У фирм, торгующих с белорусами, не иссякают вопросы о новом порядке уплаты НДС. Московские инспекторы выпустили два письма, касающихся этих нововведений.

В обоих документах от 16 февраля 2005 г. N 19-14/9354 и от 18 февраля 2005 г. N 19-11/10551 контролеры объяснили, в чем состоит принцип налогообложения "по стране назначения" при торговле товарами с белорусскими фирмами, а также как правильно заполнять налоговую декларацию по таким операциям.
Напомним, что раньше продажу товаров в Белоруссию приравнивали к российской реализации. Фирмы уплачивали НДС как обычно - по ставке 18 процентов. Однако с этого года экспортируемые в Белоруссию товары надо облагать НДС по нулевой ставке. А при ввозе в Россию белорусских товаров российские фирмы, напротив, должны теперь заплатить НДС, как это они делают по импортным товарам из любой другой зарубежной страны. Раньше, напомним, налог по ввозимым из Белоруссии товарам они не платили. Они могли принять к вычету входной НДС, уплаченный в стоимости товара белорусскому поставщику. А теперь введен принцип "страны назначения" (ст. 2, 6 закона от 18 августа 2004 г. N 102-ФЗ). Именно об этом рассказали московские налоговые инспекторы, напомнив о ранее вышедших разъяснениях своих федеральных начальников (письмо ФНС от 12 января 2005 г. N ММ-6-26/4).
Заметим, что в отношении работ и услуг продолжает действовать старый порядок. Проанализируем позицию московских инспекторов по этому вопросу.

Всего три отличия

Первое отличие нового порядка от ранее действовавшего состоит в том, как определять налоговую базу по белорусскому НДС. Инспекторы подчеркнули, что при ввозе товаров из этой страны за основу надо брать договорную цену сделки. А вот по импорту из всех остальных стран НДС надо начислять с таможенной стоимости товаров. Правда, разница тут, на наш взгляд, состоит не в сути, а в названии. Договорную стоимость товаров фирмы также увеличивают на расходы по доставке, сумму страховки, стоимость тары и упаковки, если они не были учтены в цене. Далее к полученной стоимости следует прибавить размер акцизных платежей (если их надо платить). А на итог начислить НДС. Ставки этого налога для импортеров не изменились (ст. 164 и 193 НК).
А вот срок уплаты налога иной, чем при уплате обычного "импортного" НДС. По белорусским товарам с бюджетом нужно рассчитаться до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были приняты на учет (п. 5 Раздела I приложения к Соглашению от 15 сентября 2004 г.). По всему остальному импорту, напомним, НДС и акцизы платят в течение 15 дней с момента предъявления товара на таможне (п. 1 ст. 329 ТК). Связано это с тем, что косвенные налоги по импортным белорусским товарам платят не на посту, а в налоговые инспекции.
Последнее замечание по импорту, о котором написали инспекторы, ничего нового в себе не содержит. Суммы НДС и акцизов, которые платит фирма при ввозе товаров из Белоруссии, можно принять к вычету. При этом им надо выполнить стандартные условия, прописанные в Налоговом кодексе (ст. 171, 172 НК). В целом, очевидно, что фирмы от такого порядка будут в некотором накладе: НДС, уплаченный в марте, например, поставить к вычету можно лишь в апреле.

Разъяснение ни о чем

Контролеры напомнили, что компании должны подавать налоговую декларацию в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары приняты на учет. Причем это относится и к тем фирмам, которые по российскому НДС отчитываются перед инспекторами ежемесячно.
Кроме декларации в налоговую надо принести и другие документы. Это, прежде всего, копия договора между российским и белорусским предприятием и копия банковской выписки или другой документ, подтверждающий оплату товара белорусским предприятием. Помимо этого надо подать третий экземпляр заявления о ввозе товара заграничного покупателя с отметкой белорусской налоговой инспекции. Такой штамп подтвердит, что импортер заплатил НДС по купленным товарам. А также - копии транспортных и товаросопроводительных документов.
Форму заявления налоговое ведомство утвердило (приложение к письму ФНС от 12 января 2005 г. N ММ-6-26/4). А вот с декларацией "замешкало", чем причинило немало беспокойства бухгалтерам фирм-импортеров.
Об этом, кстати, недавно написали и федеральные инспекторы (письмо ФНС от 2 марта 2005 г. N ММ-6-03/167(а)).
В этом месяце (за прошедший март) придется еще отражать белорусский импорт в действующих отчетах по НДС и акцизам. А что будет в мае - посмотрим. Возможно, налоговые инспекторы осуществят, наконец, свое "прошлогоднее" намерение выпустить в свет новые формы налоговых деклараций (письмо ФНС от 29 декабря 2004 г. N 26-1-03/10878).

