Cтатуарное литье


К атегория:

Искусство литья

Cтатуарное литье

Восточная скульптура

Самое древнее применение литья фигур по восковым моделям мы встречаем в Хараппе. Уже тогда, т. е. около 5000 лет назад, искусство литья достигло высокой степени технического совершенства, о чем свидетельствуют археологические находки бронзовых отливок. Недавно в районе Бомбея обнаружены выполненные с большим мастерством древние бронзовые фигуры (слон, носорог, буйвол и др.), относящиеся к XVIII-XVII вв. до н. э. В более позднее время художественное литье приходит в упадок, ведущим видом индийского искусства становится каменная скульптура. Это было связано с особенностями храмового зодчества. В ранний период буддизма в Индии распространяются два типа культовых сооружений - пещерные храмы и каменные ступы. Труд строителей, высекающих из камня залы, колонны, внутреннее убранство, ближе к труду скульпторов, чем архитекторов. Барельефы и статуи не дополняют храм, а составляют вместе с ним единый архитектурный ансамбль.

В I-II вв. появляется бронзовая пластика, но только в период династии Гуптов (V-VI вв.) было вновь достигнуто большое мастерство в изготовлении фигур методом литья по выплавляемым моделям, о чем свидетельствует полая отливка будды из Султанганджи Бихар (высота 2270 мм, вес около 1 т), относящаяся к V в. Антропоморфное изображение будды в скульптуре взамен традиционных символов, связанных с его жизнью, стало применяться еще в I-II вв. (империя Канишки), а ко времени империи Гуптов уже сложилась строго каноническая рецептура образа обожествленного будды с тщательно разработанной символикой положения рук, ног и атрибутов. Буддийская скульптура в Индии как бы застывает в своем классическом совершенстве.

К эпохе Пала-Сена (X-XIII вв.) относится последний расцвет буддизма Индии. Техника отливки по восковым моделям достигает подлинной виртуозности. Особенно активизируются работы по бронзе в Южной Индии, где получает распространение метод сплошного, цельного литья. В этот период из бронзы изготавливаются главным образом личные переносные иконы (изображения богов), которые предназначались для храмовых и домашних алта* рей и могли совершать путешествия вместе со своими владельцами. В отличие от каменной храмовой скульптуры бронзовые статуи не связаны с каким-либо определенным интерьером и являются самостоятельными произведениями. Для индийской скульптуры эпохи средневековья характерны тенденции к условности и схематизации, приведшие к некоторой сухости и даже «трафаретности» отдельных ее образцов.

Это же относится и к индуистской скульптуре, которая начинает развиваться в конце периода Гуптов. Популярнейшим божеством индийского пантеона является Шива. Именно в этом образе особенно богато и полно выражены принципы эстетики Индии и приемы художественного творчества, своеобразие индийского искусства и высота его художественных качеств.

В феодальную эпоху образ Шивы получает нередко фантастическую трактовку - увеличивается количество ликов и рук, выражающих в символической форме космические принципы мироздания. Образ становится отвлеченным, далеким от реальных человеческих форм.

Начиная с X-XI вв. среди изображений Шивы основное место отводится Шиве Натарадже, т. е. Шиве-танцору - ведь именно в процессе танца Шива создает мир. Танцующий Шива - это символ движения, круговращения мира

Ранние изображения Натараджи, отлитые из бронзы, найдены на юге Индии и Цейлона и датируются X-XII вв., причем расцвет искусства литья падает на время создания ранних образцов. Традиция же литья статуэток танцующего Шивы продолжалась на известной высоте до XVII в. Именно бронзовые изображения Шивы Натараджи прославили южноиндийскую металлическую скульптуру. Статуэтки Шивы отливались из бронзы или специального сплава при помощи древнейшей техники - восковой модели, вытапливаемой из глиняной формы. Они отличаются высоким мастерством исполнения и являются вполне установившимися по типу, деталям и атрибутам уже с самых первых уцелевших до нашего времени памятников.

Рис. 1. Индийская скульптура. Шива Ната-раджа, XI в.

В бронзовых Натараджах периода династии Чола (X-XII вв.) проявляются все наиболее типичные черты поздней средневековой скульптуры Индии. Классическое искусство периода Гуптов сменяется подчеркнутой динамикой движения, поз, жестов, развитой символикой атрибутов. В образе Шивы сочетаются религия, философия, научные представления Индии и ее искусство.

На рис. 1 представлено изображение Шивы Натараджи XI в. С удивительным вдохновенным мастерством индийский скульптор придал изящество, красоту, гармоничность и жизненность даже этому наиболее символичному и строго канонизированному изображению верховного божества.

Хотя существовали разработанные правила изображения божеств и особенно строго придерживаться канона предписывалось изделиям из металла, однако техника литья по восковым моделям позволяла избежать серийности, и каждый раз мастер мог проявить свои творческие способности по-иному, мог создавать в границах канона подлинно художественные произведения. Но по мере усиления ортодоксии искусство все более сковывается канонами, произведения искусства превращаются в сумму шаблонных приемов, механическое ремесленничество. И поздние скульптуры Натараджи, сохранив порой тонкое мастерство и изящество исполнения, утрачивают глубину выражения внутренней сущности образа. С этого момента начинается упадок в искусстве ваяния.

Из Индии буддизм еще при Ашоке (III в. до н. э.) начинает распространяться в соседние страны. А оживление индуизма при Гуптах и вовсе способствовало перемещению центров буддизма на Цейлон, в Тибет, в Китай, откуда учение принца Гаутамы проникает в Маньчжурию, Корею и Японию. Вместе с учением, сутрами и монахами в эти страны приходит и разработанная до мелочей иконография буддизма, традиционные скульптурные изображения будды и его окружения. Однако на новой почве скульптура получила иное звучание, слившись с местными художественными традициями.

Изобразительное искусство Китая в первые века нашей эры находилось на достаточно высоком уровне развития, поэтому прямого копирования индийской буддийской скульптуры здесь никогда не было. Самобытность китайского искусства проявилась и в разнообразии применяемых материалов для статуй: глина, камень, дерево, лак, драгоценные и полудрагоценные камни, металл.

Ко времени распространения буддизма китайские литейщики в совершенстве владели способом литья по выплавляемым моделям для изготовления статуэток животных и людей, поэтому и литье буддийского пантеона божеств сразу же принимает широкие масштабы.

Китайские литые скульптурные изображения будд отличаются сложностью композиции, скрупулезностью в передаче деталей украшений и одежды, тщательностью обработки. На рис. 2, а представлен один из образцов бронзового божества - многоликий бодчсатва. Интересно отметить, что лицо индийского божества приобретает типично китайские черты. Несколько ликов и восемь рук символизируют вездесущность, всеобъемлемость будды или бодисатв. Наибольшее распространение в Китае получило изображение Будды-Шакьямуни, особенно для домашних алтарей. Это не загадочный или отрешенный от всего земного, стоящий надо всеми будда, а толстый веселый старик, вызывающий чисто человеческую симпатию и добрую улыбку. Часто он изображается с детьми, которые окружают его со всех сторон.

Рис. 2. Китайская скульптура: а - многоликий боди-сатва:

Кроме бронзы, для отливки буддийских статуй китайцы применяли и чугун. В музее искусства народов Востока экспонируется полая чугунная отливка XII в., изображающая божество Вэнь-шу на льве, а вернее сказать, на некоем мифическом существе «щицзы».

Для китайского стиля статуарного литья очень характерно изготовление больших отливок в виде животных, вполне реальных и мифических, устанавливаемых на каменных постаментах перед входом во дворцы и даже храмы. Особенно много таких фигур в бывшем императорском дворце Гугун и в летней резиденции Ихэюань. Здесь можно увидеть фантастических львов и единорогов, феникса и драконов, журавля, слона и черепаху с литыми замысловатыми узорами на теле.

В старину считали, что корова может усмирить силы, вызывающие наводнения, и часто приносили коров в жертву. Позднее установился обычай - «усмирять» реки бронзовыми изображениями коров, которые бросали в воду перед наводнением. Одна из таких коров стоит на берегу озера Куньминху с середины XVIII в. Изображение лежащей бронзовой коровы имеется также на берегу озера в парке Ихэюань.

Индийская и китайская культура, проникнув в Японию вместе с буддизмом в VI в., оказала огромное влияние на культуру Японии и, в частности, на ее искусство. По всей стране строятся буддийские храмы, приглашаются иноземные мастера для создания изображений будды.

Техника литья остается одинаковой на протяжении древних и средних веков. Наивысшего расцвета бронзовое статуарное литье достигает в период Нара (VII-VIII вв.). В начале этого периода Япония заимствовала из Китая художественный стиль, рожденный культурой эпохи Тан. К этому времени относится изготовление с великими трудностями шестнадцатиметровой бронзовой статуи сидящего будды Русяна для храма То-дайдзи. Раннетанский стиль свидетельствует о большом развитии скульптуры, в которой по сравнению со схематично-стилизованными формами VI в. наблюдается развитие реалистической манеры в передаче форм тела и одежды.

