Статистика бизнеса позволяет выявить наиболее выгодные отрасли и определить, какое направление нуждается в развитии больше других. Подобные сведения дают возможность понять, где и кем работать и какую специальность лучше получить, чтобы быть успешным и обеспеченным.

Статистика по странам

Статистика бизнеса в мире позволяет составить рейтинг стран, в которых созданы наиболее благоприятные условия для предпринимательства. Данные представлены в таблице:

Страна

Место в мире

По количеству регистрируемых предприятий По кредитованию По международной торговле По числу ликвидированных предприятий
Новая Зеландия 1 1 1 55 34
Сингапур 2 6 20 41 29
Дания 3 24 32 1 8
Гонконг 4 3 20 42 28
Южная Корея 5 11 44 32 4
Норвегия 6 21 75 22 6
Великобритания 7 16 20 28 13
США 8 51 2 35 5
Швеция 9 15 75 18 19
Македония 10 4 16 27 32
Эстония 12 14 32 17 42
Латвия 14 22 7 25 44
Грузия 16 8 7 54 106
Германия 17 114 32 38 3
Литва 21 29 32 19 66
Канада 22 2 7 46 15
Казахстан 35 45 75 119 37
Беларусь 37 31 101 30 69
Армения 38 9 20 48 78
Россия 40 26 44 140 51
Азербайджан 65 5 118 83 86
Кыргызстан 75 30 32 79 130
Украина 80 20 20 115 150
Узбекистан 87 25 44 165 77
Таджикистан 128 85 118 144 144

Показатели малого бизнеса в мире


Статистика бизнеса позволяет сделать вывод, что малые предприятия вносят большой вклад в экономику государства. Особенно в странах – лидерах. Малый бизнес в мире по статистике способен обеспечить существенные доходы, много рабочих мест, рост .


В США ½ трудоспособного населения работает на предприятиях МБ. Их в Америке зарегистрировано свыше 20 млн. Аналитика показывает, что каждая третья семья в США имеет отношение к бизнесу. Более 40% ВВП приходится на МБП.

Развитые страны оказывают большую поддержку малому бизнесу и получают от него хорошую отдачу в виде , развития инноваций, занятости страны.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что МБП в странах ЕС развивается очень быстро. Малый бизнес за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России. Он – одна из составляющих развития экономики. Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее активно развивается по статистике малый бизнес в Германии. Вклад предприятий МБ в экономику страны составляет почти ½ всего . Более ½ трудоспособного населения обеспечены рабочими местами за счет предприятий малого бизнеса. МБП составляют 99% всех предприятий страны. Многие из них вышли на мировой рынок. Более 1 тыс. предприятий малого бизнеса Германии стали лидерами мирового .

Данные по России

Статистика бизнеса в России за последние 10 лет демонстрирует закрытие большего количества предприятий МБ, чем было открыто. В нашей стране лишь 4% предприятий существует более 3 лет. Остальные умирают значительно раньше. Многие закрываются в первый год своего существования. Менее 20% от всего ВВП приходится на долю малого бизнеса в России. Статистика подтверждает эти цифры. Здесь в отличие от Европы и США не оказывают должной поддержки предприятиям МБ.

Статистика бизнеса в России показывает, что за 5 лет количество предприятий увеличилось в среднем на 4%. Число закрывшихся хозяйствующих субъектов увеличилось на 11%.

Какая статистика открытия бизнеса по данным Росстата за 2016–2017 год? В нашей стране было зарегистрировано 3,5 млн. предпринимателей. Однако более 7 млн. прекратили деятельность. Статистика закрытия бизнеса просто пугает.

Статистика бизнес-инкубаторов в России выделила основные причины, по которым прекращают хозяйственную деятельность. Данные отражены на диаграмме:

Ниже представлен график, на котором показано как развивался малый бизнес в России по статистике с 2005 по 2015 год:

Статистика развития бизнеса отмечает негативную тенденцию в нашей стране. Это происходит по ряду причин. Основные проблемы бизнеса по статистике:

  • высокие цены на сырье;
  • сложное и часто меняющееся законодательство;
  • не стабильный курс рубля;
  • высокие кредитные ставки в банках;
  • в бизнесе;
  • высокие налоги;
  • большие взносы в ПФР;
  • . в бизнес-центрах констатирует, что нередко такие происшествия приводят к закрытию предприятий из-за нехватки денег на восстановление;
  • санкции со стороны других стран;
  • кризис, который снизил спрос на услуги и .