Экспортная "поблажка"

По белорусскому экспорту "хорошая новость" - то, что установлена нулевая ставка НДС. Но есть и "плохая" - срок подтверждения этой ставки. Он стал вдвое короче. Всего 90 дней, в отличие от того периода, за который требуют собирать документы по всему остальному импорту (180 дней).
Помимо стандартных "бумаг" экспортера (договора, выписок банка, транспортных и товаросопроводительных документов) партнерам белорусских фирм надо подать инспекторам третий экземпляр заявления с отметкой белорусской налоговой инспекции.
Обратим здесь внимание на другой немаловажный нюанс. На него, кстати, в своем письме контролеры указывать не стали. Инспекция может подтвердить правомерность вычетов даже по неполному пакету документов. Например, в том случае, если наши проверяющие получат от белорусской фирмы подтверждение уплаты налогов в электронном виде (п. 2 Раздела II приложения к Соглашению).

Кстати

Счета-фактуры, выставленные белорусским покупателям, фирме нужно регистрировать в инспекции. Для этого в налоговую надо подать заявление в произвольной форме (приказ Минфина от 20 января 2005 г. N 3н).

В рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ТС) существует особый порядок уплаты НДС при перемещении товаров, выполнении работ и оказании услуг.

С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. (в ред. от 11.12.2009 г.) «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» (далее - Соглашение ТС), а также принятые в соответствии с Соглашением Протоколы.

В соответствии со ст. 2 Соглашения ТС при экспорте товаров из России в Белоруссию применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.

Нормы Соглашения ТС применяются независимо от страны происхождения товаров (Письмо Минфина РФ от 12.12.2011 г. N 03-07-13/01-52). При этом страной происхождения товара считается та страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке).

Особенности исчисления НДС при реализации товаров в страны - участники ТС установлены ст. 1 Протокола от 11.12.2009 г. (в ред. от 18.06.2010 г.) «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее - Протокол о товарах).

Согласно разъяснениям контролирующих органов, для применения ст. 1 Протокола о товарах не имеет значения, с кем заключен договор на поставку товаров: с хозяйствующими субъектами стран - участников ТС или с контрагентами из третьих стран. Главным является то, что товары вывозятся из России на территорию стран ТС (Письмо Минфина РФ от 17.01.2011 г. N 03-07-13/1-02).

Следует отметить, что если и продавец, и покупатель являются российскими организациями, состоящими на учете в налоговых органах РФ, нормы Протокола о товарах не применяются. А операция по поставке товаров, вывозимых из России в другое государство ТС, будет облагаться НДС по правилам НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.03.2013 г. N 03-07-08/7842).

Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС

В соответствии с п. 2 ст. 1 Протокола о товарах для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена ТС, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  • договоры (контракты) с изменениями (дополнениями и приложениями) к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, установленной Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 г. (Приложение 1), с отметкой налогового органа государства - члена ТС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Следует отметить, что Приказом ФНС России от 30.08.2012 г. N ММВ-7-6/583@, утвержден электронный формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена ТС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС.
  • иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена ТС, с территории которого экспортированы товары. Такие документы могут потребоваться, например, в случае реализации товара через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ). Ими могут быть договор комиссии, договор поручения или агентский договор, отчеты посредника о выполнении своих обязанностей и т.д.

Вышеуказанные документы экспортер обязан предоставить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Согласно п. 3 ст. 1 Протокола о товарах датой отгрузки является дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика, либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства - члена ТС для плательщиков НДС.

При непредставлении документов в установленный срок НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров. Далее в случае если налогоплательщик соберет и представит соответствующий пакет документов, подтверждающих факт экспорта в Белоруссию, уплаченные суммы НДС подлежат вычету (зачету) или возврату.

В соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ налогоплательщики обязаны вести раздельный учет операций по реализации товаров в Белоруссию, облагаемых НДС по ставке 0 %, и остальных операций.

Следует отметить, что помимо вышеуказанных документов налоговые органы для подтверждения обоснованности возмещения НДС по экспортным операциям требует от налогоплательщиков заполнения программы «Возмещение НДС: Налогоплательщик» (версия 3.0.8.2.).

Особенности представления налоговой декларации

Согласно разъяснениям контролирующих органов, изложенным в Письмах Минфина РФ от 11.07.2013 г. N 03-07-13/1/26980 и ФНС России от 13.05.2011 г. N КЕ-4-3/7675@ налоговая база по товарам, реализуемым в страны ТС, определяется на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки по НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ). Таким образом, если документы собраны в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, представить их в инспекцию следует вместе с декларацией за тот квартал, в котором их собрали.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1 Протокола о товарах при экспорте товаров с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена ТС, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы ТС.

П. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету НДС в отношении операций по реализации товаров на экспорт, согласно которому такой вычет производится на момент определения налоговой базы по ст. 167 НК РФ, а именно в последнее число квартала, в котором собраны документы, подтверждающие нулевую ставку.

Операции по экспорту товаров в Белоруссию отражаются в соответствующих разделах декларации по НДС, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 г. N 104н. (в ред. от 21.04.2010 г.). Декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Порядок возмещения НДС

В соответствии с п. 5 ст. 1 Протокола о товарах налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки и налоговых вычетов (зачетов) по НДС, а также принимает соответствующее решение согласно законодательству государства - члена ТС, с территории которого экспортированы товары.

Порядок возмещения НДС на территории РФ установлен ст. 176 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки (далее – КНП). КНП проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Если при проведении КНП не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то в соответствии с п. 2 ст. 176 НК РФ в течение семи дней по окончании проверки налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС.

В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и другие материалы КНП, в ходе которой были выявлены нарушения, а также представленные налогоплательщиком возражения рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности. Одновременно с этим решением принимается решение о возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении.

В соответствии с п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

На основании п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения КНП, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном), начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Вместе с тем, в случаях и порядке, предусмотренными ст. 176.1 НК РФ, налогоплательщик вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, который представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения КПН. Подобные разъяснения ФНС РФ представила в Письме от 21.11.2012 г. № ЕД-20-3/1304.

Российские бизнесмены традиционно хотят расширять свои рынки сбыта, а также закупать продукцию, которая превосходит по качеству и цене российские аналоги. Обычно такой бизнес является внешнеэкономической деятельностью и имеет ряд нюансов. Работать с ближайшими соседями -странами из Евразийского экономического союза намного проще, но и в таких сделках кроется немало сюрпризов. В этой статье - много секретов об экспорте товаров в Республику Беларусь.

До 1 января 2015 года Россия, Казахстан и Республика Беларусь входили в Таможенный союз - сообщество, в котором действовали особые правила работы между резидентами этих государств, а так же с партнерами за их пределами. С 1 января 2015 года Таможенный союз был преобразован в Евразийский экономический союз и в него вошли Армения и Киргизия. При этом, правовая база союза постоянно дополняется и изменяется.

Поэтому, решив начать работать с партнерами из государства, которое входит в ЕАЭС нужно внимательно изучить действующие документы Евразийской комиссии, Таможенный кодекс, а также законодательство страны своего контрагента. Только таким образом удастся избежать ошибок в оформлении сделки и не потерять лишние деньги на налогах. Помочь в этом, как всегда, помогут такие современные информационные базы, как Консультант Плюс, в который входит самая актуальная , в том числе. Однако, остановимся подробней на всех ситуациях, с которыми может столкнуться бизнесмен, который решил поработать с братской республикой.