Рис. 3. Японская скульптура: а - бодисатва Каннон. Период Нара, VIII в.; 6 - сидящий будда

Конец периода Нара - время усвоения реалистических скульптурных форм периода Тан, время утверждения национального стиля в японской скульптуре. На рис. 18, а представлена прекрасная статуя бодисатвы Каннон, зарегистрированная как национальное сокровище Японии. Отливка выполнена по восковой модели. Высокая техника литья, пластично трактованное тело и тщательная передача складок тонких Одежд, а также детски-наивное полное лицо делают скульптуру бодисатвы характерным произведением того времени.

Об уровне литейного искусства периода Нара можно судить по бронзовому украшению храма Якусидзи, представляющему собой ажурную арку в виде символических языков небесного пламени и искусно вплетенных в орнамент фигурок небесных танцоров и музыкантов в развевающихся одеждах.

Начиная с X в. японское искусство развивается самостоятельно, вырабатывает свой собственный стиль. И будду, изображенного на рис. 3, б, нельзя спутать ни с индийскими, ни с китайскими отливками.

Рис. 4. Современная восточная скульптура: «На буйволе» (Китаи)

С конца периода Камакура (XIV в.) японская скульптура утрачивает художественное совершенство и развивается в направлении утонченности техники и увеличения разнообразия видов.

Современное восточное статуарное литье имеет два направления: культовая скульптура, включающая мелкую пластику для домашних алтарей и многочисленные низкого художественного качества копии древних образцов, и светская скульптура, отличающаяся разнообразием содержания, реализмом изображения, технической сложностью. Конечно, немало создается скульптур специально для иностранных туристов, в которых глубина содержания, художественный вкус подменяются нарочитой вычурностью, усложненностью. Но действительную эстетическую ценность имеют не эти экзотичные образцы, а те скульптуры, в которых отражена повседневная жизнь народа, судьбы людей, их беды и чаяния. Прекрасным примером может служить статуэтка «На буйволе». Может быть, с точки зрения технической сложности она и уступает отливке фантастического дракона или мифического персонажа, но зато какой жизненной убедительностью про никнуты жесты старика, его лицо, простая одежда, с каким реализмом и любовью передана фигура буйвола - первого помощника китайского крестьянина. И эта правдивость изображения вместе с высокой точностью отливки и тонкостью отделки характеризует лучшие произведения восточных ваятелей-литейщиков.

Память, отлитая в металле

В Европе, как уже указывалось, основы статуарного литья заложили древние греки и этруски. Начиная с эпохи Возрождения античные статуи стали классическими образцами, на которых учились и которым подражали многие поколения ваятелей. Широкое знакомство России с античным искусством происходит в царствование Петра I. Создаются частные кунсткамеры и коллекции. В связи с этим повысился спрос на статуи, в том числе и литые, как оригинальные, так и копии с греческих и римских. Для удовлетворения все возрастающего спроса выписывались зарубежные специалисты, русские мастера посылались для обучения за границу.

Изготовление литых статуй требовало особых весьма сложных приемов, поэтому в XVII в. в России статуарное литье превращается в самостоятельную область литейного производства.

Значительный вклад в развитие статуарного литья в России внес Ф. Шпекле. Ряд ценных произведений искусства из бронзы создал К. Растрелли, отец знаменитого архитектора. Заметный след в русском статуарном литье оставил выдающийся художник и скульптор Э. Фальконе. Одновременно с иностранными специалистами трудились и русские мастера. Незаурядные способности мастера литья и чеканки выявил А. Коломзин, работавший в период царствования Анны и Елизаветы. Другой талантливый мастер - А. Исаев сотрудничал с К. Растрелли в создании ряда произведений. При создании статуи «Императрица Анна с арапчонком» с К. Растрелли работали русские литейщики Ф. Матвеев, А. Селиванов и А. Хрептиков.

Со временем выдвигается плеяда талантливых русских скульпторов и литейщиков, создавших прекрасные творения. Это Гордеев, под наблюдением которого работал Э. Гастклу при литье статуи Венеры Калитечи, Прокофьев - автор статуи «Река Волхов», М. Козловский - создатель знаменитой статуи «Самсон», украденной фашистами из Петродворца; скульптор И. Мартос и литейщик В Екимов; знаменитый П. Клодт - автор литых коней на Аничковом мосту.

Кроме статуэток и скульптур, имеющих самостоятельное значение и установленных в садах, на лестницах, в залах, в кабинетах, статуарное литье включает в себя и изготовление скульптур, являющихся центральной частью памятников. В допетровской Руси в честь выдающихся событий - побед, чудесных исцелений и т. д.- воздвигались храмы, монастыри либо часовни. А с начала XVIII в. под влиянием «просвещенной Европы» получают распространение мемориальные сооружения в виде скульптурных памятников. Они очень быстро завоевали себе самую широкую популярность и именно в них лучшие художники-скульпторы смогли проявить и русский размах, и чувство прекрасного, и художественное чутье, и тонкий вкус.

Памятники делают из различных материалов, рассчитанных на длительную службу в условиях атмосферных воздействий. Материалами, сочетающими в себе высокую пластичность и прочность, достаточную стойкость против коррозии и эрозии, а также приятный цвет, являются бронза, чугун, сталь.

Литые памятники имеются почти в каждом городе, они украшают площади, скверы и парки. Некоторые из них настолько слились с архитектурным ансамблем городов и окружающим ландшафтом, что стали их неотделимой частью, их символическим выражением. Таким символом для Киева стал памятник Богдану Хмельницкому (скульптор М. МиКешин, 1888 г.). Новгород трудно представить себе без памятника 1000-летию России (скульптор М. Микешин, 1862 г.). Недаром после освобождения города на ротных и взводных собраниях солдаты принимали резолюции о немедленном восстановлении памятника. И сейчас на Кремлевской площади, как бронзовый гимн творцу истории - народу, возвышается монумент. С Одессой неразрывно связан памятник дюку Ришелье (скульптор И. Мартос). Будучи в Архангельске, нельзя не побывать у памятника Ломоносову (работа И. Мар-тоса).

Особенно богат памятниками Ленинград - северная столица России. Конечно, прежде всего воздвигались памятники царям, иногда в ущерб ансамблю окружающих зданий. Так, в 1873 г. перед зданием Александрийского театра был открыт памятник Екатерине II, созданный по проекту М. Микешина скульпторами М. Чижовым и А. Опекушиным. Импозантный монумент, от которого веет холодной парадностью, мешает восприятию главного фасада театра и несколько нарушает ансамбль Росси. На Исаакиевской площади в 1859 г. был поставлен конный памятник Николаю I (проект Монферрана). Фигуры всадника и коня с большим искусством выполнил П. Клодт. В этой работе талантливый ваятель мастерски решил трудную техническую задачу установки конной статуи лишь на двух точках опоры.

Рис. 5. Памятник А. С. Пушкину в Москве

Воздвигаются литые монументы и в честь великих полководцев. Одним из первых памятников в Петербурге был памятник А. В. Суворову, установленный в 1801 г. на Марсовом поле. Создан он замечательным русским скульптором М. Козловским и выдающимся мастером литья крупных статуй В. Екимовым. Скульптура представляет собой аллегорический образ юноши-воина, как олицетворение славы русского оружия.

Значительно меньшее место в дореволюционной монументальной скульптуре занимают образы деятелей науки и искусства. Прекрасный памятник баснописцу И А. Крылову вылепил и отлил П. Клодт. Глубокое знание процесса литья и подробное изучение натуры позволили скульптору создать жизненно правдивые и выразительные барельефы по мотивам басен.

Старая Москва была много беднее Петербурга городскими скульптурами. В 1880 г. на народные пожертвования Москва поставила первый в России памятник во славу великого писателя - статую Пушкина, талантливо исполненную скульптором А. Опекушиным (рис. 5). Москвичи любят этот памятник, и у его подножья всегда лежат цветы.

Через двадцать девять лет тожё на народные пожертвования на Арбатской площади установлен памятник другому писателю - Гоголю. Памятник стал одним из выдающихся произведений московской монументальной скульптуры XX в. Скульптор Н. Андреев воплотил в памятнике трагедию последних лет жизни писателя. Закутанный в плащ, сидит поникший бронзовый Гоголь окруженный вереницей его героев. Сейчас этот памятник находится во дворе дома № 7 по Суворовскому бульвару.

В тот же год Москва получила еще одну превосходную скульптуру - памятник первопечатнику Ивану Федорову (скульптор С. Волнухин), запечатлевший момент рождения первой русской печатной книги.