Статистика кредитования бизнеса отмечает, что в 2016 году было выдано на 24% больше, чем в 2015. Новые экономические условия вынуждают предпринимателей обращаться в банки чаще. В 2016 году банками было выдано более 4 трлн. руб. на кредитование малого и среднего бизнеса. Наиболее часто предприниматели берут займы в . На диаграмме представлена статистика бизнеса по сферам за 2013–2014 года:

Как видно в России больше всего предприятий, которые занимаются . Их доходы за 2014 год составили 15 трлн. руб. Второе место у предприятий, которые занимаются недвижимостью. Их доходы составили около 3 трлн. руб. Объем капитала организаций, оказывающих медицинские и социальные услуги – 194,36 млрд. руб. На диаграмме показано количество ИП по :

Самые низкие показатели малый бизнес демонстрирует в Крыму.

Украина, Беларусь и Абхазия

Какая статистика бизнеса в Украине? Эта сфера сегодня далеко не на высоком уровне. Общая сумма налоговых поступлений от бизнеса в 2013 году составила 260 млрд. гривен. Не слишком большой процент приходится по статистике на крупный бизнес. Большие предприятия не являются основными налогоплательщиками. Так как их не очень много в стране. Самые большие налоговые поступления по статистике от малого бизнеса. На долю МБА приходится более 200 млрд. гривен.

Малый и средний бизнес статистика выводит на первое место по числу рабочих мест. Более 70% населения трудится на небольших предприятиях. Средние и малые реализуют больше продукции, чем крупные. Статистика поддержки малого бизнеса показывает, что в стране с 2015 года делается немало. Был сокращен срок регистрации предприятий. Теперь процедура занимает всего лишь 2 дня. Было отменено порядка 40% документов для открытия ИП.

Малый бизнес в Беларуси по статистика развивается очень медленно. РБ сильно отстает от других стран. В 2003 году число МБП составляло 2,5 на 1000 человек населения, В 2010 году цифра выросла до 7,2. В 2011 году малых предприятий в стране было всего 72 тыс. За последние годы количество МБП возросло на 13%.

Статистика отчислений бизнеса показывает, что в Беларуси малые предприятия вносят в экономику страны небольшой вклад. Из трудоспособного населения только 13% занято в сфере бизнеса. В развитых странах эта цифра порой достигает 70%. Предпринимательская деятельность пока остается малопривлекательной для населения страны.

Какая статистика венчурного бизнеса в РБ? Эта сфера практически не развита. Главные причины – в Республике не развито инвестирование, отсутствуют новые технологии, мало инициативных людей и рынок очень небольшой.

Статистика бизнеса Абхазии говорит о том, что здесь наиболее развитые отрасли – торговля и

Показатели по отраслям

Статистика бизнеса констатирует, что успешность предприятия во многом зависит от отрасли, в которой оно работает. Есть наиболее и наименее востребованные сферы деятельности. В России не лучшие времена переживает р есторанный бизнес. Статистика констатирует, что только в прошлом году было закрыто 1,5% заведений. По прогнозам в 2017 году показатели возрастут до 20%. Из-за кризиса россияне предпочитают экономить и реже посещают рестораны и прочие подобные заведения.

Статистика гостиничного бизнеса демонстрирует стабильный спрос на подобные услуги. За 15 последних лет количество гостиниц и отелей возросло на 63%. Хуже дело обстоит с домами отдыха, санаториями. Большинство подобных заведений подвергались реконструкции и обновлениям.

Развлекательный бизнес по статистике пользуется спросом даже в кризисные времена. На диаграмме показано, какие отрасли развлекательной индустрии наиболее и наименее популярны:

Статистика сетевого бизнеса констатирует, что эта сфера привлекает огромное количество потенциальных работников и покупателей. Ежегодный прирост прибыли компаний составляет 20–30%. Количество работающих в этой сфере людей – более 100 млн. человек.

В Америке 20% миллионеров заработали свое состояние на сетевом бизнесе. По мнению специалистов, сетевой маркетинг в будущем составит 70% всех предприятий.

Самые успешные отрасли и компании

Статистика выгодного бизнеса демонстрирует, что есть товары и услуги, которые востребованы даже в кризисные времена. Это одежда, обувь, продукты питания, лекарственные препараты, ремонт автомобилей и бытовой техники. Статистика прибыльных бизнесов была опубликована в . Рейтинг выглядит следующим образом:

  • частные аудиторы;
  • мануальные терапевты;
  • специализированные клиники;
  • бухгалтерские услуги;
  • частные стоматологи;
  • налоговые расчеты;
  • ортодонты;
  • адвокаты;
  • мелкое кредитование;
  • частные управляющие.

Статистика успешных бизнесов констатирует, что лица и компании, которые оказывают подобные услуги, получают самую большую чистую прибыль. И даже кризисные времена никак не отражаются на их доходах.