Экспорт из России в Беларусь

Бизнес - это искусство выгодно продавать товары, услуги или идеи. Республика Беларусь является привлекательным направлением для российского бизнеса, и на этот факт не сильно влияет текущая экономическая ситуация и курс рубля. Между странами отсутствуют таможенные барьеры, что делает товарооборот простым, быстрым и выгодным. По данным статистики, экспорт из России в Беларусь за 9 месяцев 2015 года составил 12 724,6 млн долларов США, а сальдо внешнеторговых операций оказалось для России положительным и составило за этот период - 4 929,2 млн долларов США. Что говорит о том, что российские компании больше продали, чем купили. Детально картина экспорта в Республику Беларусь за 9 месяцев 2015 года выглядит так:

  • Топливо, нефть и продукты их перегонки» (ТН ВЭД 27) - объем поставок составляет 53,4% (6 788,1 млн долларов США);
  • Транспортные средства, машины и оборудование (ТН ВЭД 84-90) - 13,5% (1 720,8 млн долларов США);
  • Металлы и металлические изделия (ТН ВЭД 72-83) - 9,3% (1 184,4 млн долларов США);
  • Химическая продукция (ТН ВЭД 28-40) - 9,0% (1 150,2 млн долларов США);
  • Продовольствие и сельхозтовары (ТН ВЭД 01-24) - 5,3% (671,98 млн долларов США);
  • Текстиль и обувь (ТН ВЭД 50-67) - 2% (254,9 млн долларов США).

Очевидно, что много российских компаний работает с белорусскими партнерами, а также видно, какие товары пользуются наибольшим спросом в Республике. Это то, что не производят или мало производят сами белорусы - топливо и машины. Одежда и продукты - те товары, которые наоборот являются предметом импорта в Россию. Но и среди них можно найти свою востребованную позицию. Однако найти нужный товар для экспорта и заключить договор поставки - это полдела. Главное, как обычно, кроется в оформлении.

Экспортом товаров является их вывоз с таможенной территории РФ без обязательств об обратном ввозе. Он регулируется нормами и Таможенного кодекса . При осуществлении экспортных операций со странами ЕАЭС организациями не требуется оформлять таможенную декларацию, а также делать отметки на транспортных документах. Для того, чтобы иметь возможность оформить вычет НДС необходимо получить у организации-покупателя товара заявление на ввоз товаров. Этот документ подтвердит факт оплаты НДС в его стране.

Ставка НДС при экспорте в Беларусь

В соответствии с пунктом 3 Приложения 18 к Договору о ЕАЭС экспорт товаров в Беларусь облагается НДС по нулевой ставке. Этим правом компания-экспортер может воспользоваться только при условии, что сможет подтвердить органу ФНС факт вывоза товаров. Если налоговики примут заявление от покупателя, то необходимости отдавать 18% от экспортной операции в бюджет не возникнет.

Поскольку Беларусь входит в зону ЕАЭС, для экспортных операций с ней установлен специальный порядок подтверждения ставки НДС 0%. Он распространяется на все поставляемые из России товары, независимо от страны их происхождения. В письме от 12 декабря 2011 года № 03-07-13/01-52 Минфин разъяснил, что если организация купила товары в Китае, а потом перепродала их белорусскому покупателю, она должна подтвердить нулевую ставку НДС в порядке, установленном для стран ЕАЭС.

Подтверждение вывоза товара из России

Все документы для подтверждения права на нулевую ставку налога на добавленную стоимость следует направить в территориальный орган ФНС не позднее, чем через 180 календарных дней с даты, когда был отгружен товар в адрес покупателя. В число этих документов входят:

  1. Договор поставки товара.
  2. Заявление организации-покупателя о ввозе товаров и уплате им косвенных налогов.
  3. Транспортные документы на отгрузку товара, на них не надо ставить отметку таможни.
  4. Паспорт сделки, при условии цены договора от 50 тысяч долларов США.
  5. Справка банка о валютных операциях. Ее выдает банк через 15 дней после зачисления выручки в валюте на расчетный счет продавца. Справка обо всех подтверждающих документах.
  6. Статистическая отчетная форма учета перемещения товаров. Этот документ можно составить в электронном виде, однако все равно нужно будет оригиналы документов не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем фактической отгрузки товара.