Литье статуй является весьма трудным. Большие статуи, как правило, делают составными: отливают по частям, которые затем скрепляют либо с помощью болтов, либо сваркой. Обычно отдельно выполняют резко выделяющиеся части статуи (ноги, выставленные руки и т. д.), что делает ее основную часть более компактной, а форму меньшей и более простой. Расчленение отливки на части значительно облегчает процесс формовки - самой сложной операции изготовления статуи, но усложняет ее сбор ку. Кроме того, имеется опасность коррозии и разрушения в местах соединения, что исключается в цельнолитых скульптурах.

Изготовление цельнолитых статуй, даже при наличии в них небольших приставных частей, связано с рядом оригинальных приемов, инженерных находок и изобретательностью.

Методом ваяния из бронзы одним приемом, т. е. цельнолитыми, были выполнены статуи первого скульптурного памятника Москвы, посвященного героям освободительной войны 1612 г.- Минину и Пожарскому (рис. 6). Он был отлит в 1818 г. знаменитым русским литейщиком В. Еки-мовым (скульптор И. Мартос). Изготовление колоссальной и сложной модели - серьезная техническая задача, требующая высокого мастерства литейщиков, хорошо знающих законы формирования отливок. Блестяще справился с этой задачей В. Екимов. Модель памятника представляла собой восковые фигуры, заполненные составом из алебастра и толченого кирпича. Для облегчения статуй и экономии металла стенки их старались делать потоньше, что, однако, создавало дополнительные затруднения как при изготовлении формы, так и во время заливки.

В формах статуй обычно устраивают сложную литниковую систему. Чтобы выполнить ее, В. Екимов установил фундамент с решеткой, на которой разместил восковой плинт и установил восковую группу, укрепив ее металлическими стержнями, а вокруг нее изготовил сложную литниковую систему с литниковой чашей, с несколькими подводящими каналами и многочисленными разветвления ми-питателями. Готовую модель и литниковую систему многократно (45 раз) покрывали мастикой, состоящей из молотого кирпича и пива. Каждый слой мастики на мо дели подсушили. Затем на окрашенную модель статуй, литников и плинта наложили куски сырой пластичной глины, форму обложили кирпичной стенкой и укрепили железными обручами.

Рис. 6. Памятник Минину и Пожарскому

Для вытапливания и выжигания воска было зажжено 16 печей, устроенных в фундаменте под решеткой, на которой находилась восковая модель. Выжигание велось в течение целого месяца. После выжигания воска и просушивания формы ее наружная стенка была разобрана и обнесена новым кирпичным кожухом на некотором расстоянии от наружной стенки. Чтобы форму не разрушило давление жидкого металла, ее укрепили железными обручами, а кирпичный кожух поставили так, что он упирался в прочные колонны. Промежуток между наружной частью формы и кирпичной стенкой был засыпан формовочной смесью и утрамбован. Подготовленную таким образом форму залили через общую литниковую чашу и разветвленные каналы.

Окончательная отделка скульптур производится чеканщиками. Чеканка требует не меньшего мастерства, чем сам процесс литья, и иногда выполняется в течение двух-трех лет.

Приведенный пример изготовления литых статуй прекрасно демонстрирует всю сложность работы мастеров-литейщиков, и даже непосвященному становится ясно, насколько возрастают трудности при усложнении композиции памятника или увеличении скульптур.

К моменту литья памятника Минину и Пожарскому в России уже был накоплен огромный опыт изготовления больших статуй. Значительный вклад в это благородное дело внес талантливый Э. Фальконе - создатель одного из выдающихся произведений статуарного литья - «Медного всадника».

„Медный всадник”

Первыми произведениями русского статуарного литья были скульптуры Петра I - «этого действительно великого человека», по словам Энгельса. Карло Растрелли (старший) создал бюст Петра, отличающийся большим портретным сходством и филигранной отработкой деталей. В 1720 г. этот замечательный скульптор-итальянец начал работу над конной статуей. Выдержанная в духе барокко, она представляла Петра властным императором, восседавшим на спокойном и важном коне Символом величия и славы служил лавровый венок, венчавший голову самодержца. Отлитая в 1747 г. Мартелли статуя не соответствовала новому стилю - раннему классицизму и не понравилась императрице Екатерине II. Лишь в 1800 г. она была установлена на площади перед Инженерным замком - резиденцией Павла I.

Новая конная статуя Петра I была поручена, по рекомендации Дидро, парижскому ваятелю Этьену Морису Фальконе. Ему было уже около пятидесяти лет, он был известен и принят в лучших салонах французской столицы, двадцать лет занимал должность главного скульптора на знаменитом Севрском фарфоровом заводе, но всю жизнь мечтал об искусстве большом и монументальном. Поэтому мастер с радостью принял предложение русского посла Д. А. Голицына и отправился в далекую чужую страну. Этот человек не знал корысти, за свой труд он запросил вдвое Меньше, чем его коллеги, и наотрез отверг предложение Голицына «накинуть» сто тысяч.

“Трудно найти человека, который, впервые увидев «Медного всадника», не испытал бы трепетного чувства восхищения гениальным творением. Но это чувство во сто крат усиливается, когда узнаешь о муках, выпавших на долю скульптора во время создания статуи. Надо было быть истинным художником, беззаветно преданным своему делу, чтобы работать над своим детищем в условиях мелких придирок, помех и нарочитых унижений в течение 12 лет.

Вначале внешне все обстояло прекрасно, скульптор даже имел право на непосредственные письменные почти дружественные отношения с императрицей. Трудился он с воодушевлением и к 1770 г. представил ко двору небольшую гипсовую модель и рисунки будущего памятника, которые вызвали много пересудов. Это же неслыханно: полураздетый, босой царь на взбесившемся жеребце, накрытом звериной шкурой вместо седла! Но Екатерина утвердила проект, и началась трудная пора воплощения замысла.

Много неприятностей доставил Фальконе президеНт Российской академии художеств И. И. Бецкий, всерьез вообразивший себя соавтором проекта и грубо вмешивавшийся в работу.

У Фальконе был большой опыт в скульптурном изображении людей, а лошадей ему не приходилось лепить И скульптор принялся с терпением подлинного художника изучать натуру. Фигура коня должна была быть легкой и изящной, воплощая в себе одновременно мощь и стремительное движение. Каждый день перед ваятелем взлетал на искусственное деревянное возвышение лучший наездник царской конюшни на чудесных арабских скакунах, а Фальконе выбирал и зарисовывал нужные движения.

Долго не давалась скульптору голова Петра. Ее вылепила юная ученица Фальконе Мария Колло, сумев удивительно верно передать портретные черты и своеобразие его характера. Горделивая посадка, суровое выражение властного лица, энергия, которой дышат его черты,- все это настолько гармонирует с общим обликом всадника, что кажется, будто вся скульптура выполнена одним мастером.

Большие трудности возникли с изготовлением литейной формы статуи. Мастера, обладавшего опытом такой тонкой и грандиозной работы, в России не нашли, иностранцы требовали десусветные суммы.

Скульптор решается сам взяться за труд литейщика, используя помощь русских мастеров. Получив разрешение, он начал эту работу в августе 1774 г. и только в августе 1775 г. закончил устройство литников, формовку и подготовку формы к заливке. Заливка формы «Медного всадника» была произведена 24 августа 1775 г. На нее израсходовано 1351 пуд бронзы и 250 пудов железа.

Эта грандиозная работа, выполнявшаяся чуть ли не 10 лет, дважды едва не завершилась полным провалом. Первый раз это случилось во время вытапливания воска. Подмастерье Поммель, дежуривший у формы, уснул. Воск загорелся и, если бы не беспокойный скульптор, проверявший ночью ход работы, форма была бы разрушена. Вторая авария случилась во время заливки. Прорвавшийся из формы металл вызвал большой пожар. Все, кто был у формы, бросили работу и в страхе разбежались. На месте остался лишь русский литейщик Кайлов, который «не теряя ни мало бодрости своей при представляющейся ему опасности жизни» залил форму.

30-футовая (более 9 м) тонкостенная отливка удалась литейщикам. Будучи более грандиозным сооружением, чем аналогичные парижская и копенгагенская статуи, «Медный всадник» обошелся в 2,5 раза дешевле первой и в полтора раза - второй (включая и стоимость гранитного пьедестала). В статуе, имеющей толщину 7,5 мм, не было раковин и недоливов. Лишь в головах всадника и лошади образовались недоливы и намывы - результат пожара во время вытапливания воска. В копенгагенской статуе различного рода «дыр» насчитывалось сотни две. Как это ни прискорбно, но «Медный всадник» родился «всадником без головы» да еще и на безголовом коне. Огорчений, разочарований и кривотолков было немало. Однако тот, кто больше всего должен был огорчаться и печалиться, кто отдал своему творению почти 10 лет неустанного труда и мук созидания, меньше всех огорчился дефектами отливки. Фальконе был доволен результатами литья, считал, что «еще не было лучшей отливки». И это действительно так! Дефект для такой огромной отливки в самом деле невелик. Достаточно сказать, что даже толщина тела, бедер и задних ног коня вокруг стального стержня внутри них не превышала 7,5 мм. Заполнить такую форму без недоливов - явный успех литейщиков!