К акулам бизнеса по статистике относится миллиардер Мишель Ферреро. Его компания – одна из крупнейших в Европе по производству шоколада. На втором месте – Бред Хьюз. Его автоматические камеры хранения вдоль автострад принесли состояние в 5 млрд. долларов. Третье место занимает Ральф Лаурен. Он заработал свои миллиарды на выпуске рубашек-поло с лошадью. На четвертом месте в рейтинге находится Джеф Бизос. Он владелец самого крупного в мире интернет-магазина . Пятое место принадлежит Таю Уорнеру. Он заработал миллиарды на выпуске плюшевых медведей.

Выводы

Как показывает статистика бизнеса, Россия сильно отстает от Западных стран. Но если правительство предпримет определенные шаги и пойдет на встречу ИП, то предприятий будет намного больше, что благоприятно скажется на экономике страны.

Как повязывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е. решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Малые предприятия, как свидетельствует опыт западных стран, способны сыграть значительную роль в достижении экономической стабильности и эффективного функционирования экономики страны.

Рассмотрим позитивный опыт Германии в развитии и функционировании малого предпринимательства.

Послевоенная экономика Западной Германии находилась в плачевном состоянии. Победителями была уничтожена или демонтирована значительная часть заводов и фабрик, 2/3 производственных мощностей бездействовали, из хозяйственного оборота были выведены сельскохозяйственные угодья. В 1946 г. промышленное производство составляло около "/3 от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад. Финансовая система была расстроена. Количество денег в обращении за годы войны увеличилось в 5 раз. Инфляция достигала 600% по отношению к довоенному уровню.

Программа восстановления и развития германской экономики была ориентирована на формирование так называемого социального рыночного хозяйства, в котором сочетались бы свобода потребления, предпринимательства (в том числе, малого), распоряжения частным имуществом, свобода заключения договоров и т.д. с активной ролью государства в хозяйственной жизни.

Главным идеологом и архитектором экономического возрождения был профессор Л. Эрхард. В основе его реформаторской деятельности лежала концепция "социального рыночного хозяйства", которая по своим теоретическим установкам была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. Основными элементами теоретической модели рыночного хозяйства были:

целевая установка -- высокий уровень благосостояния всех слоев населения;

путь достижения цели -- свободная рыночная конкуренция и частное предпринимательство;

в создании предпосылок и условий конкуренции активная роль отводится государству.

Реформирование экономики началось с упорядочения денежного хозяйства, освобождения цен, а также мероприятий по стимулированию предпринимательской деятельности

Основой производственной деятельности становился мелкий и средний бизнес, которому государство уделяло особое внимание. Политика государства была направлена на всемерное его развитие. В 1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек уже работало более половины всех занятых в экономике страны.

Реформы дали положительный результат в кратчайшие сроки. В течение двух лет исчез "черный рынок", производство товаров широкого потребления увеличилось в 2 раза, почти не ощущалась инфляция, появилась устойчивая валюта.

Экономическое развитие ФРГ в конце 1950-60-х годов называют «экономическим чудом», и немалую роль здесь сыграло внимание государства к проблемам развития малого бизнеса.

В 1970-х годах появившиеся на базе объединения национальных фирм отдельных стран транснациональные корпорации активно развивали различные формы кооперации с малым и средним бизнесом. Роль малого и среднего бизнеса в экономике неуклонно возрастала. Их доля в ВВП к концу 1980-х гг. достигала 50%, а число занятых составляло около 2/3 экономически активного населения.

В настоящее время в Германии программами развития малого и среднего бизнеса являются следующие:

  • - программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;
  • - программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».

Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству - призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения. В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях.

Сегодня малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

В настоящее время политика Европейского Союза в отношении малых и средних предприятий (МСП) основывается на так называемом вертикальном и горизонтальном подходе к решению проблем их создания и функционирования.

Вертикальный подход выражается в непосредственных мероприятиях, ориентированных исключительно на МСП. Эти мероприятия подготавливаются и осуществляются Генеральным директоратом XXIII Европейской Комиссии (политика в отношении предпринимательства, коммерции, туризм и социальная экономическая деятельность) в сотрудничестве с Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими организациями МСП в органах ЕС и другими службами Комиссии ЕС.

Горизонтальный подход базируется на защите интересов МСП в других сферах деятельности ЕС (таких, как политика в области исследований и технических разработок, региональная политика, международные отношения и т.д.) и укреплении позиций МСП в соответствующем виде деятельности.

Как известно, одной из главных задач Европейского Союза является претворение в жизнь принципа «социального и экономического слияния», направленного на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь.

Учитывая важность МСП для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от развития МСП. Поэтому кроме важности «макроэкономических» позиций, следует помнить о роли МСП на региональном уровне, когда малые и средние предприятия способствуют экономическому развитию и росту занятости в менее развитых регионах. Для успешного развития МСП должны оптимально сочетаться две линии: макроэкономическая (в плане общей политики) и микроэкономическая (предпринимательская)2.

