9866

Задать вопрос


Можно ли выбирать место прохождения практики и должны ли платить?

Здравствуйте. Я учусь в колледже на 2 курсе на специальности "Коммерция (по отраслям)". В этом году мы должны проходить практику в гипермаркете.

О том, где проходить практику студентов никто не спрашивал - поставили перед фактом, что именно в этом гипермаркете, и это не обсуждается. В ходе этой практики мы де-факто будем выполнять "черновую работу" - мыть полки и расставлять товар, в т. ч. таскать тяжелые товары, о чем мне удалось узнать от предыдущих курсов. Работать так мы будем по 8 часов 5 дней в неделю в течение 6 недель, и нам за это не заплатят ни копейки. Многим в нашей группе нет 18 лет.

Вопрос такой - всё ли вышеперечисленное законно, и если нет, что я могу сделать в этой ситуации? Спасибо.

Ответы юристов

Лучший ответ

Дегтярева А.Г. (11.02.2018 в 22:52:56)

Доброго времени суток, уважаемый Денис! По существу Вашего вопроса поясняю следующее:

Порядок прохождения производственной практики учащимися колледжей регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования”, который вступил в силу с 1 января 2016 г.
Это обусловлено пересмотром Закона об образовании.

Указанным приказом и Приложением к нему Установлены требования к содержанию программы практики. Она утверждается учебным заведением и является составной частью ОПОП ВО, обеспечивающей реализацию образовательных стандартов.

Так, в программе указываются вид практики, способ и формы ее проведения, перечень планируемых результатов обучения, перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", формы отчетности по практике.
Выделяют учебную и производственную практику, в том числе преддипломную.
Прописаны полномочия руководителя практики.
Разрешается проходить практику по месту своей трудовой деятельности, если последняя соответствует требованиям к содержанию практики.
Порядок оплаты проезда к месту проведения выездной производственной практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту ее прохождения и обратно, устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации.
При прохождении стационарной практики проезд к месту ее проведения и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.

Для проведения производственной практики образовательные учреждения заключают договоры с организациями, которые обязуются предоставить место и создать необходимые условия для прохождения производственной практики учащимся (студентам) образовательного учреждения, а образовательное учреждение принимает на себя обязанность направить учащегося (студента) в соответствующую организацию и обеспечить соблюдение им правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины.

При этом содержание практики определяется руководителем из числа преподавателей образовательного учреждения.

При прохождении производственной практики при наличии вакантных мест (должностей) , соответствующих профилю прохождения производственной практики, учащиеся (студенты) могут быть на штатные должности.
Эти должности должны отвечать требованиям учебных программ и квалификационным характеристикам получаемой практикантом специальности.
В этом случае на основании ч. 1 ст. 59 ТК РФ с практикантом заключается с точным указанием срока и причины заключения: для выполнения работ, непосредственно связанных с профессиональным обучением работника.

При этом лица в возрасте до 18 лет принимаются по для прохождения производственной практики только после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) , что установлено ст. 69 ТК РФ .

В случае, если Вы не будете приняты в штат предприятия и трудовой договор заключен не будет, то практика будет проходить в соответствии с договором о прохождении производственной практики .

При этом поясняю, что в соответствии с Положением, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383:
11. Для руководства практикой, проводимой в организациях, назначается руководитель (руководители) практики от организации из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данной организации.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу организации, организующей проведение практики (далее - руководитель практики от организации), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее - руководитель практики от профильной организации).

12. Руководитель практики от организации:
составляет рабочий график (план) проведения практики;
разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;
осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;
оценивает результаты прохождения практики обучающимися.

13. Руководитель практики от профильной организации:
согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
предоставляет рабочие места обучающимся;
обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям ;
проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

14. При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

15. При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

16. Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.

17. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

18. Обучающиеся в период прохождения практики:
выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики;
соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

19. Результаты прохождения практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном организацией.

20. При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848).

Удачи Вам и всех благ! Если возникли дополнительные вопросы и требуется более подробная консультация, обращайтесь, в том числе на адрес моей эл. почты.
Буду признательна за оценку ответа. Надеюсь, он стал для Вас полезен. С уважением, [email protected]

Лучший ответ

ВОРОН КУС (12.02.2018 в 00:05:58)

Здравствуйте, уважаемый Денис!

Приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, который определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и распространяется на образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

В соответствии с п. 3 и 24 Положения программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, а обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

п. 8 Положения - учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее - организация), и образовательной организацией .

п. 11 Положения - Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.

То есть, ни при учебной практике, ни при производственной практике воля обучающихся не учитывается, всё осуществляется на основании договоров между образовательной организацией (т.е. колледжем) и иной организацией (гипермаркетом). А трудовые договора могут (но не обязательно) заключаться между гипермаркетом и обучающимися только лишь при наличии вакантных должностей.

Пункты 14 и 15 Положения содержат обязанности образовательной организации и организации, где проводится производственная практика. Ни одно из положений этих пунктов не содержит норм, обязывающих как первую, так и вторую организацию обучающихся.

П.17 Положения - Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, в случаях если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.

То есть, если кто-то из обучающихся совмещает учёбу с работой, то при условии соответствия его работы целям практики он может проходить её по месту работы.

