Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятий. Товароведно-коммерческая характеристика хранимых грузов на складе. Выбор способов хранения грузов и складской тары. Расчёт потребности в грузоподъёмных и транспортных механизмах.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятий. Система управленческого учета "Директ-костинг", ее преимущества. Оптимизация логистических затрат. Проектирование склада лакокрасочных материалов домостроительного комбината.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации. Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности. Основные способы учёта и планирования расходов на предприятии. Экспедиционные издержки в транспортных затратах в ООО "Логистик".

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Риск и страхование в логистических системах. Маркетинговая характеристика и анализ логистической системы управления движением материалов в ОАО "Промприбор". Обоснование выбора логистической системы проектного варианта функционирования ОАО "Промприбор".

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Сущность, виды, правила анализа и контроля логистических издержек. Сокращение временных и денежных затрат, связанных с товародвижением и формированием эффективных логистических цепей. Затраты на оформление заказа. Рекомендации по сокращению издержек.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Общая характеристика предприятия РГУП "Печать". Анализ методов оптимизации процессов доставки грузов до 8 предприятий розничной торговли. Организация процесса транспортировки печатной продукции на предприятии. Оценка факторов, влияющих на этот процесс.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2009

    Определение актуальности внедрения логистических систем в современную российскую экономику. Проведение расчета общих затрат в логистической цепочке снабжение – производство – сбыт. Порядок оптимизации материального потока и оптимизация выпуска продукции.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2013

Критерий выбора вытекает из цели лица, принимающего решение. Традиционно целью логистики называют организацию поставок покупателям нужного (по количеству и качеству) продукта в заданные место и сроки с наименьшими затратами. При этом сама логистика выступает как функциональная область управления операциями по физическому перемещению и хранению ресурсов и благ, называемых «логистическими операциями». В итоге логистическая оптимизация ориентируется на критерий минимума затрат (логистических затрат) на выполнение этих операций. Данный критерий обладает рядом недостатков.

Управление сложным хозяйственным объектом предполагает оптимизацию проходящего через него потока (преобразования ресурсов в блага) на всех стадиях его движения. Отсюда важнейшим принципом эффективного управления является принцип глобальной (в смысле полного охвата управляемого процесса) оптимизации. Однако ограничение предмета логистики одними лишь «логистическими» операциями и применение критерия минимума «логистических» затрат делает невозможным принятие глобально оптимальных решений.

Результирующими показателями поведения хозяйственных объектов всегда являются экономические параметры. Вместе с тем, сложившаяся в рамках традиционной логистики практика оптимизационных решений, имеет дело, главным образом, с технологическими переменными, при этом экономические переменные если и учитываются, то лишь косвенно - в качестве ограничений.

Технологические критерии нацеливают на максимизацию интенсивности использования ресурсов и сводят процесс оптимизации сложного потока к отысканию узкого места в хозяйственном процессе. Но оптимальные технологические решения крайне редко согласуются с оптимальными экономическими критериями.

Возможной причиной технологического акцента «логистической» оптимизации является неопределенность того, какой вид затрат - валовые или средние - подлежит минимизации. Если речь идёт о валовых затратах, то, во-первых, надо понимать, что они вообще-то не минимизируются, т. к. по мере увеличения выпуска всегда растут. Минимизация валовых затрат как критерий выбора применима только в аспекте сравнительной эффективности альтернативных вариантов, тождественных по всем прочим условиям (и в первую очередь - по величине выпуска). Но весь творческий потенциал логистики как раз и связан с отказом от этой тождественности. Во-вторых, включение в анализ параметров времени и места поставки не только расширяет пространство допустимого выбора, но и ставит вопрос об оптимизации логистической цепи, организуемой для реализации конкретного вида потока, т.е. согласование локальных решений всех её звеньев. Вместе с тем, оценка сравнительной эффективности по критерию минимума валовых затрат не предназначена для решения этой задачи.

В этом вопросе более адекватен анализ средних на единицу продукции затрат, поскольку нацеливает на исследование их зависимости от параметров потока (скорость, время поставки и т.д.) на всех стадиях его движения. Но тогда очевидно, что решения по критериям «узкого места» и минимума суммарных средних затрат будут тождественны только в случае снижающихся функций средних затрат в каждом из сопряжённых в цепь логистических звеньев. Но веских оснований для признания закономерности этого случая нет.

Напротив, оптимальный (по критерию минимума средних затрат) уровень производства, как правило, меньше максимально возможного выпуска. Соответственно, величина глобального (по критерию минимума суммарных средних затрат) оптимума выпуска может превышать локально оптимальный его уровень на отдельных операциях. Таким образом, принцип «узкого места» не может быть признан в качестве общего метода оптимизации потока.

Необходимо подчеркнуть, что даже устранение всех предыдущих замечаний (что в принципе возможно) не позволяет ориентироваться на критерий минимума средних затрат при оптимизации логистических решений, поскольку сфера его применения крайне ограничена.

Наиболее существенной чертой хозяйственной деятельности является ориентация на максимизацию благосостояния хозяйствующего субъекта. В приложении к производству эта цель конкретизируется в показателе прибыли. При этом никакой характер функции спроса уже не позволяет абстрагироваться от фактора цены. Даже в условиях совершенной конкуренции, когда предприятие способно управлять только своими затратами и объемом производства, максимизация прибыли достигается при выпуске, превышающем выпуск с минимальными средними затратами. Иными словами, критерий минимума средних затрат ни при каком типе рыночной структуры не может восприниматься даже как частный случай максимальной прибыли.

Одним из эффективных средств контроля над общими затратами является полное сосредоточение всех ресурсов на достижении результатов. Причем важен не абсолютный уровень общих затрат, а отношение между усилиями и полученными результатами. Даже при систематическом направлении усилий и ресурсов на поиск благоприятных возможностей и достижение результатов необходим анализ затрат и контроль над ними.

В процессе планирования логистических затрат предприятия учитывают:

результаты анализа отдельных статей логистических затрат и выявленные резервы их экономии;

показатели, разрабатываемые специалистами службы логистики предприятия на предстоящий (плановый) период (необходимые запасы, доходы, прибыль и др.);

нормативы расходования средств, ресурсов, действующие тарифы на грузовые перевозки, коммунальные услуги и др.;

факторы, влияющие на изменения логистический затрат по отдельным статьям в планируемом периоде;

показатели логистических затрат за отчетный период по другим предприятиям, в целом по отрасли;

прогнозные расчеты логистических затрат и основные направления их экономии в планируемом периоде.