Надо отметить, что последний пункт в этом списке является очень важным сам по себе, так как если не сдать вовремя отчет о перемещении товаров за пределы РФ организация может понести административную ответственность в виде штрафа от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, как это предусмотрено в статье 13.19 КоАП РФ . Кроме того, данный статистический отчет с отметкой о сдаче необходимо направить в банк, в котором открыт валютный счет. Законом не предусмотрены конкретные сроки для этого, но если банк не получит эту форму от организации, он сообщит в Росфинмониторинг о нарушении организацией валютного законодательства. Такие требования предусмотрены Банком России.

После того, как экспортер подтвердил факт перемещения товаров за пределы РФ, он обязан направить в орган ФНС налоговую декларацию по НДС. Сделать это нужно даже тем организациям, которые обычно не являются плательщиками этого налога, применяя УСН.

Важно: При получении от покупателя предоплаты за товар, который еще не был отгружен, не нужно рассчитывать НДС с этой суммы и составлять авансовый счет-фактуру. Это определено в статье 155 Налогового кодекса РФ . Все необходимые документы следует составить только при отгрузке. В них следует указать ставку 0%, аналогичная запись должна быть сделана в книге продаж.

Нужно также обратить внимание на вычет НДС, который был ранее получен по отгруженным контрагентам из Республики Беларусь товарам. В силу статьи 170 НК РФ такие суммы налога должны быть восстановлены на дату отгрузки товара на экспорт. В налоговой декларации их нужно указать в третьем разделе по строке 100. Когда экспорт будет подтвержден налоговой службой, сумму НДС можно будет повторно заявить к вычету. Самое главное помнить - ставка НДС и право на вычет по экспортным товарам целиком зависит от того, сможет ли организация успеть собрать все необходимые документы и предоставить их в налоговую службу за 180 дней, с момента отгрузки товара.

Для удобства российских организаций, которые сотрудничают с Республикой Беларусь и другими странами ЕАЭС на сайте ФНС России есть специальный раздел для проверки факта поступления электронного заявления покупателя о ввозе товаров и уплате им косвенных налогов. Сведения поступают в информационную базу путем обмена данными из других инспекций стран ЕАЭС.

Завершение экспортной сделки

После того, как ФНС подтвердит право на нулевую ставку НДС, необходимо зарегистрировать счет-фактуру в книге продаж. Сделать это следует последней датой того квартала в котором была документально подтверждена отгрузка. В книге покупок при этом необходимо зарегистрировать входящие счета-фактуры на товары и услуги которые были задействованы в экспортной сделке. При составлении налоговой декларации не забываем указать в разделе код экспорта в Беларусь 1010403. Отражаем полученную выручку в рублях от продажи товаров а также сумму вычетов по НДС. Сделку можно считать завершенной. Однако не исключено что в ходе камеральной проверки инспекторы ФНС захотят еще раз взглянуть на документацию.

Если необходимые документы не удалось собрать за 180 дней, то уже на 181 день от даты отгрузки товаров покупателю необходимо оформить счет-фактуру на реализацию и указать в нем НДС по обычной ставке 18%. Это предусмотрено в статье 167 НК РФ . Все счета-фактуры от поставщиков товара, которые дают основания на получение вычета по НДС отражаются в дополнительном листе к книге покупок за период поставки. Далее придется заполнить уточненную декларацию по НДС, в которой должен быть доначислен налог к уплате. Эту сумму вместе с пеней следует перечислить в бюджет до момента направления декларации в ФНС. Если этого не сделать, налоговая служба выставит к оплате еще и штраф в двойном размере суммы налога.

Но и в этом случае не все потеряно. У организации-экспортера есть еще целых 3 года, чтобы восстановить свое право на экспортный вычет и вернуть излишне уплаченный НДС. Если собрать документы не получится и в этот срок, то вернуть налог уже будет нельзя, но его сумму можно будет учесть в составе расходов, уменьшающих налог на прибыль. Это предусмотрено в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 апреля 2013 года № 15047 /12.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что сбор документов для подтверждения права на нулевую ставку НДС является самым главным этапом экспортной сделки с контрагентом из Республики Беларусь. Поэтому очень важно, чтобы организация-партнер не только своевременно оплатила полученный по договору товар, но и передала необходимые документы вовремя. Поэтому, в договоре поставки можно прописать штрафные санкции за задержку документов. Таким образом можно хотя бы минимально компенсировать возможные потери от восстановления НДС. Благонадежность партнера из Беларуссии также можно проверить заранее, направив запрос в белорусский реестр юридических лиц и предпринимателей. О том как это можно сделать, вы узнаете из продолжения статей о бизнесе с Республикой Беларусь, посвященной импорту товаров из этой страны в Россию.