П. 18 Положения содержит обязанности обучающихся, проходящих практику:

выполнять задания, предусмотренные программами практики;

соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.

Единственное возможное нарушение заключается в том, что продолжительность рабочего времени для лиц, не достигших 18 лет, ст. 92 ТК РФ определена не в 40 часов, а 35 часов, то есть при условии пятидневной рабочей недели по 7 часов в день и не более.

По поводу мытья полов и расставления товаров нужно свериться с программой прохождения практики, которая разрабатывается колледжем и гипермаркетом. Если в программе они есть, значит мыть и расставлять. Если нет - незаконно.

Лучший ответ

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9866 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос

Бурыкин Эдуард Александрович (12.02.2018 в 04:59:05)

Здравствуйте!

Тот приказ, что указала моя коллега Дегтярева не подходит. Он для ВУЗов. У вас колледж.

Для вас - ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ

(КУРСАНТОВ), ОСВАИВАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А в нем, в двух словах, сказано.

8. Учебная практика проводится, как правило, в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках, полигонах, бизнес-инкубаторах, ресурсных центрах и других вспомогательных объектах образовательного учреждения.

Учебная практика может также проводиться в организациях в специальнооборудованных помещениях на основе договоров между организацией и образовательным учреждением.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

9. Производственная практика проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями.

Во время преддипломной практики студенты зачисляются на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы преддипломной практики.

Если у студентов, которые обучаются по программам СПО, практика проходит вне места расположения учебного заведения, то им в обязательном порядке выплачиваются суточные в размере 50 процентов от установленной законодательством нормы. Также оплачивается проезд к месту практики и обратно (в полном размере).

Если практика проводится в организации, то студенты должны соблюдать действующие в ней правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда и пожарной безопасности. Кроме того, они должны в полном объеме выполнять задания, предусмотренные программами практики.

Так что ответы на ваши вопросы:

Можете ли сами выбрать место для прохождения практики - НЕТ, НЕ МОЖЕТЕ!

Что можете сделать - если видите, что вас просто эксплуатриуют, то можете обратиться с жалобой отдел (департамент) образования городской (районной) администрации, а также в орагны прокуратуры.

Обязаны ли платить - нет, не обязаны. Если у организации есть возможность (наличие вакансий), то может с вами заключить . В таком случае можете получать з/плату.

Антонова Алла Владимировна (12.02.2018 в 00:34:02)

Порядок прохождения практики должен быть установлен колледжем. Закон об образовании относит этот вопрос к самому колледжу. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Т. е. могут указать только один гипермаркет. Это законно. А вот сама работа должна оформляться трудовым договором с каждым студентом колледжа. Где и прописан и порядок оплаты. работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Поэтому смотрите на бумаги, которые будут подписываться. Без них будет незаконность.

Игорь Валерьевич (12.02.2018 в 01:08:28)

Здравствуйте Денис! Колледж - это образовательная организация среднего профессионального образования (СПО). Поэтому следует согласиться с коллегой ВОРОН КУС - практика студентов СПО регулируется Положением от 18 апреля 2013г., а также от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и отчасти Российской Федерации.

Чем регулируются отношения по прохождению практики? По смыслу норм указанных нормативных актов практика (как учебная так и производственная) - это часть образовательной программы. Поэтому обучающийся обязан пройти ее. В связи с этим отношения по прохождению практики, с одной стороны, возникают между образовательной организацией и обучающимся, а с другой стороны, между образовательной организацией и организацией - базой практикой. Данные отношения регулируются Законом об образовании и иными нормативными правовыми актами в сфере образования, например, указанным Положением 2013г., а также локальными актами образовательной организации (например, колледжа). В соответствии с указанным Положением 2013г. на обучающегося в период практики распространяются Правила внутреннего трудового распорядка организации, а также правила и нормы охраны труда. Следовательно при регулировании указанных отношений применяется , прежде всего в части определения рабочего времени и времени отдыха, соблюдения дисциплины труда. При этом между обучающимся и организацией -базой практики, по общему правилу не заключается никаких договоров и отношения между ними регулируются на основе договора между колледжем и организацией, которым могут быть установлены (но не обязательно) условия оплаты труда обучающихся. В случае, если работа по той или иной должности или профессии соответствует программе практики, то организация может заключить со студентом трудовой договор при условии если должность свободна, то есть вакантна. Данный трудовой договор является полноценным трудовым договором и в соответствии с ним организация обязана, в том числе, оплачивать труд работника в соответствии с качеством и количеством выполненного труда и другими показателями. В связи с этим Вы можете поинтересоваться у руководителя практики от колледжа насчет возможности заключения с гипермаркетом трудового договора. Но последнее слово в любом случае будет за гипермаркетом. Можно ли выбирать место прохождения практики? В принципе да, но все зависит от колледжа, так как колледж разрабатывает программу практики, заключает договор об организации практики с организациями - базами практики, то есть приоритет за ним. В связи с этим возможно, как минимум, два варианта решения проблемы о прохождении практики по определенному месту. 1) Достижение соглашения с колледжем. Поинтересуйтесь у руководителя практики от колледжа или в администрации колледжа самостоятельно либо через родителей (лучше через родителей) о возможности прохождения практики в другой организации (например, там где работают родители или их знакомые). В некоторых образовательных организациях такой порядок прохождения практики является распространенным: студент сам находит организацию, где будет проходить практику, а колледж лишь оформляет соответствующий договор. Но студент в любом случае по окончании практики должен оформить и защитить отчет о прохождении практики и представить иную документацию. При этом в ходе такого мирного способа решения вопроса обратитесь в колледж с письменным заявлением о предоставлении Вам возможности пройти практику в другой организации и укажите на необходимость получения ответа в течение установленного Вами срока. Составьте данное заявление в двух экземплярах, один из которых с отметкой о регистрации оставьте у себя. 2) Получив отказ, обратитесь в Департамент образования Владимирской области или в прокуратуру с жалобой на действия руководства колледжа ссылаясь на нарушение Вашего права на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (статья 34 Закона об образовании). При этом в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" жалоба не может быть анонимной, но прокуратура иногда рассматривает анонимные обращения. Если не удастся решить вопрос, то ничего не остается как пройти практику, так как обучающиеся обязаны это сделать. Обжаловать действия колледжа по проведению практики можете уже после, то есть постфактум в таком же порядке и (или) в судебном порядке.