Для того чтобы контролировать логистические затраты, специалистам службы логистики необходимо проводить анализ, а именно:

определить центры сосредоточения затрат - функциональные области бизнеса, где накапливаются значительные затраты и где эффективное их снижение может принести реальные результаты;

найти важные пункты затрат в пределах каждого центра их сосредоточения;

рассматривать бизнес предприятия в целом как один поток затрат;

рассматривать, стоимость скорее как сумму, которую платит потребитель, чем как сумму затрат, которая возникает в пределах предприятия как юридического лица или объекта налогового учета;

классифицировать логистические затраты в соответствии с их основными характеристиками и таким образом осуществлять диагностику общих затрат.

Конкурентоспособность предприятия зависит не только от уровня затрат, связанных с работой самого предприятия, но и от уровня затрат поставщиков и каналов распределения.

Для достижения преимущества совокупные затраты предприятия должны быть ниже, чем у конкурентов. Существуют два пути достижения этого:

1) более эффективно, чем конкуренты, использовать ресурсы и управлять факторами, влияющими на затраты;

2) перестроить структуру затрат предприятия таким образом, чтобы исключить некоторые элементы, создающие затраты .

Пути снижения уровня логистических затрат:

поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.

проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.

оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).

интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.

поиск более дешевых заменителей ресурсов.

улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в ЛЦ, например в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.

компенсация роста затрат в одном звене ЛЦ за счет сокращения затрат в другом звене.

использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.

улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.

обновление наиболее затратных звеньев ЛЦ при осуществлении инвестиций в бизнес.

Логистические системы по сфере деятельности конкретного хозяйствующего субъекта подразделяются на две группы:

Микрологистические системы;

Макрологистические системы.

Микрологистические системы, как правило, относятся к отдельным предприятиям, например к предприятию - производителю продукции, и предназначены для управления логистическими потоками в процессах производства и / или закупок ресурсов и сбыта готовой продукции.

Рисунок 3 - Микро- и макрологистические системы

На рис. 3 представлены пять микрологистических систем - А, В, С, D и Е, которые в совокупности образуют макрологистическую систему АВСDЕ. При этом можно выделить определенную закономерность. Так, например, логистическая система АВ, включающая поставщика ресурсов А и предприятие-изготовителя В, может быть:

Макрологистической, поскольку объединяет двух юридически и / или экономически независимых хозяйствующих субъектов;

Состоящей из двух микрологистических систем, если предприятия А и В представляет собой юридически оформленное объединение предприятий.

Исходя из этого можно утверждать, что логистическая система АВСDЕ также будет считаться микрологистической, если входящие в нее предприятия представляют собой юридически и/или экономически обособленную группу - интегрированную логистическую систему. Логистический менеджмент в интегрированной логистической системе представляет собой такой управленческий подход к организации работы предприятия-производителя и его логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления логистическими потоками для достижения стратегических и тактических целей данного предприятия на рынке. Определяющими для формирования интегрированных логистических систем являются концепции минимизации общих логистических издержек и управления качеством логистических функций и операций на всех этапах производственно-коммерческого цикла. Управление звеньями интегрированной логистической системы должно строиться на принципе - максимум самостоятельности при жестком контроле деятельности данных звеньев, в связи с чем существенно возрастает роль экономических методов управления.

Рассмотрим ряд основных аспектов управления интегрированной логистической системой:

1) определение эффективности хозяйственной деятельности звеньев данной системы;

2) определение эффективности функционирования звена в составе интегрированной логистической системы;

3) выявление узкого места в интегрированной логистической системе.

Под узким местом логистической системы в дальнейшем будем понимать ее звено или несколько звеньев, деятельность которых снижает эффективность деятельности всей логистической системы в целом.

Узкое место интегрированной логистической системы возникает по двум причинам:

1) конкретное звено данной системы получило либо несопоставимо с другими звеньями высокие, либо несопоставимо низкие доходы и таким образом снизило эффективность системы в целом;

2) конкретное звено рассматриваемой системы представило руководству неверные данные, в результате чего возникла «нестыковка» данных при планировании деятельности логистической системы.

Ключевые слова

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / LOGISTICS COSTS / ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ / OPTIMIZATION OF LOGISTICS COSTS / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ В ЦЕПОЧКЕ ПОСТАВОК / STRATEGIC COST ANALYSIS IN THE SUPPLY CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Белозерцева Наталья Петровна, Локша Анна Владимировна, Петрова Нина Ивановна

Статья посвящена обзору современных методов оценки логистических затрат и предложений по их оптимизации. Множество подходов к решению этой задачи не всегда обеспечивает нахождение требуемых эффективных решений в этой области. Очень важно учитывать практическую составляющую, которая может, например, базироваться на стратегическом анализе затрат в цепочке образования потребительской стоимости, что обеспечивает выявление непроизводительных расходов, негативно влияющих на себестоимость и сформулировать оптимизационную задачу по «расшиванию» узких мест логистической системы. Более классическим подходом является выявление структуры логистических затрат на основе факторного анализа. В основе этой методики лежит оценка экономического эффекта влияния логистических затрат на прибыль при формировании цены. Факторами для анализа являются ограничения по имеющимся на предприятии ресурсам. Особого внимания заслуживает метод оценки уровня логистического обслуживания по критерию «минимум логистических затрат . Согласно предлагаемому алгоритму сначала должен быть найден оптимальный уровень обслуживания через минимум суммы интегральных затрат и потерь Если учитывать потери от несоответствующего уровня обслуживания и добавить к логистическим затратам классические, то возможно построить экономико-математическую модель оптимизации логистических затрат , уровня обслуживания заданного количества поставок в логистической системе предприятия. В заключении перечислены общие рекомендации по снижению уровня логистических затрат , которых стоит придерживаться независимо от выбранного метода решения оптимизационных задач

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Белозерцева Наталья Петровна, Локша Анна Владимировна, Петрова Нина Ивановна

  • Логистическое бюджетирование

    2019 / Клочкова А.В., Шпакович Д.К., Алексашкина Е.И., Манович Е.А.
  • Основные подходы к управлению логистическими затратами

    2017 / Терещенко Светлана Викторовна, Загорская Мария Константиновна
  • Оптимизационная модель управления материальными запасами на производственном предприятии

    2017 / Прокофьева Оксана Сергеевна, Ющук Яна Владимировна
  • Управление рисками с помощью оптимизации логистической системы

    2016 / Савоскина Елена Владимировна, Лихач Наталья Андреевна
  • Аналитическое обеспечение контроля логистической деятельности с минимизацией логистических затрат

    2011 / Пономаренко Владимир Степанович, Малярец Людмила Михайловна, Дорохов Александр Васильевич
  • Метод оптимизации затрат, уровня обслуживания и поставок в логистической системе предприятия

    2011 / Бутрина Юлия Владимировна
  • Критерий эффективности цепей поставок и построение целевой функции в задачах оптимизации материально-технического снабжения для сложной техники

