начал терять приоритет. Причин тому было несколько. Во-первых, существовал дефицит стали, во-вторых, Португалия разрешила союзникам использовать аэродромы на Азорских островах. Кроме того британская палубная авиация получила на вооружение подвесные дополнительные топливные баки, которые позволили увеличить радиус действия противолодочной авиации, а промышленность союзников освоила выпуск недорогих эскортных авианосцев. Прототип авианосца, построенный в Канаде, растаял в течении трех лет.

Впрочем, проблемы с нехваткой металла ещё не ушли в прошлое окончательно. Не зря же в высадке союзников в Нормандии, среди сонма разных судов, принимали участие и бетонные баржи. Деревянные же и железные останки Habakkuk в 1970-х годах нашли на дне Patricia Lake аквалангисты.

А я вам еще напомню про , а так же про . Вспомните так же, как мы обсуждали и

Во время Второй мировой войны, Британия, оказавшаяся в крайне непростом положении, судорожно цеплялась за различные проекты, которые смогли бы спасти ее положение и помочь противостоять нацистской Германии. В частности, британскому адмиралтейству крайне не хватало судов для обеспечения проводок конвоев из США на остров. Для того чтобы создать базу для противокорабельной авиации, британцы предложили создать авианосец из смеси древесной массы и льда, которая получила название «Пикрет». Автором такой оригинальной идеи был Джеффри Пайк – сотрудник оперативного штаба.


Не вполне ясно, кто первый это придумал, но известно, что идею айсбергов-аэродромов обсуждали в 1942 году премьер Уинстон Черчилль и лорд Луи Маунтбаттен (Louis Mountbatten), глава «Объединенных операций», британской организации отвечающей за развитие наступательного вооружения. Первоначально речь шла о простом «спиливании» верхушек айсбергов, оснащении их двигателями, системами связи и направлении в театр военных действий с группой самолетов на борту.

Нужно заметить, что столь экстравагантная идея родилась в период, когда промышленность союзников, особенно Великобритании, испытывала острую нехватку ресурсов, в первую очередь – стали. В то время как потребность в судах только росла. Замерзшая вода представлялась дешевым и неограниченным ресурсом. Как бонус – такой авианосец был бы непотопляем, так как целый град бомб и торпед не мог бы разбить крупный айсберг на куски, а лишь оставлял бы на нем выбоины.
Таяние такого «корпуса» не стало бы проблемой в операции, которая могла занять считанные дни или недели, к тому же – немного замедлить его можно было с помощью мощных холодильных установок. Чуть позднее идея трансформировалась. Британский инженер и ученый Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke), сотрудник ведомства Маунтбаттена, предложил собирать боевые корабли из замороженных ледяных блоков, встраивая в конструкцию трубы холодильных установок.
Союзники в тот момент не имели достаточно сил для полномасштабного вторжения и решили ограничится точечными ударами, проводимыми с помощью вновь создаваемых сил специальных операций. Критическими точками Рейха были определены месторождения в Норвегии и в Румынии. Однако спецназ нужно было как-то доставить к месту высадки, а Британия не могла похвастаться солидными запасами стали и алюминия. Однако, по расчетам Пайка, для создания массы льда, эквивалентной по массе обычному кораблю, требуется затратить всего лишь 1% энергии, в отличии от традиционного способа. Кроме того, Пайк предложил использовать и естественные айсберги, который могли бы быть выровнены и использоваться как взлетно-посадочные площадки для морской авиации. Пайк направил свое предложение по дипломатической почте в Британию и с ним ознакомился Уинстон Черчилль, который пришел в восторг от такой оригинальной идеи.

Пайк экспериментировал с любопытным материалом, названным коллегами-учеными в его честь – пикрит (Pykrete), и представлявшим собой замороженную смесь воды и целлюлозы (фактически - мелких опилок). Оказалось, что этот лед был многократно прочнее обычного, да еще в несколько раз медленнее таял. Идею этого материала подсказали британцам некие американские профессора. Но, как бы то ни было, именно Пайк довел замысел до готового проекта и даже – реального корабля.