Для того чтобы стать нормальной рыночной экономикой с большим количеством хозяйствующих субъектов, необходимо кратное увеличение количества работающих на рынке малого бизнеса. И тут, по словам эксперта (декана социологического факультета Высшей школы экономики) Александра Чепуренко, очень важно поддержать стартапы, которым из-за высокого риска и отсутствия кредитной истории банки предпочитают не давать кредиты. Хорошей поддержкой для развития инновационных проектов могли бы оказаться и бизнес-ангелы. В развитых странах государство активно сотрудничает с ними, софинансируя интересные проекты. "Это масштабные программы. И пока мы не выйдем на такой уровень развития, никакие "Сколково" нам не помогут", - уверяет эксперт.

Перспективы развития предпринимательства, в том числе и малого бизнеса, напрямую определяются возможностями формирования тесных кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями. Опыт западных стран показывает, что в нормальной рыночной экономике доминирующая часть малых фирм, так или иначе, находится в сфере интересов крупных. Малые предприятия охвачены системой кооперационных связей с крупным бизнесом. Крупные корпорации используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Сотрудничество крупных предприятий с малыми фирмами помогает корпорациям быстрее проникать на новые рынки сбыта, реализовывать новые технологических решения, оперативно получать важную информацию, другими словами малые предприятия выступают в качестве неотъемлемой части производственной структуры крупных корпораций.

Во всех странах в настоящее время мелкий и средний бизнес является одним из основных работодателей и главной средой, рождающей предпринимательские таланты.

В США развитие программ помощи малому бизнесу началось во времена великой депрессии, когда многие люди лишились работы. В 1953 году правительством США было создано специализированное агентство, которое осуществляет техническую и финансовую поддержку начинающим бизнесменам. В 1953 году в США создается Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

  • - помощь в получении кредита для бизнеса;
  • - техническая и информационная поддержка малого бизнеса в США;
  • - предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • - непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других - оборот и прибыль.

Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес - важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

Также интересен зарубежный опыт малого бизнеса, который начал активно развиваться в Испании в семидесятых годах прошлого века. Любой гражданин страны может открыть частное предприятие в течение одного дня, предоставив минимальное количество документов. В этой стране создано множество программ помощи частному бизнесу, особое внимание правительство этой страны уделяет развитию наукоемких и инновационных технологий. Также правительство Испании стимулирует появление различных фондов, которые оказывают всестороннюю поддержку частному предпринимательству. Мощный научно-технический прорыв, который совершила Япония после окончания второй мировой войны, также связан с развитием малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес выпускает около 40 % промышленной продукции этой страны. Правительство Японии приняло целый ряд законов, которые стимулируют развитие частных предприятий, работающих в научно-технической области и активно сотрудничающих с крупными промышленными корпорациями. Также японскими властями организованы учебно-консультационные центры, в которых начинающий предприниматель может получить всю необходимую правовую информацию.

Интересен и опыт развития малого предпринимательства в Японии, где благодаря успешному развитию в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала и огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.

Законодательные акты по регулированию предпринимательской деятельности, принимаемые правительством Японии, выделяют статус предприятий малого бизнеса и устанавливают размер льгот для них в соответствии с видом деятельности. Большое количество законодательных актов регулирует антимонопольную деятельность в Японии.

Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства лишаются права осуществления своей деятельности. Данные действия распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов позволяют Правительству Японии контролировать неподтвержденный рост цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии существуют хорошие условия для развития малого предпринимательства.

Регулированием деятельности малого предпринимательства в Японии занимается Управление малых предприятий, которое подчиняется Министерству внешней торговли и промышленности Японии. Управление малых предприятий занимается контролем выполнения антимонопольного законодательства, обеспечением государственной защиты интересов малого предпринимательства страны, ограничение контроля владельцев бизнеса, определением ответственности заказчиков и исполнителей при заключении между ними договорных соглашений.

С целью облегчения процедур получения кредитов субъектами малого предпринимательства и правительством Японии была создана Корпорация страхования малого и среднего предпринимательства и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого предпринимательства Китая, США и других стран.

Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них займы и оказывает помощь в получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных гарантий. Вместе с тем при государственной поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных центрах и предоставляется квалифицированное консультирование предпринимателей.

К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на специальных льготных условиях и займы относятся:

усовершенствование и модернизация производства предприятий наукоемкой отрасли;

внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий;

содействие развитию легкой и пищевой промышленности;

разработка и внедрение новых видов продукции;

создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности.

В целом, можно сказать, что развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.

В этом году исполняется 10 лет федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Но бизнес малых и средних компаний все это время развивался темпами, которые не превышали скорость роста экономики в целом, и к настоящему моменту роль МСБ в России не выросла. По-прежнему он создает лишь около 20% ВВП (и примерно такую же долю рабочих мест). По-прежнему лишь малая часть таких предприятий выходит на международные рынки. Инвестиции в этой сфере невелики: заметные средства в развитие вкладывают не более 9% предприятий, а две трети вообще не занимаются инвестиционной деятельностью.