Фальконе разработал план исправления статуи, нашел нужных специалистов. Меры были простые, но дерзкие: решено было долить статую, сделать на ней новую часть формы. Но Бецкий не спешил с этой работой: слишком наглядной была «неудача» скульптора, пусть она больше мозолит людям глаза, пусть и царский двор разнесет об этом больше сплетен, быть может, и удастся доконать Фальконе. Два с лишним года статуя с зияющими ранами напоминала о «провале» творчества скульптора. Но форма была сделана и статуя удачно долита, так удачно, что ни одному даже взыскательному зрителю не догадаться о следах литья ее с двух заходов. В ноябре 1777.. г-работа над статуей была завершена.

Но у скульптора кончилось терпение. Не выдержав травли, сплетен, козней, так и не дождавшись установки статуи на постамент, Фальконе уехал на родину.

Необычна история создания постамента «Медного всадника». Эта огромная гранитная глыба - «гром.-ка-мень», весившая до обработки около 100 тысяч пуд0в была найдена крестьянином Вешняковым в районе поселка Лахта на Карельском перешейке. Гигантского труда потре. бовала доставка глыбы. Ее передвигали при помощи ос бых желобов, на медных шарах, а для перевозки по воде была сооружена специальная баржа. Русская смекалка, колоссальный труд многих людей были прославлены этим выдающимся предприятием. 48 каменотесов обтачивали камень, форма которого в обработанном виде несколько напоминает набегающую волну. Памятник Петру I был торжественно открыт 7 августа 1782 г. Он стал не только памятью о выдающемся государственном деятеле нашей страны, но и о труде русских умельцев-литейщиков и творчестве великого скульптора Э. М. Фальконе.

Памятники, посвященные Петру Великому, сооружены и в других городах, чья судьба связана с именем этого царя: в Полтаве, в Воронеже. Интересный памятник поставлен в Туле. Как известно, знаменитый Тульский оружейный завод основан Петром I. И когда заводу исполнилось 200 лет, было решено соорудить при заводе памятник Петру на народные пожертвования. Проекты были представлены самые разные, но оружейников при влек самый простой - Петр в виде рабочего-кузнеца с молотом у наковальни. Этот проект долго обсуждали в ве домствах военного министерства, не нравился господам j царь-кузнец, но не устояли перед народом, разрешили.

Летом 1912 г. фигура Петра была отлита и установле на на заводском дворе. Недавно монумент был перенесе в сквер над рекой Цной. И теперь его могут видеть во кто бывает в Туле.

По плану монументальной пропаганды

Исключения были сделаны для таких мону ментов, которые представляли собой большую художественную ценность и принадлежали к числу культурны богатств, которые выработало человечество. Перед сове сними скульпторами была поставлена задача увековечить в памятниках образы великих гуманистов и поборников свободы, поэтов, писателей, ученых, просветителей, советских государственных деятелей.

В Ленинграде были воздвигнуты литые памятники С М. Кирову (1938 г.), В. Володарскому (скульптор М. Г. Манизер, 1925 г.), Н. Г. Чернышевскому (скульптор В. В. Лишев, 1947 г.), Г. В. Плеханову. В последние годы поставлены памятники А. С. Грибоедову (скульптор В. В. Лишев), М. И. Калинину (по модели М. Г. Мани-зера), Н. А. Добролюбову (по модели В. А. Синайского), герою гражданской войны А. А. Кондратьеву (автор Г. Д. Гликман) и много-много других.

В 1957 г. в центре сквера на Площади искусств состоялось открытие памятника А. С. Пушкину, выполненного по модели скульптора М. К. Аникушина. Бронзовая четырехметровая фигура поэта возвышается на четырехгранном постаменте. В распахнутом сюртуке, с гордо откинутой головой, поэт словно весь в порыве вдохновения. Его лицо одухотворено, выразителен жест правой руки, от всего облика Ьеет жизнью и молодостью. Скульптор посвятил работе над образом 10 лет. И его труд увенчался успехом: памятник Пушкину стал одним из лучших монументов Ленинграда. За этот памятник скульптор удостоен Ленинской премии.

Москва также украсилась огромным количеством произведений городской скульптуры, в том числе литых. Одним из первых отлит памятник А. Н. Островскому перед Малым театром (скульптор Н. А. Андреев, 1928 г.). Известны памятники Дзержинскому, Гоголю, Достоевскому, Тимирязеву, Льву Толстому, Горькому, Маяковскому, Ломоносову, Бауману и другим.

Памятники деятелям культуры, героям гражданской и отечественной войн установлены во многих городах страны. Так, недавно в Харькове воздвигнут памятник герою гражданской войны Рудневу.

Рис. 7. Памятник Т. Г. Шевченко в Москве

Помнит и любит своего поэта его родная Украина. Еще в 1939 г. в Киеве установлен памятник Т. Г. Шевченко по проекту М. Г. Манизера, стоит монумент и в Каневе, на могиле кобзаря, есть его статуи и в других городах. Но по своей красоте, выразительности и монументальности всех их превзошел харьковский «Тарас», первый большой памятник великому украинскому народному поэту и художнику. Он воздвигнут в 1935 г. (скульптор М. Г. Манизер). Это выдающееся произведение, ознаменовавшее расцвет советской монументальной скульптуры. Общая высота памятника 16,5 м, высота статуи поэта 5S5 м. Бронзовая скульптура Шевченко поднята на трехгранный пилон. Грозно сдвинутые брови, сжатая в кулак рука, вся его фигура выражает решимость, негодование, призыв к борьбе. Вокруг пилона на постепенно возрастающих уступах расположены шестнадцать фигур (в полторы i натуральные величины), олицетворяющих историю Украины. Все фигуры были вылеплены и отлиты в короткий срок, менее чем за полтора года. Лучшей из статуй I скульптора в ансамбле памятника Шевченко считается I «Катерина».

Открытие памятника вылилось в праздник украинско-го народа. На это событие А. М. Горький откликнулся телеграммой: «Сердечно приветствую народ Украины в день, когда он достойно увековечивает в памяти детей и внуков своих прекрасный образ истинно народного поэта-демократа, замученного царизмом».

Одно из основных мест в русской монументальной скульптуре занимала патриотическая тема. Советские скульпторы продолжают эту традицию, рбогащая и расширяя эту тему. Советский народ первый з мире построил социализм, идет к коммунизму. Для него свята память о тех, кто боролся и погиб в борьбе за свободу, защищая завоевания социализма, защищая Родину, о тех, кто строит новое общество, прокладывает путь в космос и охраняет наши рубежи. Донести образ нашего современника до будущих поколений - благородное дело скульпторов и литейщиков.

Рис. 8. «Легендарна тачанка»

Никогда не сотрутся в нашей памяти трагические и героические дни 1905 г. 22 января 1931 г. в память жертв «Кровавого воскресенья» в Ленинграде открыт монумент (автор М. Г. Манизер), и каждый год в этот день сюда приходят тысячи жителей города, чтобы отдать долг памяти.

О пламенных годах революции и гражданской войны напоминает памятник молодым борцам Нарвской заставы, открытый в Ленинграде в 50-ю годовщину комсомола.

В Одессе воздвигнут монумент героям-потемкинцам.

Памятник грозным боям 1920 г. - литой монумент на Херсонщине. Рейд буденовских тачанок сыграл решающую роль в разгроме бронированных полчищ черного барона Врангеля, воины на тачанках и красные кавалеристы Конной покрыли себя неувядаемой славой. Память о героях будет жить в веках. Не только в песнях и летописях, но и в величественном монументе, сооруженном в Херсонской степи близ Каховки.

На высоком кургане, почти без постамента стоит «Легендарная тачанка» с четверкой горячих коней (рис. 23). Стремительны кони, в порыве ездовой, в напряжении пулеметчик, а мужественный командир с красным знаменем в руках весь поглощен предстоящим боем. Высота скульптурной группы 7 м (вместе с курганом - 15,2 м), длина - 15,85 м, а ее вес 100 т.

Монумент «Легендарная тачанка» (скульпторы Ю. Н. Лоховинин, Л. Л. Михайленко и Л. А. Родионов), отлитый на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура»,- подлинное произведение искусства, поражающее своей жизненной правдой и художественным обобщением. Коллегия Министерства культуры СССР признала Каховскую тачанку лучшим памятником страны, сооруженным в честь 50-летия Октября. Его творцам заслуженно присуждена Государственная премия за 1969 г.