Конечно, Пайк не был первым, кто предложил использовать айсберг или льдину как пункт промежуточной остановки для самолетов и даже не первым, кто предложил, что такой плавучий остров может быть сделано из искусственного льда. Еще в 1930 году немецкий ученый Герке провел ряд таких экспериментов на Цюрихском озере, а в 1940 году такая идея почти всерьез рассматривалась все в том же британском Адмиралтействе.
В начале 1942 года начали проводиться практические исследования. Первой целью стало определение, являются ли плавучие льдины достаточно большими и прочными, чтобы выдержать длительное нахождение в Атлантике. Ученые отметили, что природные айсберги имеют слишком малую поверхность, находящуюся над водой и пригодную для организации взлетно-посадочной полосы. От проекта почти отказались, но была внесена идея использовать не простой лед, а «Pykret» - смесь воды и целлюлозы, которая смерзалась быстрее, чем обычный лед, медленнее таял и имела большую плавучесть.

«Пикрет» мог обрабатываться как дерево и заливаться в форму, как металл, при погружении в воду он образовывал изолирующую оболочку из влажной древесины, которая защищала конструкцию от дальнейшего таяния. Однако, как и любая конструкция из льда «Пикрет» обладал определенной текучестью и начинал медленно прогибаться при достижении температуры в 16 градусов Цельсия.
Для компенсации этого, поверхность ледового судна должна быть защищена изоляцией, кроме того, корабль должен был иметь собственную холодильную установку со сложной системой каналов.
Прежде, впрочем, лорд Маунтбаттен принес (это было в 1943 году) блок пикрита на конференцию союзников в Квебеке. Рядом он поставил такой же по размеру блок обычного льда. Затем достал револьвер и дважды выстрелил. Обычный ледяной куб разлетелся на мелкие кусочки, а от пикрита пуля рикошетировала (куб остался цел), ранив (к счастью, несильно) одного из присутствующих. После такой наглядной демонстрации американцы согласились участвовать в проекте.
Масштабная модель ледяного корабля была построена в Канаде, на озере Patricia Lake в провинции Альберта, причем было лето, что и требовалось для испытаний как технологии строительства, так и самого судна. Эго назвали «Habakkuk», в честь пророка из Ветхого Завета, который сказал: «Видят народы и крайне удивляются! Поскольку работа, что делается в ваши дни такова, что вы не поверили бы, если бы кто-то про это сказал».
Корабль с остовом из деревянных балок и наполнением из ледяных блоков (стабилизированных тремя небольшими холодильными установками и сетью трубок) насчитывал 18,3 метра в длину, 9 с лишним метров в ширину и весил 1,1 тыс. тонн. Его создание силами 15 человек заняло два месяца.

Опыты по строительству масштабной модели привели к выводу, что оптимальным соотношением является смесь из 14% древесной целлюлозы и 86% воды.
Однако к маю проблема пластической деформации стала чрезвычайно серьезной и стало очевидно, что для строительства корабля требуется больше стальной арматуры. Кроме того, необходимо было увеличивать изолирующую оболочку вокруг судна. Это вызвало увеличение сметы до 2,5 млн. фунтов стерлингов.


В начале лета 1943 года, морские инженеры продолжали работать над проектом «Habakkuk». Требования к судну повысились: оно должно было иметь диапазон действия в 7000 миль (11000 км) и быть в состоянии выдержать самые большие океанские волны. Адмиралтейство потребовало, чтобы корабль имел противоторпедную защиту, что означало, что корпус должен иметь толщину не менее 12 метров. Флотские авиаторы потребовали, чтобы корабль был в состоянии принимать тяжелые бомбардировщики, что означало, что длина палубы должна была составлять 610 метров. Изначально проектировалась, что судно будет управляться путем изменения скорости электродвигателей, расположенных с обеих сторон, но Королевский флот решил, что необходим именно руль. Однако проблема установки и управления рулем высотой более 30 метров так и не была решена.

Морские инженеры предложили три альтернативных версии оригинальной концепции. Проекты обсуждались на встрече с начальниками штабов в августе 1943 года.
По оригинальному проекту ледяная крыша над самолетными ангарами должна была обеспечивать защиту самолета от авиационных бомб весом до 1 тонны.
Боевые же ледяные авианосцы должны были иметь длину 1,22 километра и ширину 183 метра. Их водоизмещение должно было составлять несколько миллионов тонн. Специалисты посчитали, что трудо- и денежные затраты делали такие корабли очень даже не дешевыми, несмотря на кажущуюся бесплатность льда. К тому же, для целлюлозного наполнения блоков пикрита, в случае строительства целого флота подобных авианосцев, о чем военные так увлеченно говорили вначале, потребовалось бы свести едва не все леса Канады.
Окончательный вариант авианосца проекта «Habakkuk» предлагал вес в 2,2 млн. тонн. Силовая установка должна была иметь мощность 33000 л. с. (25000 кВт) и состоять из 26 электродвигателей, установленных в раздельных внешних гондолах. Обычная силовая установка выделяла бы слишком много тепла и от нее отказались. Его вооружение включало бы 40 двуствольных установок калибра 4,5 дюйма двойного назначения и многочисленные башни зенитных орудий. Корабль мог бы нести на борту до 150 двухмоторных бомбардировщиков или истребителей.