    2017 / Омельченко Ирина Николаевна, Бром Алла Ефимовна, Сидельников Иван Дмитриевич
  • Стратегии диагностического анализа логистических затрат в цепях контейнерных поставок

    2016 / Дмитриев Александр Викторович
  • Обзор подходов к определению и решению проблемы взаимодействия маркетинга и логистики торгового предприятия

    2015 / Ильин Игорь Васильевич, Рыбаков Дмитрий Сергеевич
  • О формировании системы учета логистических затрат предприятия

    2014 / Ангадаева Елена Владимировна

The article is devoted to the review of modern methods of assessing logistics costs and proposals for their optimization. Many approaches to solving this problem is not always finding provides the required effective solutions in this area. It is important to consider practical aspects, which may, for example, be based on a strategic cost analysis of the chain value that enables detection of non-productive costs, adversely affecting cost and formulate the optimization problem on the bottlenecks of the logistics system. The more classical approach is to reveal the structure of logistics costs on the basis of factor analysis. The basis of this technique lies in estimating the economic impact of logistics costs on the profit when pricing. Factors to analyze are the constraints of existing enterprise resources. Special attention deserves the method of assessing the level of logistics service according to the criterion of «low logistics costs ». According to the proposed algorithm firstly must be found the optimum level of service through the minimum of the sum of the integral costs and losses If the losses from an inappropriate level of service are possible to add to the logistical costs of the classic, it is possible to construct economic-mathematical model of optimization of logistics costs , customer service level a given quantity of supply in the logistics system of the enterprise. In conclusion, there are the General recommendations to reduce logistics costs , which should adhere to regardless of the method chosen for solving optimization problems.

Текст научной работы на тему «Методы оптимизации логистических затрат»

Belozertseva Natalya Petrovna, Loksha Anna Vladimirovna, Petrova Nina Ivanovna METHODS OF OPTIMIZATION OF LOGISTICS ...

economic sceinces

МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ

Белозерцева Наталья Петровна, кандидат экономических наук, доцент Локша Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e- mail: [email protected]) Петрова Нина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент Морской государственный университет имени адм. Г.И. Невельского (690059, Россия, Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а, e- mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена обзору современных методов оценки логистических затрат и предложений по их оптимизации. Множество подходов к решению этой задачи не всегда обеспечивает нахождение требуемых эффективных решений в этой области. Очень важно учитывать практическую составляющую, которая может, например, базироваться на стратегическом анализе затрат в цепочке образования потребительской стоимости, что обеспечивает выявление непроизводительных расходов, негативно влияющих на себестоимость и сформулировать оптимизационную задачу по «расшиванию» узких мест логистической системы. Более классическим подходом является выявление структуры логистических затрат на основе факторного анализа. В основе этой методики лежит оценка экономического эффекта влияния логистических затрат на прибыль при формировании цены. Факторами для анализа являются ограничения по имеющимся на предприятии ресурсам. Особого внимания заслуживает метод оценки уровня логистического обслуживания по критерию «минимум логистических затрат. Согласно предлагаемому алгоритму сначала должен быть найден оптимальный уровень обслуживания через минимум суммы интегральных затрат и потерь Если учитывать потери от несоответствующего уровня обслуживания и добавить к логистическим затратам классические, то возможно построить экономико-математическую модель оптимизации логистических затрат, уровня обслуживания заданного количества поставок в логистической системе предприятия. В заключении перечислены общие рекомендации по снижению уровня логистических затрат, которых стоит придерживаться независимо от выбранного метода решения оптимизационных задач

Ключевые слова: логистические затраты, оптимизация логистических затрат, стратегический анализ затрат в цепочке поставок.

METHODS OF OPTIMIZATION OF LOGISTICS COSTS

Belozertseva Natalya Petrovna, candidate of economic sciences, associate professor Loksha Anna Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya Street, 41, e- mail: [email protected]) Petrova Nina Ivanovna, candidate of philological sciences, associate professor G.I. Nevelskoi Maritime State University (690059, Russia, Vladivostok, Verkhneportovaya Street, 50a, e- mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the review of modern methods of assessing logistics costs and proposals for their optimization. Many approaches to solving this problem is not always finding provides the required effective solutions in this area. It is important to consider practical aspects, which may, for example, be based on a strategic cost analysis of the chain value that enables detection of non-productive costs, adversely affecting cost and formulate the optimization problem on the bottlenecks of the logistics system. The more classical approach is to reveal the structure of logistics costs on the basis of factor analysis. The basis of this technique lies in estimating the economic impact of logistics costs on the profit when pricing. Factors to analyze are the constraints of existing enterprise resources. Special attention deserves the method of assessing the level of logistics service according to the criterion of «low logistics costs». According to the proposed algorithm firstly must be found the optimum level of service through the minimum of the sum of the integral costs and losses If the losses from an inappropriate level of service are possible to add to the logistical costs of the classic, it is possible to construct economic-mathematical model of optimization of logistics costs, customer service level a given quantity of supply in the logistics system of the enterprise. In conclusion, there are the General recommendations to reduce logistics costs, which should adhere to regardless of the method chosen for solving optimization problems.

Keywords: logistics costs, optimization of logistics costs, strategic cost analysis in the supply chain.

Актуальность задачи формирования эффективного механизма оптимизации логистических затрат в условиях конкретного предприятия очевидна в современных условиях. Индивидуальная концепция должна быть направлена на решение ряда задач таких, как оптимизация длины логистической цепи, анализ влияния структуры и величины затрат на рентабельность отдельных звеньев и всей логистической системы в целом, увеличение ее прибыльности и эффективности функционирования.

Определение логистических затрат должно учитывать практическую составляющую, которая часто не соответствует теоретическим моделям . Противоречия в подходах различных авторов к определению такого понятия, как «логистические затраты», сохраняются в настоящее время и становятся реальной преградой при принятии эффективных управленческих решений. При решении задач оптимизации логистических затрат критерий их оценки должен стать и критерием оптимизации, поэтому остановимся на определении, данным Панковой Е.А. и Широченко Н. В : «Логистические

затраты - это стоимостная оценка ресурсов, которые используются при выполнении различных логистических операций на стадиях движения материального, информационного, финансового потоков как внутри предприятия, так и во взаимодействии с его поставщиками и покупателями - участниками цепи поставок, включая размещение заказов, закупка, складирование, транспортировку, отгрузку и др.».