Введение упрощенной системы налогообложения стало огромным подспорьем, но способствовало скорее выходу МСБ из тени, чем его качественному прорыву. Типичное малое предприятие в России - это торговая компания, следующая за конъюнктурой рынка и не помышляющая об инновациях. Этот портрет должен очень сильно измениться, чтобы малый и средний бизнес для России стал тем, чем является для развитых стран или быстрорастущих развивающихся - таких как Китай.

В Европе МСБ обеспечивает 67% рабочих мест и 58% добавленной стоимости в экономике. За последние 5 лет 85% новых рабочих мест было создано именно в секторе МСБ. Больше половины малых предприятий осуществляли международную деятельность. Да, в случае с ЕС это куда проще благодаря открытым границам, общей валюте и территориальной близости стран-участников союза. Но более 20% предприятий МСБ осуществляли экспорт и за пределы ЕС - преимущественно в США. Наибольшая доля экспорта приходится на высокотехнологичное оборудование и товары промышленного производства. В США ситуация еще более впечатляющая: 43% экспорта обеспечивают именно малые и средние предприятия (МСП). В Китае - по разным оценкам, от 50% до 70% экспорта. В развитых странах и Китае это не только самый крупный сектор экономики, но и драйвер инноваций, инвестиций, экспорта.


Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

В ближайшем будущем выйграют те предприятия малого и среднего
бизнеса, которые ориентируются на экспорт и инновации

Малый и средний бизнес - это основной корпоративный клиент Сбербанка. У нас 1 миллион 600 тысяч корпоративных клиентов, и 95% из них - это малый и средний бизнес. Правительством поставлена задача увеличить долю МСБ в ВВП в два раза. Таким образом, малый и средний бизнес - основной клиент правительства. За 2016 год число МСП увеличилось на 6%. Наша задача - дать им открыть и вести бизнес с минимумом проволочек и затрат

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров


Доля субъектов МСБ в общем числе корпоративных клиентов Сбербанка

Процент, на который увеличилось количество субъектов МСБ за 2016 г.

Такое разительное отличие от России - во многом результат исторически сложившегося развития экономики. Львиная доля экономики РФ - это наследие СССР, ориентированное на крупные предприятия. В странах Запада искусственного укрупнения компаний не наблюдалось, преобладание малого бизнеса - это естественное их состояние. Но в любом случае во многих странах мира давно действуют масштабные программы поддержки малого и среднего бизнеса. По данным ОЭСР, поддержка в виде гарантий по кредитам, например, осуществляется практически во всех странах-членах организации (а это несколько десятков наиболее развитых стран со всех концов мира).

Распространено (особенно в Европе) и прямое кредитование МСБ, специальные условия для стартапов и компаний, работающих в сфере «зеленой энергетики». Применяются товарные кредиты, госгарантии по экспортным контрактам, порой налоговые вычеты и отсрочки, консалтинговые услуги, субсидирование процентной ставки по кредитам. Как показывает опыт Китая и стран Восточной Европы, при правильном подходе малые предприятия очень быстро вырастают даже на почве, которую долго возделывали в традициях плановой экономики.

Плановый процент доли
ВВП, которую создаёт
малый и средний бизнес

В 2016 году поддержка российского МСБ, основанная на опыте других стран, получила новый импульс. Для начала была принята стратегия - план развития на срок до 2030 года, а потом и тактика - например, приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В «Стратегии развития МСП до 2030 года» поставлены амбициозные цели: увеличение оборота МСП в 2,5 раза, а производительности их труда - в 2 раза; рост доли занятого в МСБ населения до 35%, а доли обрабатывающего производства в структуре МСБ - до 20%. Ну и по традиции в целях - удвоение ВВП, точнее говоря, той доли ВВП, что создает малый и средний бизнес: с 20% до 40%. Это обозначено как главный стратегический ориентир программы.

В Европейских странах распространены специальные условия кредитования
для полезных компаний, например в сфере зелёной энергетики

Три важнейших решения были приняты правительством и реализованы в 2016 году. Первое - это увеличение порога по упрощенной системе налогообложения до 150 млн рублей. Если оборот компании в пределах 150 млн, то она платит только 6% с этого оборота. До этого порог был 60 млн. Намного меньше компаний могли рассчитывать на льготы. Второе - теперь нарушение со стороны МСБ, если оно не повлекло за собой значительных последствий и является первым, наказывается предупреждением, а не более серьезными мерами. И третье - увеличение квоты МСБ на государственные закупки и закупки госкорпораций. Уже сейчас МСБ получил госконтрактов на 1,5 млрд рублей