Молодые люди часто попадают в так называемый замкнутый круг. У них есть образование, которое можно предложить потенциальным работодателям, но нет опыта, из-за чего им трудно доказать свой профессионализм. Поэтому практика во время учебы - прекрасная возможность получить опыт и выбраться из этого круга.

Практика однозначно является прекрасным способом показать себя и начать подъем по карьерной лестнице еще во время учебы или сразу же после окончания вуза.

Несмотря на то, что это не обязательно, есть предприятия, которые получают вознаграждение за практику - такое желание иногда может высказать руководство предприятия.

Возможность познакомиться с профессией

Кажется, наибольшая польза от практики заключается в возможности узнать осваиваемую профессию. Зачастую молодежь не имеет полного представления о том, что на самом деле значит работа по выбранной специальности. Лучше всего это можно понять, находясь в реальной рабочей среде и в тесном повседневном контакте со специалистами в избранной профессии. Так лучше всего можно оценить, действительно ли эта профессия нравится и интересует, или нужно сменить направление учебы.

Опыт работы

Важным приобретением во время практики является возможность приобрести реальный практический опыт. Пункт о том, что была пройдена практика, обязательно нужно включить и в свое CV, ведь сразу по окончании учебы раздел «Опыт работы» объективно не будет таким уж обширным. После окончания вуза, когда нужно будет искать работу, CV с указанием времени практики, пройденной на конкретных предприятиях, а также с описанием выполняемых обязанностей совершенно определенно будет более интересно потенциальному работодателю. Не забудьте попросить отзывы у руководителей практики!

Практические знания

Бесценное приобретение, которое также дает практика - это знания и советы от действующих специалистов в конкретной области. Есть вещи, которые трудно изучить, сидя на университетской скамье. Их можно освоить только на деле, поэтому во время практики важно не стесняться спрашивать, стремиться больше узнать, а также проявлять инициативу и желание сделать больше, чем требуется в вузовском положении о практике.

Учитывая, что целью практики является расширение круга знаний студента, работа на предприятии не оплачивается. Исключением могут стать отдельные случаи, если студент как-то особо себя проявил, но это зависит от самого руководителя практики. Практика однозначно является прекрасным способом показать себя и начать подъем по карьерной лестнице еще во время учебы или сразу же после окончания вуза.

Польза для предприятия

Разумеется, в выигрыше оказываются не только сами студенты, но и предприятие, которое предлагает возможности практики. Главным образом, предприятие может оценить уровень подготовки будущих специалистов отрасли и то, насколько он соответствует потребностям рынка. Предприятия могут высказать свои предложения вузам, которые, основываясь на наблюдениях, могут внести изменения в программу курса обучения, чтобы усовершенствовать подготовку будущих специалистов. Также польза, которую может принести студент конкретному предприятию, заключается в уменьшении объема работы или в лишних рабочих руках во время отпуска коллег.

Как найти друг друга?

Обычно студентов призывают самостоятельно искать и выбирать интересующие их предприятия в соответствующей программе обучения отрасли. Вузы могут предложить возможные места практики на предприятиях, с которыми уже сложилось тесное сотрудничество. Например, Рижский технический университет сотрудничает с предприятием Lattelecom, Стокгольмская школа экономики - с банком SEB, а факультет международного туризма Высшей школы бизнеса Turība - с гостиницами в Латвии и за рубежом.

Однако в том случае, когда вуз не предлагает место практики, студент должен сам отправиться на его поиски. Разыскивая место практики, имеет смысл просмотреть объявления о работе и порталы, посвященные студентам, потому что там иногда тоже размещают объявления о практике. Если не удалось ничего найти, рекомендуется начать изучение предприятий и специалистов в выбранной профессиональной сфере. Смело отправляй им свое CV с заявкой на практику. Возможно, кто-то из них окажется твоим будущим руководителем практики или работодателем.