Для последующего анализа, оценки и планирования логистических затрат такое представление следует дополнить обоснованием состава, способов исчисления и типологией логистических затрат. Особым условием является получение точной и своевременной информации о затратах с необходимой для оптимизации степенью детализации как в разрезе отдельных статей и структурных подразделений, так и по бизнес-процессам и логистическим функциям. В статье Тупиковой О.А., Федько М.А. и Татарникова Д.С. предложен логистический подход к управлению затратами, в основу которого положен стратегический анализ затрат (Strategic Cost Analysis - SCA) как часть концепции SCM, базиру-

экономические науки

ющейся на термине value chain - цепочка образования потребительской стоимости. Поэтапное внедрение метода SCA (рис.1) основано на выделении технологически обособленных логистических процессов, по которым и выполняется определение и группировка затрат.

балансе этого звена:

где Zt - затраты ьго звена,

У Z - затраты всей логической системы,

тивности хозяйственной деятельности K, для каждого

звена по формуле: D

а затем звенья ранжируются по найденным значениям коэффициентов.

Определение экономической эффективности функционирования ьго звена основано на определении рентабельности Rj:

где Д - затраты звена.

После определения рентабельности всей логистической системы:

Рисунок 1 - Этапы внедрения метода SCA

Попутно происходит выявление непроизводительных расходов и направлений совершенствования анализируемых логистических процессов, что позволяет оценить степень влияния отдельных логистических затрат на себестоимость и сформулировать оптимизационную задачу с учетом выбранной стратегии и отдельных критериев оптимизации материального потока.

Эффективным является также использование концепции цепочки ценностей при структурировании действий по всему циклу движения продукции - начиная от исходного сырья и заканчивая конечными потребителями по всем стратегически важным видам экономической деятельности. В некотором приближении и на данный момент времени эффективность отдельных звеньев может быть определена по алгоритму выявления и анализа узких мест логистической системы, предложенному Воронковым А.Н. .

Сначала для каждого отдельного звена вычисляются доля затрат 0,и как балансовая стоимость активов на

и доля каждого звена в совокупной чистой прибыли логистической системы:

определяется средневзвешенный показатель рентабельности:

1 (я " я Л (6)

М = -Г "["Г+У я- +~Г

и показатель эффективности функционирования ьго звена в рамках всей логистической системы:

Выявление звена или звеньев наименьшей эффективности («узких мест») позволит на основе анализа логистической специализации определиться с тем, какие логистические затраты подлежат оптимизации в первую очередь.

В какой-то мере более классический подход выявления структуры логистических затрат на основе факторного анализа предлагают Селиванов А.В., Ведерникова О.Я. и Бутусин А.С.

В основе их методики оценка экономического эффекта влияния логистических затрат на прибыль при формировании цены:

где Sp - себестоимость производства продукции или

P - прибыль,

C - цена продукции или услуг.

Себестоимость производства продукции или услуг складывается из издержек:

где Р - затраты ьго звена,

у р - чистая прибыль всей логической систе-

После этого рассчитываются коэффициенты эффек-

где Z p - производственные издержки, Zt - логистические издержки.

Механизм управления логистическими затратами может быть представлен факторной моделью, представляемой выражением :

^ к. (А к. Л, (10)

С = Sp-У- 2,. + |р + У - 2,. 1 р 100 " I ^100 "

Belozertseva Natalya Petrovna, Loksha Anna Vladimirovna, Petrova Nina Ivanovna METHODS OF OPTIMIZATION OF LOGISTICS ...

economic sceinces

где ki - коэффициент снижения 1-х логистических X - просто некоторые оптимальные величины

затрат, %,

Zi - i-й вид логистических затрат,

j - индекс количества факторов.

Анализ структуры статистических данных о логистических затратах в различных отраслях промышленности показывает, что наибольшую долю в них занимают складские и транспортные расходы и затраты на управление запасами .

Другой подход к декомпозиции рассматриваемой задачи оптимизации логистических затрат рассмотрен Пономаренко В.С., Малярец Л.М. и Дороховым А.В. , предлагающими рассматривать задачу минимизации производственно-хозяйственные затрат по видам продукции согласно плану счетов:

z =Хf(x) ^ min , (11)

где /(х{) - обязательно выпуклая функция логистических затрат по 1-му виду продукции.

Система ограничений по имеющимся на предприятии ресурсам, которые являются факторами производ-

ства_имеет вид; -

^а~ X. < Ь., i = 1,т, (12)

0 < Xj < vj (J j = 1, n

где v . (c .) = M e J°J - функция спроса,

максимально возможный спрос на продук-

kj - коэффициент, учитывающий темп снижения

спроса при снижении цены.

Для обобщения вышесказанного рассмотрим оптимизационную часть предлагаемой авторами экономико-математической модели, которая позволяет осуществить контроллинг по каждому виду продукции ; ^Ь ^ LZ ; (и, V)ТЬ ^ РЬ; (и, V)

LZ ^ PL ; (и, V) ТЬ ^ LS ; (и, V)

PL ^ LS ; (и, V) ТЬ ^ РЬ; (и, V) |Х

ЬЯ ^ КЬ; (и, V) /Ь ^ ZL ; (и, V) I

КЬ ^ ZL ; (и,V) /Ь ^ LZ ; (и V)\| jGm1n \ (4)

ТЬ ^ 1Ь; (и, V) 1Ь ^ РЬ; (и, V) X

ТЬ ^ LZ ; (и, V) 1Ь ^ LS ; (и, V)

/Ь ^ КЬ; (и, V) ^ ^ ТЬ; (и, V)

где ZL - закупочная логистика, ^ - информационная логистика, PL - производственная логистика, LZ - логистика запасов, LS - логистика складирования, RL - распределительная логистика, TL - транспортная логистика,

^тах - функции цели, максимизирующие прибыль

или рентабельность,

Гтт - функции цели, минимизирующие стоимость,

Здесь нужно учесть, что к изменению качества работы логистической системы логистические издержки очень чувствительны, до определенного уровня они растут линейно, а потом экспоненциально . В совокупности с положениями модели безубыточности предприятия (зеркально перевернутой) возможна оптимизация уровня логистического обслуживания по критерию «минимум логистических затрат», метод которой рассмотрен Бутыриной Ю.В. .

Суть его эффективно объяснима на графике совмещенных кривых обеих моделей (рис. 2), но при целом ряде допущений. У них общая ось затрат, но разные горизонтальные оси: уровень обслуживания покупателей и количество поставок.

Рисунок 2 - Совмещенные модели логистической кривой и безубыточности

Согласно предлагаемому алгоритму сначала должен быть найден оптимальный уровень обслуживания через минимум суммы интегральных затрат и потерь. После проецирования на левую часть графика определяется количество поставок, которое является оптимальным, если входит в зону безубыточности.

Если учитывать потери от несоответствующего уровня обслуживания и добавить к логистическим затратам классические, то возможно построить экономико-математическую модель оптимизации логистических затрат, уровня обслуживания количества поставок в логистической системе предприятия.