В произведениях монументальной скульптуры широко представлена тема героической борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Это и скульптуры героев Отечественной войны, и бронзовый памятник «Клятва молодогвардейцев» в Краснодоне, и скульптурная группа недалеко от Евпатории, посвященная героям-десантникам, которые высадились в этом месте в январе 1942 г. с тральщика «Взрыватель», и памятники участникам обороны городов-героев. В частности, в Севастополе в день 45-летия комсомола установлен памятник в честь комсомольцев - защитников города. Проект создан Станиславом Чижом, тогда еще моряком-севастопольцем. Интересно, что скульптуры отлиты в Киеве не из бронзы, а из новой пластической массы, хорошо имитирующей бронзу. На постаменте надпись: «Мужеству, стойкости, верности комсомольской».

Ленинская тема

Образ Ленина - великого революционера, необыкновенного человека, ученого, мыслителя, вождя и трибуна - постоянно привлекает внимание лучших советских и зарубежных скульпторов.

Вероятно, нет города в Советском Союзе, где бы не было памятника Ленину. Наши скульпторы, архитекторы и мастера литья с чувством высокой ответственности относятся к ленинской теме, создают прекрасные произведения.

Рис. 9. Памятник В. И. Ленину в Харькове

Одна из первых удач советского искусства в создании монументального образа Ленина-вождя - это памятник у Финляндского вокзала, установленный в 1’926 г. Он изображает динамическую фигуру Ленина в распахнутом пальто, обращающегося к народу с башни броневика. Бронзовый памятник, созданный скульптором С. А. Евсеевым в сотрудничестве с архитекторами В. А. Шуко и В. Г. Гельфрейхом, исполнен пафоса революции.

В Харькове, на самой большой площади Советского Союза - площади Дзержинского установлен прекрасный памятник В. И. Ленину (рис. 24). Здесь же, в Харькове, находится один из самых поздних литых произведений, посвященных Ильичу,- памятник Володе Ульянову, построенный по инициативе и при участии комсомольцев Харьковского ордена Ленина политехнического института им. В. И. Ленина. Памятник открыт в 1967 г. в парке Харьковского политехнического института, носящего теперь имя вождя. Этот памятник интересен тем, что воссоздает образ юного Ильича в студенческие годы, когда начиналась его революционная и организаторская деятельность. Статуя молодого вождя отлита не из бронзы, а из чугуна, что само по себе необычно. В этом проявилась находка скульптора. Темный цвет статуи хорошо вырисовывается на фоне зеленого массива институтского парка и на фоне заснеженных деревьев и зданий. Он подчеркивает строгость, простоту и одухотворенность лица молодого Ильича, динамичность его позы в сочетании с незамысловатой студенческой одеждой. В другом материале трудно было бы передать столько оттенков.

Литейщики, как и скульпторы, хорошо справились со своей работой. Благотворным оказалось соединение таланта скульптора и мастерства литейщика. Автор памятника Володе Ульянову В. Н. Савченко - сын потомственного литейщика, модельщик харьковского завода им. Малышева, активный участник бывшего инженерно-технического общества литейщиков Харькова. По образованию - юрист, а по призванию - талантливый скульптор и литейщик. Памятник молодому Ильичу - не первая работа

В. Н. Савченко. Им созданы образы Серго, В. А. Малышева и др. Но полностью его талант раскрылся именно в этой работе. Знание процессов литья, великолепное чувство формы, объема в сочетании с талантом художника позволили так просто и убедительно решить задачу создания памятника Ленину-студенту.

Город Ульяновск стал поистине городом-музеем. Здесь бережно сохраняется все, что связано с детскими и юношескими годами Ленина, с замечательной семьей Ульяновых. Произведения монументальной скульптуры органично влились в создаваемый мемориальный комплекс. Это и величественный монумент на центральной площади, изображающий шагающего вождя, и памятник Ленину гимназисту на привокзальной площади. И памятник И. Н. Ульянову, созданный скульптором М. Г. Манизером. На гранитном постаменте установлен бронзовый бюст. Ниже, на уступе постамента - фигура деревенского мальчика с пастушеской палкой и книгой в руках. Памятник символизирует борьбу Ильи Николаевича за приобщение к культуре широких слоев трудового народа.

Образ В. И. Ленина привлекает не только скульпторов, но и литейщиков. Литейщики с большой ответственностью относятся к литью ленинских скульптур и портретов. Так, в первые годы после установления Советской власти на Урале общественность и умельцы Кусы неоднократно обсуждали вопрос об увековечении образа Ленина в металле. И речь в этих обсуждениях шла об отливке портрета вождя из чугуна, ставшего уже традиционным скульптурным сплавом.

Пока неизвестны подробности того, как кусинцы осуществили свои намерения, какие ленинские портреты ими изготовлены. Быть может, в числе их была и та кабинетная статуэтка, о которой автор впервые написал в «Книге о литье». Недавно она была приобретена Государственным историческим музеем, где и хранится поныне. Автор этой отливки неизвестен, но установлено, что изготовляли ее кусинские мастера. Кабинетная скульптура, правдиво отобразившая образ В. И. Ленина, большая заслуга новой Кусы. Она сделана настоящим ваятелем, большим мастером лепки и искусства литья. Без преувеличения можно сказать, что это одна из наиболее удачных «камерных» скульптур великого вождя, отлитых в довоенный период.

Пожалуй, не случайно первые литые портреты Ильича и3готовлены из чугуна: цветовая сдержанность, простота и предельная графичность этого материала открывали перед литейщиками огромные возможности в создании точного и живого портрета вождя.

Неоднократно изготовляли литые портреты В. И. Ленина и каслинские мастера. Здесь создана настоящая литая камерная лениниана из чугуна.

Многие из литых портретов В. И. Ленина, изготовленных в Кусе, Каслях и в других районах страны, хранятся в музеях Советского Союза. Среди этих портретов имеются работы знаменитых художников страны: Н. Андреева, Н. Василика и других.

Литейщики и скульпторы своим трудом и талантом вносят значительный вклад в дело огромной важности - сохранение образа В. И. Ленина для многих поколений человечества.


Технология художественного литья предусматривает использование большей частью сплавов, а не чистых металлов. В чистом виде используются тяжелые металлы: олово, свинец, цинк. А сплавы - медные (чаще всего это бронза и латунь) и алюминиевые.

Сплавы представляют собой соединения путем плавки металлов и химических элементов и должны обладать следующими основными свойствами: текучестью, усадкой и ликвацией.

Бронза - сплав меди с оловом или другими металлами - свинцом, никелем. Если в сплаве 4-6% олова, бронза пластична, ее можно ковать, если 27% - сплав твердый и хрупкий. При содержании 33% олова сплав становится похожим на серебро, он называется белая бронза. Температура плавления меди - 1083 °С, в сплаве с оловом она снижается до 800 °С (25% олова, цвет желто-белый).

Латунь - сплав меди с цинком (до 45%). Легко подается резке, паяется как мягкими, так и твердыми припоями, прочны на ней и гальванические покрытия. Температура плавления 980-1000 °С.

Силумин - сплав алюминия с кремнием, имеет высокие литейные качества. Цинк (сплав). Для отливки точных изделий из цинка применяют сплав, в составе которого 94 % цинка, 4% алюминия и 2% меди. Чугун - это выплавленное из руды железо с примесью углерода, более хрупкое и менее ковкое, чем сталь. Но, несмотря на эти качества, из чугуна выплавляют высокохудожественные скульптуры

.

Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы

Это простейший способ получения отливок скульптур. Технология такова: по нужному шаблону (модели) из формовочной земли изготавливают форму для заливки расплавленным металлом. форма, сделанная по тому или иному шаблону,- одноразовая: при выемке отливки она разрушается, поскольку создана из смеси песка и глины (25% содержания в смеси глины, 75% - песок). Но саму смесь для получения литейной формы можно использовать многократно, обновляя лишь внутренний облицовочный слой. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала - пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла. Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу.

Если по каким-то причинам невозможно воспользоваться в качестве модели скульптуры пластилиновой копией оригинальной скульптуры, можно сделать гипсовый слепок с оригинала скульптуры, несмотря на то, что это более трудоемкий способ.

Материалы для изготовления моделей скульптур:

  • Пластилин, гипс, пластик, дерево
  • Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.
  • Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик.

Художественное литье скульптур по выплавляемым моделям

В основе литейного процесса по выплавляемым моделям лежит использование легкоплавких материалов: модель отливаемой скульптуры и ее литниковая система делается из воска, парафина или стеарина. Любой из этих легкоплавких материалов в горячем режиме заливают в пресс-форму, а после затвердения получают восковую модель скульптуры и покрывают ее специальным составом. После просушивания на модели скульптуры, образуется огнеупорная оболочка - керамическая форма, из которой выплавляют модельный состав и получают тонкостенную литейную форму которую после прокалки заливают расплавленным металлом.