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные контракты

Гарантии по кредитам - очень эффективный способ поддержки, так как позволяет улучшить финансовую ситуацию с минимальными затратами со стороны государства. В ЕС с конца 1990-х гарантии поддержали почти полмиллиона предприятий на сумму более 20 млрд евро. При этом средств из бюджетов стран-участников было выделено примерно на 600 млн (и деньги эти по большей части вернулись в казну). Наибольший рост (в разы) был отмечен в период мирового кризиса в 2008-2010 годах - тогда это стало действенным средством помощи в тяжелой экономической ситуации. В США гарантии Администрации малого бизнеса (SBA) постоянно растут - примерно двукратно за 10 лет. Точных данных по Китаю нет, но последние приблизительные подсчеты говорили о $93 млрд как о гарантированных государством кредитах МСБ - это больше, чем у всех европейских стран и США вместе взятых.

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные гарантии в странах ЕС с конца 1990-х годов

В России активно заговорили о гарантийной поддержке и льготном кредитовании МСБ в 2013 году, какие-то действия стали предприниматься в 2014-2015 годах, и вот в 2016-м наконец окончательно оформилась и заработала трехуровневая модель, в которой участвуют «Корпорация МСП», «Банк МСП» и региональные гарантийные организации (РГО). РГО и «Банк МСП» работают «на местах» (за 2016 год ими обеспечено гарантий примерно на 35 млрд рублей), а «Корпорация МСП» реализует проекты на федеральном уровне (30 млрд в 2016 году) - такие как «Программа 6,5».

«Корпорация» может дать гарантию под 50% суммы кредита при работе с банками-партнерами (крупнейшим из которых является Сбербанк). С привлечением РГО объем гарантии может вырасти до 70%, РГО в данной схеме выступает как поручитель - что помимо прочего ведет и к снижению ставки по кредиту. А не секрет, что именно ставка и является основным препятствием для развития кредитования, особенно для малых предприятий. Когда мы говорим о том, что средняя ставка для МСБ составляет около 15%, надо иметь в виду, что это 13-14% для средних предприятий, но 20% и выше для малых. Зная это, можно назвать «Программу 6,5» революционной для российского рынка.

Процент, на который может вырасти объем гарантии с привлечением Региональных гарантийных организаций

Текущие ставки под 20% годовых это очень много, малый и средний
бизнес практически не может позволить себе такой кредит

Программа 6,5» - это важнейший проект, который Сбербанк делает совместно с «Корпорацией МСП», - мы предоставляем кредиты среднему бизнесу по ставке 9,6%, малому - 10,6%. За 2016 год мы выдали таких кредитов на 20 млрд рублей. Малый бизнес получил очень дешевые кредитные ресурсы под свои инвестиционные проекты, создал рабочие места в регионах

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Сумма, на которую Сбербанк выдал кредитов субъектам МСБ в 2016 г.

«Шесть с половиной» - потому что именно под такой процент ЦБ РФ кредитует банки. К нему прибавляется не более 3% в случае, если речь идет о среднем бизнесе, и не более 4% - если о малом. Плюс комиссия на операционные расходы в размере 0,1%. Получается, малые предприятия могут получать финансирование под 10,6% годовых - совершенно небывалая еще в России ситуация. Это в два раза дешевле существующих сейчас для таких предприятий ставок. Согласно программе, такое финансирование можно получить, если есть потребность в кредите для инвестиционных нужд. Если сумма не превышает 500 млн рублей, то она может быть покрыта средствами кредита полностью. Если превышает, то на 80%. Предприятие из числа малых или средних обращается в уполномоченный банк (на данный момент это Сбербанк или ВТБ), тот отправляет одновременно запрос на соответствие условиям программы в «Корпорацию МСБ» и запрос на получение кредита в ЦБ РФ. В течение нескольких дней документы проверяются и выдается кредит под небывало низкие проценты. В 2016 году решено было расширить программу с 75 млрд до 125 млрд и снизить порог кредита с 50 млн до 10 млн, чтобы максимально включить малые предприятия.

Минимальная сумма кредита, которую субъекты МСБ могут получить по программе

Еще одна масштабная программа направлена на определенный сегмент - сельхозпроизводителей, включая и МСП. В 2017 году стартует с участием Сбербанка программа субсидирования ставок компаниям агропромышленного комплекса, в рамках которой можно будет получить кредит по ставке не выше 5% годовых. Разницу с рыночными ставками (ее измеряют по размеру ключевой ставки ЦБ РФ) банку будет компенсировать государство. Выдавать будут два типа кредитов: краткосрочные (до 1 года) и инвестиционные (до 2-15 лет). Льготы по кредитам существовали и прежде, но компании приходилось сначала брать кредит на рыночных условиях, а потом уже пытаться получить компенсацию. Сейчас сельхозпроизводители смогут сразу понимать, получится ли взять кредит по сниженной ставке. Ни в какие ведомства и организации помимо банка обращаться не придется. Программа подразумевает, что не менее 20% кредитов будет выдано «малым формам хозяйствования».