Отраслевые особенности логистических услуг позволяют предложить и использовать уникальные модели оптимизации логистических затрат. Так Молчанова А.В. предлагает метод сквозного управления переменными издержками в составе логистических затрат при осуществлении почтового обмена в почтовой сети Управления федеральной почтовой связи Ростовской области , которая рассматривается автором как ма-крологистическая система, инфраструктура которой состоит из системы структурированных маршрутов доставки почты.

Модель почтового обмена предполагает максимизацию функции суммарной величины логистических затрат;

ЯР.__ЯР. , 15)

zzg а=zza ^=zz-^ ^ mi

где G j - грузопоток из 1-го района в j-й район; Я i - объемы отправлений продукции из 1-го райо-

Gmln - минимизируемая функция логистических за- Р. - объемы потребления данной продукции в j-м

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Белозерцева Наталья Петровна, Локша Анна Владимировна, Петрова Нина Ивановна МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ...

С - затраты на транспортировку продукции из

ьго района в j-й район;

д - некоторый коэффициент.

Успешность реализации логистических услуг математически выражается уравнениями вида:

Решение поставленной задачи оптимизации состоит в разработке методики рационализации почтовых маршрутов УФПС РО в систему структурированных маршрутов доставки почты.

1. Поиск и сокращение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности;

2. Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок;

3. Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат;

4. Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами;

5. Поиск более дешевых заменителей ресурсов;

6. Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в логистической цепи;

7. Компенсация роста затрат в одном звене логистической цепи за счет сокращения затрат в другом звене;

8. Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников;

9. Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;

10. Обновление наиболее затратных звеньев логистической цепи при осуществлении инвестиций в бизнес.

Управление логистическими издержками должно предполагать постоянный контроль за структурой затрат с целью выявления резервов по их снижению и для разработки конкретных мероприятий. Оптимизация логистических затрат отдельных звеньев предприятия должна проводиться при условии, что она будет способствовать повышению эффективности логистического управления предприятием в целом при соблюдении условия достижения максимально высокого уровня от отдачи соответствующих ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, - 2005. - 121 с.

2. Ахметзянов А. Моделирование грузовых и пассажирских потоков в городе и регионе // Логинфо. - 2002. - №1.

3. Бутрина Ю.В. Метод оптимизации затрат, уровня обслуживания и поставок в логистической системе предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2011. -№ 21 (238). - С. 171-177.

4. Воронков, А.Н. Логистика: основы операционной деятельности: учебное пособие // А.Н. Воронков; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, - 2013. - 168 с.

5. Горских О. А., Селиванов А. В. Особенности управления логистическими затратами промышленного предприятия. // Логистика: современные тенденции развития: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012 г., Санкт-Петербург) / ред. кол. : В. С. Лукинский и др. СПб. : Санкт-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т. - 2012. - С. 80-81.

6. Молчанова А.В. Совершенствование системы

управления логистическими затратами на предприятиях связи // Тегга Есопошкш. 2011. - Т. 9. № 2-2. - С. 83-88.

7. Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. - М.: КНОРУС, - 2010. - 576 с.

8. Сярдова О.М. Формирование программы и оценка повышения результативности логистической системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 139-143.

9. Дорошкевич Д.В. Формирование механизма стратегического управления развитием региональной транс-портно-логистической системы // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 59-61.

10. Лагодиенко В.В., Корниецкий А.В. Понятие сущности и функций управления в логистических системах // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 145147.

11. Мордовченков Н.В., Николенко П.Г. Маркетинговое и транспортно-логистическое обеспечение развития инновационной сферы услуг на микроуровне // Вестник НГИЭИ. 2012. № 9. С. 48-72.

12. Стяжкин М.Н. Подходы и методы анализа влияния международных транспортно-логистических систем на социально-экономическое развитие региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 130-138.

14. Бугаенко С.А. Адаптация маркетингово-логисти-ческой стратегии компаний // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 104-107.

15. Панкова Е.А., Широченко Н. В. К вопросу о понятии «Логистические затраты» // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. -Т. 2. № 9. - С. 197-198.

16. Пономаренко В.С., Малярец Л.М., Дорохов А.В. Аналитическое обеспечение контроля логистической деятельности с минимизацией логистических затрат // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 2. - С. 137-143.

17. Селиванов А.В., Ведерникова О.Я., Бутусин А.С. Экономическая оценка воздействия логистических затрат на себестоимость и прибыль предприятия // Логистические системы в глобальной экономике. -2013. - № 3-1. - С. 206-210.

18. Сергеев В. И Ключевые показатели эффективности логистики//Элитариум. Логистика. Стратегический менеджмент. URL: http://www.elitarium.rU/2011/09/21/ pokazateli_jeffektivnosti_logistiki.html (дата обращения: 09.01.2017).

19. Туликова О.А., Федько М.А., Татарников Д.С. Логистический подход к управлению затратами. Вологдинские чтения. - 2008. - № 67. - С. 22 -26.

20. Шаповал С.С. Управление логистическими затратами на предприятии // Труды Одесского политехнического университета. - 2008. - № 1. - С. 285-287.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра коммерции и менеджмента

Курсовая работа

Тема: Использование АВС-XYZ-анализа в целях оптимизации логистических издержек торгового предприятия

Нижневартовск, 2014

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

1 Сущность логистических издержек

2 Классификация логистических издержек

3 Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации

4 Методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат

ГЛАВА 2. ABC-XYZ-АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ «ИП ЩЕРБИНИН Р.В.»

1 Краткая характеристика и структура предприятия

2 Метод АВС-анализа

3 Метод XYZ-анализа

4 Метод АВС- XYZ-анализа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ

Современный рынок характеризуется своей жесткой конкуренцией. И во многих случаях товары конкурентов схожи, их различие только в цене. А цена в свою очередь состоит из себестоимости продукта и различных издержек. И для того чтоб предприятие было конкурентоспособным необходимо снижать издержки. Проблема издержек у каждого предприятия - это одна из наиболее актуальных и важных проблем, так как уровень, динамика и структура логистических издержек тесно связан со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия.

Актуальность курсовой работы заключается в простоте и универсальности использования АВС-XYZ-анализа. Этот метод позволяет легко оптимизировать запасы, что и является одной из главных проблем каждого предприятия.

Целью данной работы является анализ логистических издержек предприятия ИП Щербинин с помощью ABC-ХYZ-анализа.

Объектом исследования является ИП Щербини, магазин «Всё для сна».

Предметом исследования является товарные группы предприятия ИП Щербинин.