Добрый день! Согласно союзного договора между РФ и РБ, валютой взаиморасчета является российский рубль. Но между организациями вы в праве выбрать валюту по соглашению. В вашем случае это все равно будет считаться валютной операцией между резидентом и не резидентом.

Согласно пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее -Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится в том числе использование между резидентом и нерезидентом валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Согласно ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст.ст. 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ. При этом ст.ст. 7, 8 Закона N 173-ФЗ утратили силу, а нормы ст. 11 Закона N 173-ФЗ регулируют операции по купле-продаже иностранной валюты. Таким образом, использование валюты РФ в расчетах между резидентом и нерезидентом может осуществляться без ограничений.

При этом в силу ч. 2 ст. 14 Закона N 173, если иное не предусмотрено нормами Закона N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ.
Статья 14 Закона N 173-ФЗ предусматривает ряд исключений из этого правила. Так, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования
банковских счетов в уполномоченных банках расчеты при оказании
физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации
транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

В вашем случае более оптимально, на мой взгляд, чтобы сначала одна организация РФ поставила другой организации РФ, имеющей склад на территории РБ. А уже потом только осуществлять поставку от организации РФ организации РБ.

специалис­ты финансового ведомства в письме Минфина России от 14.03.2013 № 03-07-08/7842
подчеркнули, что нормы Протокола регламентируют порядок применения
нулевой ставки только в отношении тех операций по реализации товаров,
вывозимых из одного государства - члена ТС в другое, которые
осуществляются между налогоплательщиками, состоящими на учете в
налоговых органах, расположенных на территориях разных государств ТС. А
потому эти особые нормы не распространяются:
ни на операции по реализации товаров, вывозимых с территории РФ на
территорию Республики Беларусь, в рамках договорных отношений между
российскими организациями, состоящими на учете в налоговых органах РФ;
ни на реализацию товаров, вывозимых с территории Республики
Беларусь за пределы территории ТС, по договорам российской организации с
иностранными лицами, не являющимися налогоплательщиками государств -
членов ТС.

Вопросы гарантии связаны с непосредственным использованием по прямому назначению оборудования, а не с местом его эксплуатации.

С точки зрения косвенного налогообложения
порядок исчисления платежей не меняется, за исключением некоторых
особенностей. В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О
при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» основным принципом
налогообложения при экспорте товаров в рамках Союза является применение
нулевой ставки НДС. Само собой, факт экспорта должен быть
документального подтвержден участниками сделки. Кроме того, при экспорте
товаров в пределах «дружественных» государств налогоплательщик имеет
право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном законодательством
государства-экспортера.
Примечание. Нормативно-правовое регулирование
На межгосударственном уровне порядок взимания косвенных налогов при торговле товарами регулируется нормативно-правовыми актами:
- Соглашением между Правительством РФ,
Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан
от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при
экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в
Таможенном союзе»;
- Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О
порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой
при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе».
Процедурой подтверждения факта экспорта
является представление вместе с декларацией в налоговые органы следующих
документов или их копий:
- договора, на основании которого производится экспорт товаров, с учетом изменений, приложений и дополнений к ним;
- выписки банка, подтверждающей
фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров
на счет налогоплательщика-экспортера;
- заявления о ввозе товаров и уплате
необходимой суммы косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1
к Протоколу от 11 декабря 2009 г. На заявлении должна стоять отметка
структурного подразделения, ответственного за проведение камеральных
проверок, налогового органа государства, на территорию которого
импортированы товары;
- транспортных документов предусмотренных
законодательством государства-экспортера, подтверждающих перемещение
товаров с территории одной страны на другую;
- иных документов, предусмотренных
законодательством страны - участника Таможенного союза, с территории
которого осуществляется экспорт товаров, подтверждающих обоснованность
применения нулевой ставки НДС.Документы, которые подтверждают факт
экспорта, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных
дней с даты отгрузки товаров. Стоит отметить, что в отличие от пока
действующего порядка косвенного налогообложения с Белоруссией новый срок
подачи указанных выше документов должен составлять 180 календарных дней
с даты отгрузки (передачи) товаров. Сейчас налогоплательщики
по-прежнему обязаны представить в налоговые органы соответствующие
налоговые декларации и подтверждающие документы не позднее 20-го числа
месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Одно из значимых новшеств в рамках Соглашения от 25 января 2008 г. составляет тот факт, что его положения распространяются как на все товары, производимые в России, Белоруссии,
Казахстане, так и на товары, произведенные в других странах и выпущенные
в свободное обращение на территории тройственного союза.