Для получения нескольких одинаковых моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму, используя для ее изготовления столярный клей или технический желатин. Второй материал более предпочтителен как в качественном отношении, так и по срокам приготовления.

С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму.

ДЕКОРИРОВАНИЕ СКУЛЬПТУР ИЗ МЕТАЛЛА

Скульптурные произведения из металла - цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Причем она не только улучшает внешний вид скульптуры, ажурной или кованой решетки камина, чеканного рельефа или художественного литья, но и предохраняют произведение, созданные в любой технике, от воздействия внешней среды, продлевает их век.

Известно немало рецептов нанесения тончайших защитных покрытий разного цвета, имеющих свою технологию. Перед химической обработкой скульптуры проводят механическую, затем скульптуру тщательно очищают, обезжиривают, отбеливают; предварительно отшлифованную и отполированную скульптуру покрывают тонкой защитной и в то же время декоративной тонирующей пленкой. Выбор того или иного вида декоративной отделки металлического скульптурного изделия диктуется качествами самого металла, а также предназначением того или иного изделия.

Шлифовка скульптуры

Эта операция производится абразивными материалами естественного происхождения: корундами, алмазами, кремнием, кварцем, а также искусственными корундами и алмазами. На практике - это наждачная бумага или шкурка - абразивная зернь, наклеенная на плотную бумагу или ткань. Начинают шлифовку скульптуры крупнозернистой шкуркой, постепенно переходя к мелкозернистой, а затем и к шлифовальной пасте, к мельчайшей кирпичной муке. Шлифовкой со скульптуры удаляются окислы, открывается чистая поверхность

Полировка скульптурного произведения

Это следующий этап отделки скульптуры из металла. Полировка осуществляется полировочными пастами различного сметанообразного состава - смеси мела, извести, окиси хрома, алюминия, нашатырного спирта, воды и других компонентов. Славится полировочная паста ГОИ. Пасты бывают твердые, средние и тонкие. В такой очередности ими и пользуются. Если первой ликвидируют оставшиеся от шлифовки царапинки, второй добиваются ровного фона, то последней получают зеркальный блеск металла.

Полировку скульптуры обычно производят вручную, достигая идеальной равномерности и доставая до углублений рельефа. Более ровные и крупные детали скульптурного изделия полируют на специально изготовленных кругах из нескольких слоев войлока, фетра, толстого сукна.

Закрепленный на небольшом металлическом стержне, который крепится в патроне точильного или сверлильного станка, полировочный круг, смазанный пастой, вращаясь, полирует скульптурное изделие. Затем художественную доводку скульптуры осуществляют на сухом матерчатом круге.

Наиболее труднодоступные участки скульптурного произведения полируют специально изготовленными палочками из древесины более твердых пород - бука, дуба и мягких - липы, груши. Рабочая часть полировочных палочек, которая смазывается пастой, разнообразна: выпуклая, вогнутая, коническая и так далее. Узкие сквозные отверстия скульптуры полируют шелковым шнуром, а то и суровой нитью, покрывая их пастой.

Полирование скульптуры путем уплотнения, выглаживания металлической поверхности скульптуры производится специальным инструментом - полировочным гладильником (гладилом). Он изготавливается из высокопрочной стали. Гладильник полируется и закаливается. Полирование осуществляется проглаживанием под нажимом в одном направлении до появления глянца на полируемой поверхности. Затем выглаживание осуществляется в перпендикулярном направлении. Рабочая часть гладильника шарообразна. Полируемую поверхность скульптуры для лучшего скольжения рабочей части полировальника время от времени, смачивают специальным раствором в воде мыла и нашатырного спирта.

Химическое декорирование скульптур из металла

Тонирование. Патинирование. Оксидирование.

Применяя несложную химическую обработку, на поверхности бронзовой скульптуры получают разноцветное защитно-декоративное покрытие. Небольшое скульптурное произведение погружают в емкость с химическим раствором целиком, крупное обрабатывают кистью, губкой, поролоном. Чтобы полученная пленка держалась на изделии прочнее и не покрывалась налетом, после промывки и просушки ее протирают ветошью, смоченной в машинном масле или в олифе.

Декорирование скульптуры из черных металлов

Готовая скульптура из черных металлов нуждается в декоративно-защитных покрытиях, от технологических качеств которых зависит ее привлекательность и долговечность.

При обработке скульптуры из черных металлов, особенно кузнечным методом, на ее поверхности образуется слой окалины, на первый взгляд, красивого серо-голубого цвета. Но этот покров не защищает металл от коррозии, а является окисью железа.

Имея различную толщину и плотность, он подвержен постепенному отслаиванию от скульптуры, поэтому окалину со скульптуры необходимо удалить. Сделать это можно разными способами. Например, химическим способом, пользуясь раствором соляной кислоты, уротропина и йодистого калия в различных пропорциях. Или механическим - наждаком, металлической щеткой, мелкозернистым напильником, смесью воды с молотой пемзой. После очистки и сушки скульптуры образуются цветовые тона от желтого до темно-синего. Получив желаемый оттенок, нагрев резко прекращают. Учитывая различную толщину скульптуры, оксидированием можно добиться разных цветовых оттенков на разных участках скульптуры. После оксидирования изделие покрывают воском, растворенным в бензине. После сушки полируют волосяной щеткой. Черный цвет металла можно получить натиранием очищенного металла растительным маслом и нагревом до получения пленки нужного оттенка. Масло не должно воспламеняться; разлагаясь от нагрева, оно плотно заполняет поры окислов, образуя надежное покрытие черного или темно-бурого цвета. Скульптуры для садово-парковой архитектуры, которые постоянно подвергаются атмосферному влиянию, покрывают лакокрасочными покрытиями. оксидируют нагреванием ее поверхности горелкой.

Известна строгая красота скульптур из вороненой стали, когда металл скульптуры приобретает иссиня-черный цвет, как крыло ворона. В то же время воронение скульптуры - один из лучших способов защиты скульптуры от коррозии. Наряду с отполированным до зеркальной поверхности серебром и канфаренным золотом вороненое железо почиталось геральдическим металлом. Именно такие виды декоративной обработки применялись для произведения гербов, а также художественного царского или княжеского оружия.

Для получения черной с синим отливом скульптуры в воде растворяют двухромовокислого калия. Стальную скульптуру выдерживают в этом растворе и высушивают над пламенем или жаром высокой температуры. Появляется серо-бурый оттенок. Повторяя воронение, достигают вороненого цвета.

Черную матовую поверхность получают также химическим оксидированием в водном растворе такого состава: гипосульфат натрия (поташ), аммоний, ортофосфорная кислота, азотная кислота.

Темно-коричневый цвет металлической скульптуры получают оксидированием в воде хлористого железа, 30 г железного купороса и азотнокислой меди. Скульптура начинает менять окраску на бурый цвет. Повторение оксидирования приведет к густому черно-коричневому цвету скульптуры.

Синий цвет стальные скульптуры получают оксидированием в растворе воды хлорного железа, азотной ртути, соляной кислоты и спирта; при комнатной температуре время оксидирования занимает 20 минут.

Перед любым способом оксидирования скульптуры слой окиси необходимо декапировать химическими растворами (3-5-просмоловым раствором в воде соляной или серной кислоты), а также чисто обезжирить ацетоном или бензином. Эти операции для избежания жировых пятен или иного загрязнения поверхности скульптуры. Скульптуру обрабатывают в растворах на проволочных подвесках и промывают под струей воды для смывания кислоты.

При нагреве изделия газовой горелкой на нем меняются оттенки побежалости (цветовой изменчивости) - от соломенного до черного. На необходимом цвете мастер прекращает термическое тонирование скульптуры. Для оксидирования скульптуры путем нагрева поверхности скульптуры в индивидуальной мастерской применима простейшая газовая горелка с деревянной ручкой, соединенная гибким шлангом с газовым баллончиком. Цветовой гаммы, тонирования, цветовых переходов можно достичь умелым пользованием горелкой. Таким способом тонируются как чеканные, так и другие скульптуры или произведения смешанных техник. После термической обработки скульптуру покрывают восковым слоем (воск с растворителем) и полируют войлоком и фетром.

Олифо-масляный обжиг обычно применяют для нанесения декоративно-защитного черно-коричневого покрытия на скульптуры из чугуна, получаемые литьем,- скульптурные произведения, фигурные решетки для ограды парков, цветников и другие. Скульптуру смачивают олифой, а затем прокаливают. Такой способ декорирования скульптур применяется и для произведений, созданных художественной ковкой.

Защитное тонирование или патинирование скульптур из цветных металлов и сплавов Особенно восприимчивы к тонированным покрытиям скульптуры из меди и ее сплавов: латуни и бронзы.