В соответствии с целью работы, исследование направлено на решение следующих задач:

рассмотреть теоретические основы логистических издежек предприятия, в том числе: сущность логистических издержек и их классификацию, методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации, методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат;

провести анализ предприятия ИП Щербинин «Всё для сна» и выявить его структуру;

исследовать сбытовые издержки путем ABC- XYZ анализа.

Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести рисунков, для улучшения восприятия информации, двух таблиц, заключения, списка использованных источников и четырех приложений.

Введение раскрывает актуальность, цель, объект, предмет, задачи исследования.

В первой главе раскрываются понятия, виды и методы оптимизации логистических издержек на предприятии ИП Щербинин «Всё для сна».

Во второй главе раскрывается характеристика и структура предприятия ИП Щербинин «Всё для сна».

В заключении приводятся окончательные выводы по рассматриваемой теме данной курсовой.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

.1 Сущность логистических издержек

В экономической теории в большей мере принято использовать к употреблению слово «издержки», а не «затраты». Хотя эти слова и являются практически синонимами, в словаре В. Даля издания 1881 г. обращает на себя внимание фраза: «затрачивать - издерживать в ожидании возврата, прибыли». То есть понятие «издержки» более широкое, чем понятие «затраты» Издержки - это все расходы предприятия, включая потери от стихийных бедствий, растраты, расходы на социальное обеспечение коллектива. Часть издержек, называемая затратами, связана непосредственно с производством и сбытом продукции.

Логистические издержки - это совокупность всех затрат, связанных с выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Для каждой функциональной области в логистике выделяют конкретные показатели, например:

для закупочной логистики - затраты на осуществление заказа, стоимость закупленных материалов, размер полученных скидок, число операций на одного сотрудника, число ошибок, количество постоянных поставщиков, надежность поставщика, возможность внеплановых поставок, условия оплаты поставок, рейтинги поставщиков, качество поставляемой продукции и др.;

для транспортной логистики - надежность доставки, общее время и общее расстояние доставки, затраты на доставку, степень удовлетворенности заказчиков, частота обслуживания, количество убытков и повреждений, время на погрузку и разгрузку, общий перемещенный вес, число ошибочных доставок, размеры и грузоподъемность подвижного состава, профессионализм водителей и др.;

для логистики складирования - оборачиваемость запасов, средний объем запасов, загрузка складской площади, доля заказов, удовлетворяемых из запасов, доля общего спроса, удовлетворяемого из запасов, время выполнения заказа, ошибки при комплектации заказов; возможность специальных условий хранения др.

Логистические издержки составляют 20-30 % стоимости продукции. Их сокращение значительно повышает конкурентоспособность компаний. По мнению специалистов, использование прикладных логистических систем позволяет уменьшить материальные запасы примерно на 80 %, а затраты на оборудование - на 50 %.

Часто эффективность правильных логистических выводов оценивается с позицией их влияния на общие издержки компании или на выручку от продаж. Можно принять решение, в результате которого общие издержки возрастут, к примеру за счет обеспечения более высокого сервиса произойдет увеличение выручки от продаж. Не всегда решения, принятые в той или иной области, отражаются непредвиденным ростом затрат в одной или нескольких других областях или звеньях логистической цепи. Так, изменения производственного графика, которые предусматривают повышение эффективности выпуска продукции, могут вызвать прыжки объема запасов готовых изделий и негативно сказаться на обслуживании покупателей.

Планирование и калькулирование логистических издержек подчиняется принципу общих затрат, возникающих в связи с материальным и информационным потоками по всей логистической цепи. Анализ затраченных средств позволяет понять эффективность логистической системы. Для этого сравниваются: внутренние и внешние расходы; выполнение логистических операций разными производителями; структуры логистических затрат в собственной микрологистической системе и у конкурентов.

Важной особенностью формирования логистических затрат и последующего принятия логистических решений является их реализация в рамках уровня издержек, существующего в системе. Анализ затрат предполагает учет изменения издержек, вызываемых логистическими решениями. Кроме того, издержки рассматриваются с позиций их нарастания - как трансформация общих затрат вследствие преобразования системы. Так, создания нового звена в распределительной сети влияет на затраты по транспортировке, передаче информации, ведению переговоров, содержанию запасов, т.е. изменяет структуру издержек и их общую величину в системе.

1.2 Классификация логистических издержек

логистический затрата предприятие

Издержки в логистике классифицируют по различным признакам. (Приложение 1).

В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ с материальным потоком они подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные издержки - не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности. Переменные издержки - изменяются пропорционально изменению объема деятельности.

В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки - расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.

Косвенные издержки (непрямые) - не связаны непосредственно с объектом затрат. Например, объект затрат - грузовой автомобиль. Прямые издержки - зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т.п. Косвенные - содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании.

В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые издержки - издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности

Нерегулируемые издержки - издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом.

В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные, издержки хранения и т.п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции.

Также существует такое понятие как общие (валовые) издержки - это сумма постоянных и переменных затрат. Общие логистические издержки определяют себестоимость продукции. Важнейшими составляющими общих издержек являются транспортные расходы, затраты на формирование и хранение запасов и издержки обращения торговли.

Транспортные издержки (transportation costs) - это часть транспортно-заготовительных расходов. Они включают оплату транспортных тарифов, фрахта, различных сборов, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузо-разгрузочных работ, экспедирования грузов, зарплату на содержание персонала, затраты на горюче-смазочные материалы и энергетические ресурсы.

Издержки хранения (storage costs) - затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. В состав издержек хранения входят затраты по содержанию складского хозяйства, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) - это затраты на движение товара от поставщика к потребителю, которые состоят из расходов на реализацию товаров в оптовой и розничной торговле. Они являются основным фактором, определяющим рентабельность торговых предприятий.

1.3 Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации

Концепция общих издержек проста и дополняет понятие логистики как системы. Главная проблема, возникающая при использовании общих издержек, это невозможность идентификации всей цепочки затрат, связанных каким-либо процессом продвижения материального потока (МП) от изготовителя к потребителю. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов в бухгалтерской практике осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят "сквозь" организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.

Так как традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, это не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат. И в результате принимаемого решения по поводу тех или иных издержек могут произойти непредвиденные обстоятельства затрагивающие другие функциональные области предприятия.

Традиционные методы учета, как показано на рис.1а направлены на определение затрат по функционалу (по вертикали), по которым нельзя определить затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса продвижения материального потока (бизнес-процесса). Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции.

Рис. 1а - Традиционная система издержек по функциям

Учет издержек по бизнес-процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента (приоритетная задача логистики), какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом (рис. 1б). Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникающие в разных подразделениях.

Практическое применение концепции учета издержек по бизнес-процессам предполагает определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен или доведен до клиента.