В поисках места практики связывайся со многими предприятиями; если практику предлагают в нескольких местах, выбери то, которое нравится больше всего, однако не спеши отказывать остальным. Договорись о том, что пройдешь у них практику позже, и иди на это предприятие в качестве необязательной практики, которую не требует твой вуз. Таким образом, ты не будешь связан с выполнением конкретного практического задания, как того часто требуют вузы, а сможешь посвятить время тем заданиям и работе, которые тебя больше всего интересуют.

Формальная сторона практики

Необходимые для практики документы и другие требования у разных вузов могут отличаться. В некоторых обязательные во время практики работы строго определены в положении о практике, в других предприятиям предоставляется возможность свободного выбора заданий, которые студент должен выполнить. Чаще всего студент заключает договор с предприятием, согласуя условия практики, задания, а также продолжительность практики. Время, которое нужно провести на практике, может отличаться в зависимости от года обучения, а также от отдельных требований вузов. Практика может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Несмотря на то, что это не обязательно, есть предприятия, которые получают вознаграждение за практику - такое желание иногда может высказать руководство предприятия.

Лиене Цирцене,
студентка

Банк SEB – один из лучших работодателей

Клиент на первом месте, ответственность, сотрудничество и простота – это ценности важны как нашим клиентам, так и коллегам. Если они совпадают и с Твоими ценностями, стань частью нашей команды!

Производственную, учебную и преддипломную практику должен пройти каждый студент. Это составная составляющая учебного процесса, можно сказать, проверочный этап применения на практике полученных знаний в учебном заведении. После первого прохождения практики студенты глубже понимают тонкости выбранной профессии, вникая в детали самого производственного процесса.

Базами для стажировки студентов могут служить разные организации, которые связаны каким-либо образом с их будущей профессиональной деятельностью. Если студент работает и учится без отрыва от производства, то он может пройти практику и по месту работы, но только в том случае, если в организации есть отдел, соответствующий той специальности, по которой студент обучается.

Как происходит организация студенческой практики?

Из преподавательского состава учебного заведения назначаются руководители то кафедр, которые согласованно с предприятием разрабатывают план прохождения практики студентами. Рассчитывается время прохождения, количество часов, а также учитываются все особенности работы предприятия.

Характер работы, к которой будет привлечен практикант, должен соответствовать выбранной специальности, а также его научной работе. Студент может подать на кафедру персональную заявку от организации, которая готова взять его на практику, такая заявка рассматривается кафедрой и одобряется, если на заседании будет принято соответствующее решение.

Если студент будет проходить практику по месту работы, то он должен вместе с заявлением подать на кафедру справку с места работы.

После составления списков студентов с указанием рекомендаций о месте прохождения практики, этот документ утверждается заседанием кафедры и передается в деканат. Согласно данным в деканате студентам выдаются направления на прохождение практики. Учреждение или организация, выступающая в качестве базы практики, утверждается приказом по факультету для каждого студента.

Документы для прохождения практики

Перед началом практики нужно знать какие документы нужны для практики студенту. Вам следует подготовить:

  1. программу практики
  2. направление из деканата
  3. график прохождения практики.

Отчетность по практике

По окончанию стажировки необходимо предоставить отчетность по практике в учебное заведение. Студент должен принести такие документы о прохождении практики:

  1. отчет о выполнении программы
  2. дневник практики
  3. характеристику с отзывом на отчет по практике, которая составляется руководителем организации или предприятия.

Отчет строится в соответствии с индивидуальным планом студента по практике и должен составляться по ходу прохождения практики. В нем проводится анализ и обобщение результатов работы, в которых студент должен продемонстрировать свои знания и умения вести исследовательскую работу.

В отчете должны быть полные ответы на вопросы, которые предусмотрены программой практики. К нему могут прилагаться копии документов, отчетной и учетной документации, таблицы, иллюстрации, схемы, фотографии.

В отчете студент должен описать, как он изучал поставленную перед ним задачу, какими дополнительными источниками информации пользовался.

Дневник по практике может предоставляется студенту учебным заведением в виде готового бланка, который нужно заполнять в ходе практики, но очень часто студенту приходится составлять его самостоятельно.

Дневник по практике заполняется каждый день, он включает в себя перечисление работ, выполняемых студентом, которые вписываются по мере их выполнения. Должен стоять номер работы, дата, ее название, краткое содержание, место для замечаний руководителя по практике от предприятия, его подпись. Дневник заверяется печатью организации или предприятия, а в конце дневника руководитель практиканта от учебного заведения ставит свою подпись.

Титульный лист дневника должен содержать следующую информацию: название учебного заведения, название факультета, курс, специальность, ФИО студента, вид практики и сроки ее прохождения.

Характеристика о практиканте пишется руководителем учреждения на отдельном листе и, заверяется его подписью и печатью. В ней должна быть обоснованная рекомендуемая оценка проделанной работы.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите ответ специалиста

Чтобы результат был успешным необходимо соблюдение пяти правил :

1.Обдуманно и взвешенно выбрать тему (Что это значит? См. ответ на вопрос 21).

2.Правильно выбрать базу (организацию, учреждение) для сбора практического материала.

3.Придерживаться намеченного плана-графика .

Какую ответственность несет студент при выполнении ВКР?