Черный (серый) цвет скульптурам из меди и латуни можно придать с помощью разных оксидирующих растворов.

Наиболее насыщенного цвета оксидных пленок на скульптуре из меди - от светло-коричневого - до коричнево-черного - можно получить, приготовив раствор в сочетании сернистого аммония с серной печенью.

Шоколадный цвет скульптурам из меди и латуни можно придать в растворе хлорида калия, сульфата никеля и сульфата меди. Коричневый цвет с красноватым оттенком скульптуры получают в растворе пятисернистой сурьмы в едком натрии

.

Красно-коричневый цвет латунным скульптурам придает водный раствор хлористого цинка и медного купороса в равном соотношении частей цинка и купороса.

Коричневый и черный цвет на латунной скульптуре получают обработкой художественного изделия раствором гипосульфата и азотной, серной или соляной кислоты в воде.

Оливковый и черно-коричневый цвет придаст скульптурам из латуни обработка раствором хлорокиси меди и нашатыря

.

Латунная скульптура становится черной в следующем растворе: в воде смешивают хлорокись меди и аммиак. Получится смесь зеленоватого цвета, а после выпадения осадка - сине-зеленого; в этом растворе и тонируют латунь; при этом скульптура не теряет своего блеска. Длительность обработки скульптуры не превышает нескольких секунд.

Оранжево-красным за несколько минут латунную скульптуру сделает раствор сернистого калия в воде. В старину латуни придавали и иные, казалось бы, совершенно неожиданные для этого сплава цвета.

Фиолетовый цвет получали погружением скульптуры в раствор хлорной сурьмы; шоколадно-бурый - обжигом скульптуры окисью желе за и последующей полировкой свинцовым блеском.

Цвет античной патины скульптурам из меди, бронзы и латуни можно придать обработкой их в растворе хлористого аммония и углекислого аммония в воде.

Если вы занимаетесь лепкой из пластилина и глины, то хорошо знаете достоинство этих материалов: они обладают высокой пластичностью. Но вместе с тем у них есть свои недостатки: законченные работы из глины очень хрупки и боятся влаги, а пластилиновые фигурки нельзя хранить в теплом помещении - от тепла они становятся так мягки, что нередко теряют свою первоначальную форму. Поэтому очень часто удачные работы бывают обречены на неминуемую гибель. А можно ли избежать этих недостатков и сохранить наиболее удачные свои работы!

Оказывается, можно. Для этого надо делать отливки из гипса. И при этом помнить, что лепные работы с множеством мелких деталей, плохо связанных с основной формой, трудно поддаются формовке и отливке.
Для формовки и отливки используют формовочный или строительный гипс. Его замешивают мутовкой в деревянной или эмалированной посуде - гипсовке - или, еще лучше, в посуде из эластичной пластмассы или толстой резины. Например, простейшую гипсовку можно сделать из полусферы старого резинового мяча, если укрепить ее на проволочном каркасе. Из эластичной гипсовки очень удобно удалять остатки засохшего гипса: достаточно нажать на стенки гипсовки, и гипс легко отстанет.
Хороший раствор можно получить, если смешать семь весовых частей воды с десятью частями гипса. При замешивании раствора гипс засыпайте в воду, а не наоборот. Готовый раствор употребляйте немедленно. Помните, что свежеприготовленный раствор только в течение 2,5 мин сохраняет необходимую для работы текучесть. Через 7- 8 мин он уже теряет пластичность, а через 15-20 мин затвердевает полностью. Процесс затвердевания гипса необратим, поэтому разводить водой загустевший гипс не пытайтесь. Замешенный на теплой воде, он затвердевает еще быстрее.
Качество гипса вы. можете определить так: налейте немного гипсового раствора на стекло. Когда гипс застынет, отделите его от стекла и на гладкой стороне проведите кончиком ножа ровную царапину. А потом попробуйте кусок гипса разломить на две части. Гипс хорошего качества разломится точно по намеченной линии. Плохой, как правило, раскрошится.
Перед началом формовки модель необходимо специально обработать. Если формовке подлежит модель из эглина или пластилина, то покройте ее одним слоем шеллачного лака. После того как лак высохнет, нанесите тонкий слой олифы и дайте ей подсохнуть. Глиняную модель перед формовкой увлажните чистой водой из пульверизатора до появления матового блеска.
В зависимости от сложности скульптуры форму делают из двух и более разъемных частей, так называемых раковин. С работ, выполненных из глины и пластилина, можно снять только черновую форму, которая пригодна для изготовления лишь одной отливки, так как черновая форма при освобождении отливки разбивается.
На рисунках дана последовательность формовки и отливки простой модели, форма которой состоит из двух раковин. Для формовки модели подобной сложности наметьте стеком линию, разделяющую ее на две равные части (1) . Вдоль линии осторожно вставьте разграничительные пластинки из тонкой, но достаточно жесткой фольги или оргстекла, углубив их в глину приблизительно на 2 мм (2) . Каждая последующая пластинка должна слегка (на 1-1,5 мм) находить на другую.
Подготовив таким образом модель, растворите небольшое количество гипса, подкрасив его какой-нибудь сухой краской (на 1 л воды 5 г краски). Подкрашенный раствор нанесите на одну половину модели, равномерно оплескивая ее с помощью металлической лопатки до получения гипсового слоя толщиною 3-5 мм (3) . После нанесения первого слоя сразу же составьте раствор из не подкрашенного гипса и оплескивайте им модель до получения слоя Толщиною 15-20 мм (4) . Для крупных моделей этот слой делают гораздо толще. Во всех случаях около разграничительных пластинок слой гипса нужно сделать более толстым. После затвердевания гипса осторожно снимите разграничительные пластинки. На торцовой поверхности раковины, образованной пластинками, сделайте три-четыре конических углубления (5) . Затем смажьте торцы и углубления парафиновой смазкой. Для ее приготовления расплавьте 100 г парафина и смешайте его С 70 г керосина и 70 г гарного, льняного или подсолнечного масла. На вторую половину слой гипса наносите так же, как и на первую. Вначале бесцветный слой (6) . После затвердевания гипса ножом или стеком разъедините раковины. Если раковины разъединяются плохо, в зазор между ними налейте немного воды. После удаления больших кусков глины стеком раковины промойте чистой водой кистью до исчезновения глиняного налета (7) . Дайте им слегка подсохнуть, затем смажьте их внутренние поверхности парафиновой смазкой и соедините так, чтобы выступы на торцах одной раковины соответственно вошли в углубления на торцах другой. Соединенные раковины крепко свяжите веревкой. Теперь форма готова к отливке.
Разведите в гипсовке раствор и влейте его ковшом в перевернутую форму (8) приблизительно на одну треть объема. Возьмите форму в руки и начинайте ее наклонять в разные стороны, одновременно делая вращательные движения. Следите, чтобы жидкий гипс равномерно окатывал все внутренние поверхности. Постепенно перевертывая форму, осторожно вылейте не приставший к ее стенкам раствор обратно в гипсовку. Затем снова залейте то же количество раствора и еще раз окатите внутренние поверхности формы. Так надо поступать до тех пор, пока не будет получена достаточная толщина стенок отливки. Толщина стенок будет зависеть от величины отливаемой модели. Если отливку делают с маленькой модели, то уже после первой окатки форму доверху заливают гипсом. Через 15-20 мин, когда гипс окончательно затвердеет, нужно немедленно приступить к разбивке черновой формы. Развяжите веревки и, пользуясь зубильцем и молотком, осторожно начинайте откалывать небольшие куски формы (9) . Скалывая неокрашенный гипс, работайте более смело. Л дойдя до подкрашенного нижнего слоя, прилегающего к отливке, - сигнального слоя, - будьте более осторожны. Этот слой предупреждает, что поверхность отливки близка. После того как отливка будет полностью освобождена от черновой формы, зачистите швы в местах стыка раковин наждачной бумагой.
Готовую отливку по желанию вы можете подвергнуть дальнейшей обработке - так называемому патинированию. Патинирование необходимо для повышения влагостойкости и прочности гипса, а также для имитирования его под другие, более ценные материалы. Для повышения водостойкости и прочности пропитайте отливку 3-5%-ным раствором хлористого кальция. Высушите ее в течение 5 мин и опустите в мыльную воду. Обработанную таким образом отливку высушите при комнатной температуре.
Хорошие результаты дает обработка гипсовой отливки медным купоросом. Для этого изделие погрузите в 10%-ный раствор медного купороса на 15 длин, затем просушите его минут десять и снова окуните в этот раствор. Сделайте так раза три-четыре.
Если вы хотите, чтобы ваша фигурка приобрела более высокую прочность и влагостойкость, то обработайте ее олифой и шеллачным лаком. Нагрейте отливку в сушильном шкафу или духовке и щетинкой кистью нанесите на нее слои теплой олифы. После того как первый слой олифы полностью впитается, нанесите второй слой. Когда гипс перестанет впитывать олифу, пропитку прекратите, а отливку просушите в течение трех-четырех суток. Высохшую отливку покройте двумя-тремя слоями шеллачного лака.
Для имитации отливки под чугун смешайте три масляные краски: белую, черную и охру. У вас получится темно-серый цвет. Разведите краску сиккативом и нанесите кистью на отливку. Когда краска высохнет, натрите отливку порошковым графитом, добавив в него сухой ультрамарин, охру и белила.