Льготное кредитование работает не только в рамках федеральных инициатив. К примеру, на Дальнем Востоке в прошлом году стартовала собственная программа с участием Сбербанка и Фонда развития Дальнего Востока, в рамках которой кредиты могут выдаваться под 12,5-13,5% годовых. Всего предполагается выдать 10 млрд рублей на срок до 10 лет. Ожидается, что это создаст дополнительно 1,3 тыс. рабочих мест в регионе, обеспечит прирост регионального валового продукта на 27 млрд рублей и принесет в бюджет регионов почти 7,6 млрд дополнительных налогов.

Кредитные льготы можно назвать опосредованными способами помощи, а есть и прямые. С недавних пор введены жесткие правила по доступу к госзакупкам компаний малого и среднего звена. Квоты МСБ постоянно и быстро расширяются. Если в 2015 году было предусмотрено, что только 9% всех закупок бюджетами разных уровней придутся на МСБ, то в 2016-м - уже в 2 раза больше: 18%. К 2018 году этот уровень должен дойти до весомых 25%.

Финансирование может быть самой сложной, но далеко не единственной проблемой. Существуют проблемы юридические, организационные, проблемы с уровнем информированности и образования самих предпринимателей. Ими тоже занимаются вплотную. По всей России создается сеть МФЦ, призванных создать систему «одного окна» для предпринимателей, обеспечить их всей информацией и поддержкой. Зарождаются и масштабные программы обучения предпринимателей - такие как совместный проект Сбербанка и Google «Бизнес-класс». В 2016 году стартовал пилот в Татарстане, где участвовали около 30 тыс. человек. В 2017 году география проекта должна расшириться, планируется обучить 100 тыс. предпринимателей. Из ближайших планов - 15 февраля программа стартует в Свердловской области. Для участия уже зарегистрировались 6 тыс. предпринимателей.

Ожидаемая динамика процента гос. контрактов, заключенных с субъектами МСБ

Как показывает опыт, в первые 3 года существования с рынка уходит 90% компаний. Если же помогать им - гарантиями, субсидиями, консультациями, - то эту цифру можно снизить вдвое. Образование, которое позволило бы начинающим предпринимателям избегать распространенных ошибок, - очень важное направление помощи. И мы занимаемся этим, мы «выращиваем» клиента. Вместе с компанией Google в 2016-м разработали и успешно протестировали в Татарстане программу «Бизнес-класс», а в этом году тиражируем ее в новые регионы

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Правительство ожидает, что результат мер поддержки проявится практически сразу. Задача на 2017–2018 годы - обеспечить занятость дополнительно 1,2 млн человек МСБ и оказать поддержку 336 тыс. субъектов предпринимательства. Опыт других стран подсказывает, что вложения в малый бизнес - благодарное дело, которое быстро дает плоды, создает более устойчивую экономику.

Почему малый и средний бизнес - это основной корпоративный клиент Сбербанка, и как Сбербанк «выращивает» своего клиента.
Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Развитие малого предпринимательства вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, а так же отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Во всем мире взаимодействие власти и бизнеса строится на взаимовыгодной долгосрочной основе. При этом государство создает благоприятные и стабильные правовые условия для предпринимателей, формирует необходимую инфраструктуру поддержки, обеспечивает привлекательный инвестиционный климат, устраняет административные барьеры, повышает конкурентоспособность национальной экономики. В свою очередь бизнесмены помогают власти финансировать социальные программы и приоритетные отрасли, поддерживают в экономике принцип добросовестной конкуренции, расширяют налогооблагаемую базу и организуют новые рабочие места.

В развитых странах государственное содействие малому и среднему бизнесу осуществляется в самых разнообразных формах. Прежде всего это совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и реализация программ развития конкретных предприятий, информационно-консультационная помощь, льготное кредитование, дотации, налоговые льготы и др. – все, что создает более благоприятную среду для развития предпринимательства, выводит бизнес из теневого сектора экономики, увеличивает налогооблагаемую базу.

В странах со сложившей рыночно ориентированной экономикой – малое предпринимательство является самой массовой категорией субъектов предпринимательского бизнеса. МП в этих странах формируют конкурентные начала рыночной экономики, обеспечивают основную часть работающего населения рабочими местами, создают для крупного бизнеса необходимую инфраструктуру. Малое предпринимательство в развитых странах, является основой среднего класса и соответственно своеобразным индикатором стабильности общества этих стран. Уровень развития и состояния МП, темпы развития характеризуется рядом показателей (табл. 18, 19).