За достоверность представленного материала;

За качество представленного текста диплома, соответствие его требованиям к выпускной квалификационной работе студентов ВВАГС;

За недостатки, сохраняющиеся в работе после указания на них научного руководителя;

За получение и оформление внешней рецензии;

За использование материалов чужих исследований без ссылок на них (проще говоря, за плагиат).

Какова роль руководителя по отношению к дипломнику на каждом этапе выполнения диплома и при подготовке его к защите?

На всех этапах работы над дипломом студент должен находиться в тесном контакте:

С кафедрой, к которой он прикреплен;

С научным руководителем;

С деканатом (в лице методиста, а при необходимости в лице зам. декана или декана).

Посмотрим, как должны осуществляться эти контакты.

Деятельность научного руководителя диплома включает в себя целый комплекс направлений:

помощь студенту в выборе темы диплома;

определение задания на диплом – цели, задачи, ожидаемые результаты;

помощь в разработке плана работы над дипломом;

оказание помощи в выборе методов проведения исследования;

консультации по подбору литературы и фактического материала;

систематический контроль процесса выполнения диплома в соответствии с разработанным планом;

оценка качества выполнения диплома в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями (написание отзыва научного руководителя);

организация предзащиты диплома на кафедре с целью выявления готовности студента к его защите.

Какова роль кафедры при организации процесса подготовки диплома?

Кафедра, как ключевое звено академии, играет важную роль в процессе подготовки студентом диплома. В ее функции входит:

предложение примерной тематики дипломов;

назначение научного руководителя;

обеспечение устойчивой связи научного руководителя и студента-дипломника (через методиста кафедры);

консультирование по вопросам поиска и отбора источников в ходе работы над дипломом;

Выпускающие кафедры по соответствующим специальностям должны:

утвердить конкретную тему диплома;

организовать предзащиту диплома на кафедре и по ее итогам представить заключения и рекомендации автору диплома;

представить допуска диплома к защите.

Роль учебно-методического отдела при организации защиты диплома

При организации процесса подготовки диплома обязанности деканата заключаются в следующем:

проведение организационного собрания со студентами по вопросам выбора темы диплома, прохождения преддипломной практики и организации защиты;

подготовка бланков заявлений на утверждение темы диплома и выдача их студентам;

подготовка бланков заданий на диплом, бланков план-графика его выполнения;

оформление направлений на преддипломную практику и выдача их студентам за неделю до начала практики (для студентов ФУЭП и ФЗО);

подготовка проекта приказа об утверждении тем дипломов за 1 месяц до защиты;

допуск студентов к защите диплома на основании выполнения учебных планов, прохождения преддипломной практики и сдачи государственного экзамена;

прием и регистрация готовых дипломов от студентов-дипломников;

подготовка документации к заседанию ГЭК: учебные карточки, зачетные книжки, ведомости, книги протоколов заседаний ГЭК;

обеспечение явки студентов на защиту.

Как выбрать тему диплома?

Студентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему диплома. Выпускающие кафедры разрабатывают примерную тематику дипломов.

Если одна и та же тема выбрана несколькими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми из них, кто наиболее аргументировано обосновал свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.

При выборе темы важно учитывать:

свои индивидуальные склонности и интересы;

текущее место работы или возможность трудоустройства: знание того, какие существуют проблемы в организации по месту работы, каковы потребности развития и совершенствования организации;

практическую значимость работы для конкретного предприятия, организации, учреждения, что может подтверждаться заказом организации на разработку диплома на определенную тему;

место прохождения производственной и преддипломной практик;

возможность получения конкретных материалов по выбранной теме;

наличие и доступность специальной литературы по проблеме исследования;

изученные Вами ранее проблемы при написании других письменных работ: курсовых, рефератов, отчетов о прохождении практики.

В сроки, определенные соответствующим деканатом, Вы согласовываете с заведующим выпускающей кафедрой уточненную тему диплома. Заведующий кафедрой назначает научного руководителя, а в некоторых случаях – и научного консультанта.

Можно ли изменить или скорректировать тему выбранного диплома?

В исключительных случаях можно изменить или скорректировать ранее выбранную тему диплома, но не позднее, чем за 2 месяца до защиты . Для этого необходимо:

Представить убедительные аргументы необходимости изменения или корректировки темы (вновь возникшие потребности профессиональной деятельности, или заказ будущего работодателя, учитывая специфику специальности);

Согласовать изменения с научным руководителем;

Довести новое название темы до деканата.

Студент, желающий выполнить диплом на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор: доказать ее актуальность, наличие практического материала, соответствие темы специальности и специализации. Тема должна быть утверждена заведующим выпускающей кафедрой.

Процесс выполнения дипломов студентами ВВАГС может быть использован при решении задач развития вуза. Конкретизировать проблему исследования можно через заведующих кафедрами, проректоров или ректора академии.

Вопрос о назначении научного руководителя решает кафедра, на которую направлено заявление студента о выборе темы.

Научный руководитель назначается, как правило, из числа преподавателей данной кафедры по согласованию с ним, исходя из его научных интересов и специализации на кафедре.

Научным руководителем диплома по решению заведующего кафедрой могут быть назначены не только преподаватель данной кафедры, но и преподаватели кафедр академии и других вузов. Также научными руководителями могут быть практические работники (например, из государственных, муниципальных и предпринимательских структур), являющиеся специалистами в области государственного и муниципального управления, экономики, менеджмента, права и т.д.