1 - нож для разъединения раковин формы;
2, 5 - стеки для удаления глины из формы;
3 - зубило для разбивания формы;
4 - металлическая лопатка для нанесения жидкого гипса на модель;
6 - правильца для выравнивания торцовых поверхностей раковин;
7 - мутовки для размешивания гипсового раствора.

Если вы решили имитировать отливку под бронзу, то вначале раскрасьте ее масляными красками. Старайтесь, чтобы раскраска в какой-то мере передавала цветовые оттенки старой бронзы. Для этого где-то добавьте зелень, где-то охру или марс коричневый. Когда краска высохнет, распустите в скипидаре расплавленный воск или парафин и нанесите его тонким слоем на поверхность отливки. Дайте воску слегка подсохнуть и припорошите его бронзовым порошком. Примерно через час натрите отливку сухой тряпкой до появления характерного металлического блеска.
Отливку под слоновую кость имитируют следующим образом. В 500 г молока растворите 20 г белого мыла. Состав тонким слоем нанесите на гипс. Когда он высохнет, покройте отливку слоем масляного лака и дайте ему выстояться в течение суток. Затем возьмите тряпичный тампон, выдавите на него из тюбика немного масляной краски желтого цвета и протрите отливку. Если поверхность гипса будет слишком блестеть, слегка протрите его сухой тряпкой с тальком.
Гипсовую отливку можно окрашивать в различные цвета крахмальными красителями. Заварив крахмальный клей, добавьте в него сухую краску и тщательно размешайте. Красители на поверхность гипса наносите мягкой кистью равномерным тонким слоем.

Г. Федотов


Ещё в 3 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии лили сосуды и скульптуры из бронзы. Дошедший до наших дней вид искусства не менее популярен ныне, чем тысячелетия назад. Бронза - долговечный сплав, состоящий преимущественно из меди и олова (также в сплав добавляют цинк, свинец, другие компоненты). Бронзу широко применяют во всех сферах жизни: для изготовления посуды, медалей, мемориальных досок, ваяния скульптур.

Свою популярность среди скульпторов бронза завоевала благодаря тому, что она очень пластична и хороша для крупных и мелких форм. Технология работы с бронзой сильно отличается от работы с камнем. Камень, например мрамор, тяжёлый, в нём нельзя сделать большие просветы, отверстия, композиции получаются замкнутыми. Бронза позволяет делать скульптуры с большими просветами, воздушными, сложными, элегантными и утончёнными.

Скульптура из бронзы - основные свойства.

Для скульпторов бронза интересна прежде всего тем, что она долговечна. Скульптура из бронзы сохраняется несколько столетий, невзирая ни на какие погодные условия. При окислении бронзовые скульптуры покрываются тонким слоем налёта (патиной) и приобретают стойкую окраску (от зелёной до чёрной).

Второе свойство бронзы, интересное скульпторам - это эстетичность материала. Композиции, фигурки, скульптуры из бронзы блестят, имеют жёлто-красный или жёлто-зелёный оттенок (зависит от состава бронзового сплава). Бронзовые фигуры можно легко тонировать с помощью химических средств, их можно золотить, полировать. Кроме того, изделия из бронзы можно ковать, чеканить и гравировать.

Третье. Бронзовые сплавы - довольно дорогой материал. С давних времён из бронзы чеканили монеты, изготавливали украшения. Скульптура из бронзы является элитным изделием из-за своей дороговизны.

Скульптура из бронзы-техника изготовления.

Литьё из бронзы - самая популярная техника работы с металлом, известная ещё со времён древних египтян. Литьё скульптур из бронзы осуществляют с помощью трёх основных способов:

  • литьё сплошной массы в пустую форму;
  • литьё по частям (метод земляной формы);
  • литьё с использованием воска.

Первый способ используют с древних времён для изготовления примитивных фигур, фигур с простыми формами. При этом способе литья бронзу вливают в пустую форму, после застывания металла форму снимают.

Второй способ позволяет использовать форму для заливки несколько раз. Этим способом выполнены ещё древние греческие скульптуры, но его усовершенствованный вариант используется и ныне. Основной недостаток этого метода - скульптура из бронзы выливается отдельными фрагментами, по частям, затем собирается и дополнительно тщательно обрабатывается.

Третий способ более совершенный, но и более трудоёмкий. Прежде всего, изготавливают макет скульптуры. Для этого используют глину, гипс или дерево. Стоит уточнить, что макет из глины требует изготовления ещё одной формы - гипсовой. Макет требует детальной доработки, поскольку отлитая бронза будет точно соответствовать форме из гипса.

Затем изготовленный макет смазывают специальным веществом и поверху силиконовым каучуком. Часов через 6 верхний слой застывает и, благодаря смазке, макет легко вынимается из каучуковой формы. При этом даже мелкие фрагменты и детали сохраняются в целости. Каучуковую форму, разделенную при снятии, соединяют в целостную форму, а затем наполняют жидким воском. После застывания, а для этого требуются считанные секунды, получается точная копия из воска будущего шедевра.

К восковой скульптуре крепят специальное приспособление - литник и опускают в жидкий керамический раствор, покрывают кремнием в виде порошка, помещают в автоклав. Через 10 минут керамика застывает, а воск растапливается. Теперь работают с керамической формой. Её обжигают в печи в течение 2 часов при температуре 850°C.

Затем приступают непосредственно к литью. Бронзовый сплав температурой 1140°C, заливают через литник в керамическую форму и через несколько минут форму разбивают и достают готовое изделие из бронзы.

Скульптура из бронзы - виды обработки и декорирования.

После того, как скульптура из бронзы освобождена от формы для литья, ей необходимо придать «товарный» вид. Необходимо удалить литник, отшлифовать, удалить оставшиеся кусочки керамики. Затем скульптуре придают блеск с помощью огня и наносят бронзовое покрытие (патину). Для придания глубокого блеска на скульптуру наносят тоненький слой воска.

Иногда для обработки бронзовой скульптуры используют чеканку. Как правило, в этом возникает необходимость тогда, когда изготавливают копию антикварной скульптуры (старинные фигурки изысканно отчеканены).

Отливка скульптуры из бронзы:

1. Чтобы изготовить скульптуру в металле, необходимо получить сначала восковку: в готовую и чистую форму вымазывается и заливается расплавленный воск. После остывания форма разбирается и восковка освобождается.
Затем восковку необходимо обработать - очистить от швов, пузырей, непроливов и прочего брака. Местами необходимо пролепить скульптуру с помощью специальных инструментов (стеков и петель) или напаять воск при помощи паяльника.

2. Восковка отвозится в литейный цех, где ее подготавливают к литью различными способами в зависимости от размера заказанной скульптуры. Это или "в землю", или в опоку или через ХТС - холодно-твердеющую смесь. Последний вариант для изготовления совсем больших памятников и портретов.
К восковке припаиваются литники, чтобы металл смог пролиться во все ответвления и воздух нигде не уткнулся в тупик формы. А форму изготавливают из специальной массы.
Затем воск выпаривается, и остается воздух, который затем заполнятся раскаленный металлом.

3. После остывания, форма расколачивается кувалдой и металл освобождается.
Все литники срезаются болгаркой, все дырочки запаиваются и прочеканиваются.
Затем вся изготовленная скульптура подвергается обработкой песком под большим напором (пескоструй). Она становится однородной и чистой.

4. Тонировка. При помощи кисти или распылителя наносится специальный раствор на всю видимую поверхность скульптурной композиции. Затем для ускорения реакции бронзовую скульптуру подвергаются нагреву горелкой: она становится однородной темно-коричневой. От количества слоев зависит насыщенность цвета.
Затем, на выступающих местах готовая скульптура полируется и натирается, освобождая чистый цвет бронзы.

5. Созданная скульптура покрывается воском для пропитки и защиты патины.

6. При желании или задумке композиции готовую статуэтку можно установить на камень. Обычно подбирается мрамор или гранит подходящего цвета и текстуры. Форму и размер определяет художник.
Скульптура крепится к камню при помощи "шпилек" и болтов, шляпки которых скрываются в толще камня. На нижнюю часть камня приклеиваются мягкие ножки или ткань.

Вот и все. Скульптурный шедевр готов радовать Вас!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png