Рис. 1б - Логистическая система учета издержек по функциям

Таким образом, особое внимание необходимо уделять сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).

Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы логистической системы (ЛС), что иллюстрируется на рис. 2.

Рис. 2 - Зависимость логистических издержек от качества работы ЛС

При повышении качества работы ЛС до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, то издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения издержек на 13%.

Таким образом, специфика учета издержек в логистике заключается: во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат); во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.

1.4 Методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат

Методы анализа логистических затрат:

стратегический анализ логистических затрат (Бенчмаркинг) - это процедура сравнения положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов.

стоимостный анализ - нормативный метод, основанный на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат и, соответственно, повышение потребительской ценности продукции;

функционально-стоимостный анализ - это метод, направленный на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей. Метод основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Процедура анализа логистических затрат на обслуживание потребителей:

определяются центры сосредоточения затрат. Под центрами сосредоточения затрат понимают функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя;

выявляются важные пункты затрат в пределах каждого центра их концентрации. Пункты сосредоточения затрат - это отдельные участки в рамках одного центра сосредоточения затрат, которые несут ответственность за все затраты, приходящиеся на данный центр;

бизнес предприятия рассматривается в целом как единый поток затрат;

стоимость рассматривается как сумма, которую платит потребитель, а не как сумма затрат, возникающая в пределах предприятия как юридического лица;

затраты классифицируются в соответствии с их основными характеристиками и, таким образом, осуществляется диагностика логистических затрат.

Способы снижению уровня логистических затрат:

проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых надбавок;

оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);

интеграция "вперед и назад" для обеспечения контроля над общими затратами;

поиск более дешевых заменителей ресурсов;

улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;

компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений;

улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;

исключение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок;

обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок при осуществлении инвестиций в бизнес.

ГЛАВА 2. ABC-XYZ-АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ «ИП ЩЕРБИНИН Р.В.»

.1 Краткая характеристика и структура предприятия

ИП Щербинин Р.В., магазин «Всё для сна» работает с 2008 года в городе Нижневартовск. Предприятие занимается продажей постельных принадлежностей. У данного магазина есть три филиала, которые функционируют также в городе Нижневартовск и находятся по следующим адресам:

Ул. Чапаева 93

Ул. Мира 72

Ул. Омская 8

Основными поставщиками товаров магазина «Всё для сна» являются следующие предприятия:

ООО «Анабелла», г. Москва

ООО «СВ-Текс», Московская область, г. Королев

ООО «Примавель», г. Москва

ООО «Тпк сд "DM текстиль <#"823832.files/image004.gif">

Рис. 4

Группа АВС

Выручка,%

Наименования,%


В результате разделения товаров на группы АВС получились следующее:

к группе «А» относятся такие группы товаров, как комплекты постельного белья (кпб), подушки, матрацы, одеяла, полотенца, пледы/покрывала, раскладушки.

к группе «В» относятся такие товары, как матрацы ортопедические, простыни, наборы, элитные кпб.

к группе «С» относятся такие товары, как наволочки, пододеяльники, игрушки, салфетки/платочки, скатерти, пакеты.

По количеству групп наименований могу сказать, что к группе «А» относится 45% от всех групп товаров, к группе «В» относится 19% товара и к группе «С» относится 36% (рис.5).

В зависимости от объема выручки:

в группу А входит 84% от всего объема выручки;

в группу В - 12% от всего объема выручки;

в группу С - 4 % от всего объема выручки (рис. 6).

С помощью АВС-анализа можно сделать следующие выводы:

Если смотреть со стороны затрат на закупку, конечно, лучше сконцентрировать все силы и средства на малом числе групп товаров, которые приносят основную прибыль предприятию. Но эти действия могут снизить конкурентоспособность предприятия, также велика возможность потери клиентов, так как не будет сопутствующего товара - и это прямым образом воздействует на объем выручки и, следовательно, на прибыль предприятия. Поэтому необходимо учитывать вклад этих продуктов в функционировании магазина.

2.3 Метод XYZ-анализа

анализ - математически-статистический метод, который позволяет проанализировать и спрогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления тех или иных товаров.

Цель XYZ-анализа - разделение товаров по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования.

Метод XYZ-анализа сходен с АВС-анализом и основывается на том же принципе - товары подразделяются на три группы X,Y и Z, исходя из значения коэффициента вариации за определенный промежуток времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов.

, (1)

где: σ - среднее квадратическое отклонение,- количество периодов.

По отношению к ИП Щербинину:

Коэффициент по каждой группе товаров представлено в приложении 3.

Рис. 7

По кривой ХYZ были выделены следующие границы классов:

У: V = 10-25%;: V > 25%.

К группе «X» относятся такие группы товаров - кпб, матрацы, пледы, простыни, наволочки, пододеяльники, салфетки, пакеты.

К группе «Y» относятся следующие группы товаров - подушки, одеяла, раскладушки, матрацы ортопедические, наборы, игрушки.

К группе «Z» относятся следующие группы товаров - полотенца, кпб элитные, скатерти.

2.4 Метод АВС- XYZ-анализа

Конечно, можно использовать каждый вид анализа по отдельности, но это не даст полной картины ассортиментной матрицы компании, поэтому рекомендуется использовать оба вида анализа в комплексе, с целью выявления сильных и слабых товаров, стабильности продаж, и ключевых для компании продуктов.XYZ-анализ позволяет разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ).

По проделанным анализам получилась следующая матрица, которая состоит из 9 групп: АХ, ВХ, СХ, AY, BY, CY, АZ, BZ, CZ.


Х-материал

Высокая потребительная цена и высокая надежность прогноза потребления - кпб, пледы, матрацы.

Средняя потребительная цена и высокая надежность прогноза потребления - простыни.

Низкая потребительная цена и высокая надежность прогноза потребления - наволочки, пододеяльники, салфетки, пакеты.

Y-материал

Высокая потребительная цена и средняя надежность прогноза потребления - подушки, одеяла, раскладушки.

Средняя потребительная цена и средняя надежность прогноза потребления - матрацы ортопедические, наборы.

Низкая потребительная цена и средняя надежность прогноза потребления - игрушки.

Z-материал

Высокая потребительная цена и низкая надежность прогноза потребления - полотенца

Средняя потребительная цена и низкая надежность прогноза потребления - кпб элитные

Низкая потребительная цена и низкая надежность прогноза потребления - скатерти.


По матрице можно выделить лидер-группу - это АХ. У данной товарной группы не только высокая потребительская цена, но и высокая стабильность потребления. Следовательно, по группам АХ и ВХ - необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

Для групп AY и BY с высоким и средним уровнем товарооборота необходимо увеличить страховой запас, т.к. имеют недостаточную стабильность потребления.