Таблица 18

Сравнительные экономические показатели деятельности

малых и средних предприятий (МСП) на середину 1990-х гг.

Число МСП тыс. Число МСП на 1000 чел. Занятость на МСП, млн. чел. Доля МСП в общей занятости, % Доля МСП в ВВП, %
Великобритания 13.6 50-53
Германия 18.5 50-52
Италия 16.8 57-60
Франция 15.2 55-62
Страны ЕС 15 770 63-67
США 19 300 74.2 70.2 50-52
Япония 49.6 39.5 52-55
Россия:** а) Малые предприятия 5.65 8.3 10-11

** Только малые предприятия, без индивидуальных предпринимателей.

Таблица 19

Роль малых и средних предприятий (МСП)

(Данные приведены в соответствии с национальными стандартами каждой страны на 1999-2000 гг., соответственно по Росси только по МП)

В последние годы в странах Западной Европы, в США и Японии малый бизнес представляет собой совокупность многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса – мельчайшие предприятия (микропредприятия) с численностью занятых не более 20 человек.

Малые предприятия в развитых странах эффективны как производители необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.

США. В рыночной экономике США малый бизнес сегодня является тем «краеугольным камнем развития» и «локомотивом» всех тех экономических процессов, которые сегодня проистекают в экономике и основой для ее устойчивого развития.

Что бы лучше понять роль МП для США приведем следующие данные: в США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. На их долю оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обраба­тывающей промышленности - 21%. Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е годы 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предприниматель­ству.

Приведем для примера классификацию отраслей в США, используя следующие показатели: плотность занятых в отдельных отраслях, а также общее количество частных предприятий и их распределение по отраслям (табл. 20).

Таблица 20

Отраслевая классификация в США (1986-1987 гг.)

Отрасль Вклад в национальный доход Занятость Предприятия частного сектора
млрд. USD долл. % тыс. Чел. % тыс. %
Сельское хозяйство, лесная промышленность 2.328
Добывающая Промышленность
Строительство
Обрабатывающая промышленность
Оптовая и розничная торговля
Финансы, недвижимость
Транспорт, связь
Услуги
Государственный сектор
Иностранный
Итого

На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия.

В США все большее развитие получает семейный и надомный малый бизнес. По данным Нью-Йоркской исследовательской фирмы Link re Sources, в 1993 г. в США полностью или частично работали на дому 39 млн чел., в том числе 6 млн – после основной службы.

Экономическая политика в области МП определяется в ежегодном докладе Президента США. Он представляется в трёх сечениях: политическом, экономическом, социальном. Политическая часть составляет основное содержание доклада: государственное регулирование, местное законодательство, научно-техническая и инновационная деятельность, объёмы выполненных государственных заказов, тенденции в финансировании. Идея доклада: «Правительство сделало всё, чтобы МП развивалось свободно и стабильно».

Основными показателями, определяющими государственную политику в области МП объявляются: создание новых рабочих мест (МП генерирует до 70-80% мест), конкурентная борьба, экономическое оздоровление.

По уровню МП определяются такие федеральные мероприятия как установление минимального уровня оплаты труда, требования к технике безопасности, защита окружающей среды, т.к. минимальная заработная плата в основном находится либо в МП, либо в крупных компаниях сферы услуг (гостиницы, больницы).

Китай. Малый и средний бизнес получил в Китае бурное развитие за годы проведения реформы и политики открытости и продолжает развиваться уверенными темпами.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На его долю приходится 50,2% налоговых поступлений всей страны. В 2006 г. объем налоговых поступлений от частных предприятий вырос на 28,6%. Объем налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей вырос на 18,6%.

При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек. На конец 2006 г. в Китае насчитывалось не менее 42 млн. средних и малых предприятий, ими создаются до 75% рабочих мест в городах и поселках городского типа (табл. 21).

Таблица 21

Уровень развития малого предпринимательства в России и Китае

Вклад малого и среднего сектора в ВВП Китая составил 40%. Данный сектор стал важным фактором экономики Китая, стимулирующим рост ВВП, бюджетных доходов, занятости, а также обеспечивающим стабильность общества.

Малый бизнес все больше становится локомотивом инновационного развития китайской экономики. Данные предприятия производят все большую долю инновационной продукции, дают большое количество технических изобретений. Основная часть экспортной продукции Китая также производится на малых и средних предприятиях.

В Китае малые и средние предприятия считаются важнейшим источником экономического роста страны, который создает основную массу товаров и эффективно решает проблему занятости населения. Сфера малого предпринимательства стала неотъемлемой частью экономики Китая, которая создает конкурентноспособную инновационную продукцию и технологии, экспортируя их во многие страны мира.

Государство активно поддерживает малый и средний бизнес, для этого в Китае создана «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (NDRC), которая формирует условия для развития малого и среднего бизнеса.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png