С 1 июля 2010 г. организации, которые имеют деловых партнеров в Белоруссии и Казахстане, должны уплачивать НДС и акцизы при экспорте и импорте товаров по новым правилам.

Чем руководствоваться

Новые принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (далее — Соглашение от 25.01.2008).

В соответствии с данным документом был принят Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее - Порядок). Он был ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ.

Тем не менее компании не могли применять перечисленные документы до тех пор, пока соответствующее решение не будет принято Межгосударственным советом ЕвразЭс. Теперь такой документ есть. Это решение Межгосударственного совета ЕвразЭс от 21.05.2010 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза». В нем сказано, что Соглашение от 25.01.2008 и соответствующие протоколы от 11.12.2009 вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Напомним, что ранее организации применяли порядок взимания косвенных налогов, установленный в следующих документах:

    Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10. 2000;

    Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее - Соглашение от 15.09.2004).

После вступления в силу нового Порядка данные документы применяются в той мере, в которой они совместимы с Соглашением от 25.01.2008.

Новый Порядок во многом дублирует порядок, действовавший при экспорте и импорте товаров с Республикой Беларусь. Но есть и новшества.

Импорт товаров из Белоруссии и Казахстана

Принцип взимания НДС и акцизов при импорте остался прежним. Налоги взимаются на территории того государства, в которое они ввозятся (ст. 3 Соглашения от 25.01.2008). Таким образом, при ввозе товаров в Россию из Белоруссии и Казахстана налоги взимаются российскими налоговыми органами. При этом налоги не уплачиваются, если ввозимые товары не подлежат налогообложению при ввозе в соответствии с законодательством страны-импортера. Ставки косвенных налогов на импортируемые товары не превышают ставки НДС и акцизов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

Кто заплатит налоги?

Косвенные налоги уплачиваются по месту постановки на учет организаций - собственников товаров. Таковыми признаются лица, которые обладают правом собственности на товары или к которым переход права собственности на товары предусмотрен договором (п. 1 ст. 2 Порядка). Обязанность по уплате НДС и акцизов установлена и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы (п. 1 ст. 2 Порядка).

Обратите внимание: ранее Соглашением от 15.09.2004 между Россией и Белоруссией было закреплено, что в стране импортера не взимаются косвенные налоги при импорте товаров, ввозимых для переработки, а также при транзите товаров. В Соглашении от 25.01.2008 такой порядок прямо не предусмотрен.

В Порядке четко прописаны правила уплаты налогов в следующей ситуации. Предположим, российская и белорусская организации заключили договор поставки товаров на территорию РФ. Товары ввозятся с территории Казахстана. Кто должен платить косвенные налоги? Ответ на вопрос содержится в п. 1.2 ст. 2 Порядка. НДС и акцизы взимаются на территории государства, в которое импортируются товары. В нашем примере налоги перечисляет российская компания.

Налог также уплачивается в том случае, когда товары ввозятся на территорию РФ с территории государств - членов Таможенного союза на основании договора между российской организацией и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза. Налог уплачивает организация-импортер (п. 1.5 ст. 2 Порядка).

Налоговая база по НДС

Налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров, но не позднее срока, установленного законодательством государства, на территорию которого ввозится товар (п. 2 ст. 2 Порядка). Налоговая база исчисляется исходя из стоимости товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

Стоимостью приобретенных товаров признается цена сделки, уплачиваемая поставщику за товары (работы, услуги) по договору. Аналогичное правило действует и в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении.