Студент может высказать пожелания о закреплении за ним конкретного научного руководителя по согласованию с последним. Если данные пожелания соответствуют возможностям кафедры и требованиям к научному руководителю, заведующий кафедрой может учесть эти пожелания студента.

После утверждения научных руководителей на каждой кафедре составляется план-график выполнения дипломной работы. Данный график вывешивается на кафедре или на информационном стенде около кафедры.

Кроме этого, деканаты ежегодно проводят организационные собрания со студентами-дипломниками, на которых организуются их встречи с руководителями.

Дальнейшее взаимодействие дипломника и научного руководителя определяется при личной встрече.

С какой информацией должен приходить дипломник на первую встречу с руководителем?

Первая встреча с научным руководителем будет более конструктивной, если студент придет:

с предложениями по уточнению темы;

с предложениями по месту преддипломной практики или базовой организации или учреждения, с обоснованием причин выбора данной базы.

При первой встрече руководитель должен:

1. Помочь студенту.

уточнить формулировку темы диплома;

определить объект и предмет исследования;

сформулировать первоначальные цели и задачи (задание на дипломную работу).

2. Указать основную литературу и источники получения практической информации;

3. Определить основные требования к составлению плана-графика выполнения диплома;

4. Помочь определить тип организации или учреждения для прохождения преддипломной практики или базу, на материалах которой будет написана практическая часть диплома;

5. Назначить время следующей встречи и дать задание, которое студент должен выполнить к этому времени (например, составить план-график, найти конкретную литературу и практический материал).

Можно ли поменять научного руководителя? Если да, то как?

Как и тему диплома, научного руководителя можно сменить только в исключительных случаях:

При смене темы диплома, если она находится вне сферы интересов ранее утвержденного научного руководителя;

При невозможности утвержденного руководителя осуществлять свои функции.

Нового руководителя по предложению студента или ранее утвержденного научного руководителя назначает только кафедра. Соответствующие изменения доводятся методистом кафедры до деканата и вносятся в заявление студента на тему диплома.

Какую информацию для написания диплома может получить студент в стенах родного вуза?

Для работы над ВКР студент может получить в стенах университета следующую информацию:

В библиотеке: учебную, научную и справочную литературу, найти которую можно, обратившись в картотеки справочно-библиографического отдела; материалы электронного каталога информации, о содержании и механизме работа с которым, Вы можете узнать, обратившись к специалистам справочно-библиографического отдела.

В сети Интернет, где размещены большие банки правовой и практической информации.

Познакомиться с данной информацией Вы сможете с помощью научного руководителя.

Что может дать преддипломная практика для написания диплома?

В ходе преддипломной практики студент собирает материал для практической части диплома, исходя из основных положений теоретической части работы, которая к периоду выбора места преддипломной практики должна быть в основном уже написана.

На преддипломной практике студент в соответствии с поставленными задачами знакомится со структурой данной организации или учреждения, с правовой базой и основными направлениями деятельности и ее результатами.

На основе анализа собранного материала выявляются достижения и проблемы в деятельности данной организации или учреждения и разрабатываются предложения (проект) по их решению.

На месте практики дипломник согласовывает с руководителем практики от организации график прохождения практики, условия получения необходимого практического материала для написания диплома, а также возможность получения внешней рецензии к выпускной работе.

В ходе преддипломной практики студент может изменить тему диплома по рекомендации работодателя и по согласованию с научным руководителем.

Руководитель практики от базовой организации может представить внешнюю рецензию на выполненный диплом.

Как выбрать место преддипломной практики?

На основании выбранной темы диплома студент направляется на преддипломную практику в организацию, на основе материалов которой будет выполняться практическая часть диплома. Данная организация определяется или по индивидуальной заявке студента, или деканатом на основе специальности и выбранной темы диплома. Студенты, обучающиеся по целевой контрактной подготовке, или заключившие контракт с будущими работодателями, или уже работающие, проходят преддипломную практику, как правило, в соответствующих организациях.

Когда и куда сдавать готовый диплом?

Ваш полностью законченный диплом должен проделать следующий путь:

1. Вы предоставляете текст диплома своему научному руководителю на проверку не позднее, чем за 1 месяц до защиты , для первоначальной оценки, исправлений и представления его для предзащиты на кафедре.

3. После доработки диплом подписывается студентом на последней странице Заключения и представляется руководителю для написания отзыва .

4. Далее, диплом передается на внешнюю рецензию , как правило, в организацию, на базе которой был собран практический материал. Скачать каноничный образец рецензии на дипломную работу.

5. Вместе с отзывом руководителя , рецензией и заданием на дипломный проект (работу) переплетенный текст диплома передается на кафедру, где он выполнялся для получения рекомендаций от заведующего кафедрой, а затем на выпускающую кафедру, где заведующий кафедрой подписывает допуск диплома к защите. В приложении 6 приведен порядок раскладки документов в дипломной работе.

6.После допуска к защите методист кафедры передает диплом с указанными документами в деканат (не позднее, чем за три дня до защиты).

Что такое «предзащита» диплома и как ее пройти?

В целях контроля качества подготовленного диплома кафедра, где он выполнялся, организовывает его предзащиту, т.е. обсуждение содержания работы и заслушивание выступления студента-дипломника.