По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Следовательно, по товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов:

перевести часть товаров на систему заказов с постоянным объемом;

выбрать поставщиков, расположенных близко к складу, тем самым снизив сумму страхового товарного запаса;

повысить периодичность контроля;

поручить работу с данной группой товаров самому опытному продавцу.

Группу товаров CZ можно безболезненно выводить из ассортимента, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе были рассмотрены теоретические основы логистических издержек предприятия, в том числе: сущность логистических издержек и их классификацию, методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации, методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат.

Также был проведен анализ предприятия ИП Щербинин «Всё для сна» и было выявлено, что у данного предприятия имеется три филиала в городе Нижневартовск, четыре основных поставщика, пять крупных конкурентов и линейная структура предприятия. У ИП Щербинина в штате всего двенадцать сотрудников, из них: директор, бухгалтер и десять продавцов.

После были исследованы сбытовые издержки с помощью ABC-анализа XYZ-анализа, АВС-XYZ-анализа. И на основании проведенных исследований необходимо обратить внимание на отдельные группы товаров, которые нужно вывести из ассортимента товаров для уменьшения логистических издержек, связанных с хранением и транспортировкой товара, не приносящих прибыль. Этой товарной группой является CZ (группа товаров - скатерти).

Следует отметить, что на каждом предприятии существуют такие моменты, которые нуждаются в оптимизации тех или иных процессов. В скором же устранение этих узких мест приведет к уменьшению логистических издержек. И насколько быстро предприятие оптимизирует свою деятельность, настолько оно станет более конкурентоспособным, привлекая новых посетителей возможными скидками и приятной ценой товаров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления/ Т.В. Алексинская - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 116 с.

2. Аникин Б.А. Коммерческая логистика: учеб. / Б.А. Аникин, А.П. Типухин - М.: Проспект, 2009. - 432 с.

Аникин Б.А. Логистика. Теория и практика. Основы логистики: учеб./ Б.А. Аникин, Т.А. Родкина - М.: изд-во Проспект, 2014. - 340 с.

Бауэрокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./[Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 640с.

Винокур Л.Б. Основы логистики: Учеб. Пособие/ Л.Б. Винокур - Владивосток: ДВГМА, 2009. - 173 с.

Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А.М. Гаджинский - 20-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 484 с.

Гаджинский А. М. Практикум по логистике / А. М. Гаджинский. - 8-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 312 с.

Герасимов Б.И. Основы логистики: учеб. / Б.И. Гераимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: изд-во Форум, 2010 г. - 304 с.

Григорьев, М. Н. Логистика. Базовый курс: учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 782 с.

Канке А.А. Основы логистики: учеб.пособ. / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: КНОРУС, 2013г. - 576 с.

11. Логистика. Логистические затраты. URL: #"823832.files/image009.gif">

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

За февраль 2014 года

Количество

Выручка, руб

Доля выручки

Нарастающая доля

Группа АВС

Полотенца

Пледы/покрывала

Раскладушки

Матрацы ортопедические

Простыни

Кпб элитные

Наволочки

Пододеяльники

Игрушки от стресса

Платочки/салфетки

Скатерти



1 920 325,00р.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Группы товаров

среднее за месяц

Диспер сия

Среднекв. отелонение

Коэф. вариации

Полотенца

Пледы/покрывала

Раскладушки

Матрацы ортопедические

Простыни

Кпб элит

Наволочки

Пододеяльники

Игрушки от стресса

Платочки/салфетки

Скатерти







ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Группы товаров

Коэффициент вариации (ось ОУ)

Номер строк упорядоченного списка

Группа XYZ

Наволочки

Платочки/салфетки

Пледы/покрывала

Простыни

Пододеяльники

Игрушки от стресса

Раскладушки

  • Увеличение коэффициента полезного использования грузоподъемности и объема транспортного средства. Методы: формирование грузовых мест поставки по категориям товара, увеличение высоты и веса паллет. Комбинированное использование различных видов паллет (европаллеты, паллеты американского образца, финские паллеты, паллеты для длинномерного товара, специальные паллеты для транспортировки специфических видов товара - например, лакокрасочные материалы). Разработка стандартов по упаковке товаров внутри грузовых мест. создание и использование типовых схем загрузки автотранспортного средства в зависимости от характера груза. Как следствие снижение относительной стоимости поставки и цены, за доставку 1 кг. продукции. Снижение себестоимости продукции.
  • Заказ товара, пользующего стабильным спросом, партиями (контейнер, машино- партия, грузовое место. Доставка товара парными транспортными средствами. например при заказе сборных грузов 2*40 футовыми контейнерами, за счет эффекта «масштаба», загружается больше товара). Недостаток - увеличение периода оборачиваемости товарного запаса.
  • Проведение электронных тендеров и аукционов. Эффект - возможность формирования средней по рынку цены перевозки.
  • Сокращение поставок товара малыми партиями.
  • Установление фиксированных цен на транспортировку товара вне зависимости от веса, как правило, выбор минимальной цены с предоставлением контрагенту гарантированных месячных, квартальных, годовых объемов перевозки.
  • Разработка с транспортными компаниями дополнительных соглашений по требованиям, предъявляемым к упаковке и укладке товара в транспортных средствах (далее ТС), времени постановки ТС под загрузку и разгрузку, как следствие исключение брака при транспортировке товара, своевременность и качество предоставления услуг.
  • Разработка и внедрение электронных форм подачи заявок на ТС.
  • Осуществление «Зимних завозов товара в условиях Дальнего Востока». Как следствие сокращение затрат на транспортировку грузов в ТС со специальными температурными режимами.
  • Сокращение сроков поставки товара без изменения стоимости поставки. Например, завоз товара на дальний Восток в периоды наименьшей загруженности железной дороги (1,4 квартал года). ограничение поставок между филиалами компании в период весенней распутицы.
  • Своевременное принятие транспортных средств под разгрузку, как следствие отсутствие штрафных санкций за простой ТС.
  • Использование автомобилей большей грузоподъемности, как следствие сокращение затрат на доставку 1 кг. продукции.
  • Осуществление срочных поставок клиентам за счет самих клиентов.
  • На сегодняшний день на рынке транспортных услуг при заказе автомобиля используются фиксированные дневные или почасовые ставки, что в итоге получается дороже, чем использование собственного автотранспорта. Решение: переход на оплату ТК за количество развезенных клиентов или точек.
  • Введение контроллинга за показателями эффективного использования наемного автотранспорта.
  • Унификация и стандартизация упаковочного материала. Возврат тары.
  • Автоматизация погрузочно - разгрузочных работ, сокращение времени на погрузку и выгрузку товар.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png