Когда масштабный макет авианосца «Habakkuk» гордо поплыл по канадскому озеру Patricia Lake (а это было в августе 1943 года) ситуация на европейском театре военных действий понемногу стала разворачиваться в пользу союзников.
В том же году проект «Habakkuk» начал терять приоритет. Причин тому было несколько. Во-первых, существовал дефицит стали, во-вторых, Португалия разрешила союзникам использовать аэродромы на Азорских островах. Кроме того британская палубная авиация получила на вооружение подвесные дополнительные топливные баки, которые позволили увеличить радиус действия противолодочной авиации, а промышленность союзников освоила выпуск недорогих эскортных авианосцев.
Прототип авианосца, построенный в Канаде, растаял в течении трех лет. Его деревянные и железные останки в 1970-х годах нашли на дне озера Patricia Lake аквалангисты.

Идея создания ледяных кораблей родилась в время Второй Мировой Войны. В начале 1940-х годов британский флот находился в критическом положении. Только в ноябре 1942 года – 143 английских корабля были потоплены немцами. Интенсивные военные действия требовали переброски огромного количества техники, а водного транспорта и кораблей сопровождения катастрофически не хватало.

В этих условиях ученый Джеффри Пайк без труда убедил британских военных в осуществлении своего амбициозного проекта «авианосца из айсберга», благодаря которому английский флот можно было пополнить грозным оружием в кратчайшие сроки.

Этот невероятный проект британской армии получил название «Хаббакук», в честь пророка Хаббакук из Ветхого Завета.

Размеры палубы должны были быть 610 метров в длину, 180 в ширину и 18-метровая толщина корпуса. На плавающем ледовом судне планировалось разместить 200 истребителей «Спитфайр» и экипаж из 15000 человек. На его палубе у самолетов было бы достаточно места, чтобы легко приземляться, взлетать и заправляться.

При весе 2,2 млн. тонн авианосец изо льда весил бы ровно в 48 раз больше, чем трагичный «Титаник», но по сравнению с последним, «Хаббакук» был бы непотопляемым, все полученные пробоины во время боев были бы быстро отремонтированы при помощи замороженной воды.

Согласно проекту Пайка, «Хаббакук» должен был быть построен из пайкерита, смеси воды и опилок. После замораживания этот материал получает твердость бетона.

В отличие от ледяного блока, который ломается при попадании пуль или других снарядов, пайкерит рикошетит пули.

Изобретатель объяснил преимущества своего проекта: пайкерит позволял значительно экономить металл, а также за очень короткое время построить корабль. Неизвестно, как Пайк сумел убедить в гениальности своей идеи Лорда Маунтбеттена, который в свою очередь убедил самого Уинстона Черчилля.

В записях от 7 ноября 1942 года Черчилль написал: «Придать большое значение изучению этой идеи». Британскому премьер-министру даже удалось убедить и президента США Рузвельта участвовать в проекте, однако один из технических советников Рузвельта, Ванневар Буш, уничтожил идею Пайка, используя самые убедительные аргументы.

«Несомненно, строительство авианосца приведет к значительной экономии металла. Однако большое количество драгоценного металла должно использоваться для желобов, через которых протекает жидкость хладагента, фреона. Кроме того, таким большим ледяным авианосцем практически невозможно управлять. Строительство «Хаббакука» обойдется в 80 миллионов долларов», сумасшедшая по тем временам сумма, особенно в военное время.

Отказ от проекта не нанес большой ущерб британской армии, поскольку техническая эволюция позволила им оснастить свои истребительные самолеты новыми двигателями, позволяющими летать дольше, дальше и быстрее. Кроме того, с августа 1943 года союзникам было предоставлено разрешение от Португалии на использование Азорских островов в качестве авиабазы.

Изобретатель проекта «Хаббакук» совершил самоубийство в 1948 году. Причиной суицида стал провал очередного проекта: он не смог убедить руководство британской армии построить систему туннелей, которая позволила бы сверхбыструю доставку солдат путем катапультирования между Бирмой и Китаем на основе сжатого воздуха.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png