Решение о проведении предзащиты выносит кафедра по представлению научного руководителя.

Предзащита проводится, как правило, за 2 недели до срока сдачи диплома в соответствующий деканат с учетом того, чтобы за оставшийся срок студент мог исправить имеющиеся недостатки в тексте диплома и в содержании выступления на защите.

Так же на предзащите студент может представить, какие вопросы могут быть заданы ему на процедуре защиты диплома, и подготовиться к ответу на них. Результаты предзащиты заносятся в протокол заседания кафедры.

В случае, если кафедра сочтет невозможным рекомендовать диплом к защите и соответствующую выписку из решения кафедры представит в деканат, студент не допускается до защиты диплома перед государственной аттестационной комиссией.

Как найти внешнего рецензента и какой документ он напишет?

Внешним рецензентом, как правило, должен быть представитель организации, на базе которой проходила преддипломная практика студента и на материалах которой была выполнена практическая часть диплома. Рецензентом может быть и представитель организации, деятельность которой связана с темой диплома, или преподаватель (доцент, профессор) профильной кафедры другого вуза, специализирующийся на изучении проблем, рассматриваемых в дипломе.

Во внешней рецензии должна быть обоснована практическая значимость представленных в дипломе рекомендаций и выводов для деятельности организаций и учреждений соответствующей сферы, достоверность информации и реалистичность разработанных предложений. Также рецензент определяет, какой оценки достоин автор диплома, за проделанную работу.

Взаимосвязь дипломника с потенциальным работодателем может осуществляться через преддипломную практику. В ходе практики студенты-практиканты, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, могут получить предложение о трудоустройстве по месту ее прохождения.

Добавление вопроса

Сколько часов в день должен работать вожатый в отряде? И если в реальности он работает больше, то как оплачивается это фактически отработанное время?
Согласно Трудовому кодексу рабочее время педагогических работников образования установлено в сокращенном размере и составляет 36 часов в неделю. Хочу обратить внимание читателей, что независимо от уровня образования вожатый в детском оздоровительном, спортивном и т.п. лагере – должность педагогическая, все требования к нему предъявляются как к педагогическому работнику; все льготы соответствуют льготам педагогов. На должность вожатого под свою ответственность администрация лагеря может принять любого достойного работника; в данном случае это студенты, имеющие начальную педагогическую подготовку. Таким образом, при пятидневной рабочей неделе рабочий день составит семь с небольшим рабочих часов, а при шестидневной – соответственно шесть часов. Расписание работы вожатого должно составляться администрацией так, чтобы по завершении недели он мог воспользоваться двумя выходными днями. Однако по условиям работы целесообразно распределять рабочее время на всю смену, суммированно учитывать его и предоставлять выходные вожатому по завершении смены, если не возникает острой необходимости воспользоваться выходным в течение смены. При этом суммированном учете можно определить, какой норматив вожатые должны были отработать, и скорее всего переработок возникать не должно. Все эти вопросы о нормативном времени работы, рабочем графике и порядке учета должны решаться при приеме на работу с участием администрации, работников и профсоюза. Если образовалось какое-то время переработки (т.е. фактическая работа сверх графика), то оно должно оплачиваться в полуторном размере по дневной или часовой ставке. Опять же этот вопрос следует оговаривать до начала работы.

Сколько воспитанников должно быть в отряде максимально, если в отряде работают вожатый и воспитатель? И сколько детей, если только один вожатый? И если детей все-таки больше нормы, то оплачивается ли это время полностью?
Количество воспитанников определяется положением об образовательном учреждении. Как правило, если лагерь для обычных детей, число воспитанников в группе не превышает 25 человек. Если работу ведет только один вожатый, то его нагрузка увеличивается вдвое и должна соответственно оплачиваться. Следует отметить, что поручать выполнять увеличенный объем работы в течение определенного срока можно только с согласия работника. Точно такая же ситуация возникает при возросшем количестве воспитанников в группе: оплата производится в увеличенном размере пропорционально увеличению числа воспитанников и отработанному времени.

Если вожатый заболел, имеет ли он право взять больничный лист и оплачивается ли он на общих основаниях или как-то иначе?
Речь идет о том, что любой работник в случае болезни по справке врача, имеющего право выдавать документы о временном освобождении от работы по состоянию здоровья, может взять в лечебном учреждении больничный лист. Компенсация по больничному листу вожатому оплачивается полностью в соответствии с правилами, утвержденными фондом социального страхования. При этом надо учесть, что при приеме на работу практикантов следует включить в список застрахованных работников. Аналогично на них должна быть оформлена страховка по обязательному медицинскому страхованию и пенсионному страхованию: администрация лагеря должна выплачивать требующиеся взносы. Если документы по страхованию не оформлены и взносы не уплачиваются, оплата больничного листа может оказаться незаконной.

Сколько выходных дней вожатый имеет право взять за смену? Хотя смены во всех лагерях различны по длительности, но ведь должны же быть какие-то нормы?
Как уже сказано, количество выходных дней, которые полагаются работнику при суммированном учете использованного рабочего времени, определяется продолжительностью отработанной смены. Эти дни предоставляются после завершения смены. Такие ограничения необходимы для того, чтобы администрация имела возможность обеспечить плановую занятость работников и ритмичный график.

Отличается ли заработная плата людей, работающих в городе и работающих за его пределами?
Заработная плата работников образования устанавливается соответственно занимаемой должности, квалификации и трудовому стажу. В случае если работа производится вне места постоянного расположения предприятия, т.е. в командировке, то работнику выплачиваются предусмотренные законом компенсации. Различия в зарплате, в ставках оплаты или трудовых нормативах для городских или сельских жителей законом не предусматриваются.

Имеет ли право студент поменять место прохождения практики (т.е. работать в другом лагере, а не в предложенном)?
Все, что необходимо, должно быть оформлено до начала практики. При этом не следует опираться на такие аргументы, как «в лагере Б больше платят, чем в лагере А». Где проходить практику, определяет учебное заведение, практика – часть учебного плана. Сроки практики, объемы выполняемых работ, порядок отчетности – все это должно быть выполнено студентом в соответствии с требованиями учебного заведения. Изменение места практики всегда потребует соответствующей методической поддержки, поэтому никакого изменения места практики, когда практика уже началась, быть не может, но до ее начала с разрешения учебного заведения и при согласии организации, где практика будет проводиться, студент может изменить место прохождения практики.

Всегда ли вожатые должны нести полную материальную ответственность за вещи, потерянные детьми: за постельное белье и различный реквизит (спортивный, игровой)? Ведь в школах за потерянные и испорченные вещи платят родители.
В этом случае надо разбираться конкретно. Ответственность любой работник по Трудовому кодексу, любой гражданин по Гражданскому или Уголовному кодексу может нести только в случае вины или иного противоправного действия. Можно возложить ответственность на вожатого, если он не создал условий обеспечения сохранности имущества. Однако будет ли это полная ответственность – сомнительно. Очевидно, здесь речь идет о неполном выполнении трудовых обязанностей.
В заключение, отвечая на поставленные вопросы, я хотел бы напомнить, что студенты должны изучать и знать трудовое право. Поэтому хотелось бы, чтобы, готовясь к практике, они освежили в памяти и Трудовой кодекс, и Закон «Об образовании», и приказы Министерства образования.

Наша читательница из Бурятии обращается к редактору приложения «Документы» с вопросом о правильном порядке составления расписания экзаменов итоговой аттестации. Она считает, что перерыв между экзаменами в один день – это нарушение положения или требований к составлению расписаний экзаменов и нарушение прав детей, если учитывать объем курса, вынесенного на экзамен. Наша читательница – классный руководитель, и в связи с этим у нее «возник вопрос с завучем».
На деле, я полагаю, никакого вопроса нет. Ежегодно Министерство образования своим письмом издает рекомендации о порядке составления расписаний экзаменов. Такие рекомендации тем более важны, что в них учитывается и порядок сдачи ЕГЭ. Были соответствующие рекомендации и в текущем году. Ими и надо руководствоваться.

Ряд вопросов задают наши читатели о периодах, включаемых в стаж, дающий право на досрочный выход на трудовую пенсию. При этом читатели каждый раз удивляются: пенсионные органы не учитывают время учебы в высшем учебном заведении, период декретного отпуска и тому подобное; недостает два-три года – как быть?
А поступать надо так. Уточнить в местном органе пенсионного фонда, каким нормативным документом пользуются его сотрудники, действует ли этот документ в момент оформления пенсионных документов и действовал ли в период, работа за который учитывается. Сложность в том, что в законодательных документах есть неопределенности, да и пенсионные органы добавляют часто самоуправства, а потом ждут, поправят их или нет. Так, например, решением законодателя был изменен федеральный закон, и период учебы включается в трудовой стаж, что и так всем (кроме Пенсионного фонда) было очевидно, но требовалось специальное указание от органа, который имеет полномочия трактовать и разъяснять законы. Дальнейшие разъяснения гражданин может получить в вышестоящей инстанции либо предъявить иск и защитить свое право в суде. Поэтому нет смысла направлять свои документы в Москву, а тем более в газету (в нашу или какую-либо другую). Как мы неоднократно писали, таким способом решение вопросов не ускоряется.

Являюсь пенсионером 3-й группы и работаю преподавателем в среднем специальном учебном заведении на полную ставку. Знаю, что с 2002 года согласно статье 115 дополнительно оплачиваются три дня к ежегодному отпуску лицам, имеющим инвалидность 3-й группы. Имею ли я данную льготу согласно трудовому законодательству?
Вы не указали в своем письме, на какой законодательный акт вы ссылаетесь. Скорее всего речь идет о Трудовом кодексе РФ, введенном в действие с 1 февраля 2002 г. Статья 115 этого кодекса «Продолжительность очередного основного оплачиваемого отпуска» устанавливает, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Отпуска более 28 календарных дней (удлиненные) предоставляются работникам в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. В частности, ежегодные основные удлиненные отпуска продолжительностью от 42 до 56 календарных дней установлены работникам образования в соответствии со статьей 35 Закона «Об образовании» и постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года № 724. С наличием инвалидности и ее группой упомянутая вами статья Трудового кодекса не связывает продолжительность основного или дополнительного отпуска.

На вопросы отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png