Если товары получены по товарообменному договору или по договору товарного кредита, стоимостью товаров считается их цена, предусмотренная договором. Если такая информация в договоре отсутствует, стоимость товаров берется из товаросопроводительных документов. В том случае, когда и товаросопроводительные документы не содержат таких сведений, налоговая база рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета.

При ввозе продуктов переработки налоговая база определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

В прежнем порядке определения налоговой базы при импорте товаров, установленном Соглашением от 15.09.2004, были предусмотрены несколько другие правила. Например, налоговая база рассчитывалась исходя из стоимости приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку. В Порядке о таких расходах не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что они не участвуют в определении налоговой базы по НДС у импортера из Белоруссии и Казахстана.

внимание

Хотя в Соглашении от 25.01.2008 прямо не предусмотрено, что при ввозе товаров для переработки с последующим вывозом или транзитом косвенные налоги в стране импортера не взимаются, этот факт не должен пугать. Ведь при помещении товаров под таможенный режим транзита налог не уплачивается в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, а при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается в силу подп. 4 п. 1 ст. 151 НК РФ при условии, что продукты переработки вывозятся с таможенной территории РФ в определенный срок

Налоговая база по акцизам

До 1 июля 2010 г. налоговую базу по акцизам определяли так. По импортируемым товарам, для которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговой базой признавался объем ввезенных товаров. Теперь по таким товарам налоговой базой является не только их объем, но и количество, а также иные показатели (п. 4 ст. 2 Порядка). А вот для товаров, в отношении которых действуют адвалорные ставки акцизов, расчет налоговой базы не изменился. Это стоимость импортированных подакцизных товаров.

Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия импортером на учет таких товаров.

Уплата налогов и отчетность

В Порядке установлены те же сроки уплаты косвенных налогов, что и в Соглашении от 15.09.2004. Налог на добавленную стоимость и акцизы перечисляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Исключение составляют акцизы по маркируемым подакцизным товарам. Они уплачиваются в сроки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 7 ст. 2 Порядка).

Суммы косвенных налогов, уплаченные по импортированным товарам, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого ввозятся товары (п. 11 ст. 2 Порядка).

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, организации должны представить в налоговые органы налоговую декларацию (п. 8 ст. 2 Порядка). К ней необходимо приложить:

    заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

    выписку банка, подтверждающую факт уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, когда это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза. Если у организации есть переплата по налогам либо суммы косвенных налогов подлежат зачету или возврату, то налоговый орган выносит решение об их зачете или возврате в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписку банка представлять в налоговые органы не надо;

  • счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в том случае, если их выставление предусмотрено законодательством государства, с территории которого производится импорт товаров;
  • договоры (контракты), на основании которых приобретены импортированные товары (при товарном кредите (займе) - договоры товарного кредита (займа), при изготовлении товаров - договоры об изготовлении товаров, при переработке давальческого сырья - договоры на переработку давальческого сырья);
  • информационное сообщение контрагента о поставщике, у которого были приобретены импортированные товары.

Этот документ представляется в том случае, когда договор поставки заключен с компанией одного государства - члена Таможенного союза. Аналогичное сообщение представляется и в том случае, если поставщик импортированных товаров не является собственником реализуемых товаров, а выступает в качестве комиссионера или поверенного агента. Если сообщение составлено на иностранном языке, то к нему необходимо приложить перевод на русском языке;

  • договоры комиссии, поручения или агентский договор (конечно, при условии, что они заключались);
  • договоры, на основании которых приобретены товары по договорам комиссии, поручения или агентскому договору.

В Порядке четко прописаны правила составления декларации, если на территорию государства - члена Таможенного союза ввезены товары ненадлежащего качества или комплектации. При возврате такие товары, ввезенные в месяце принятия их на учет, в налоговой декларации не отражаются. Если возврат осуществляется в более поздние сроки, то в налоговые органы подается уточненная декларация (п. 9 ст. 2 Порядка).

внимание

Если товары при импорте из государства - члена Таможенного союза будут поступать часто (например, ежемесячно), то российский импортер почувствует явную налоговую несправедливость. Ведь ему придется ежемесячно представлять декларации по НДС, в то время как все остальные налогоплательщики, включая ввозящих товары с территории других государств (не членов Таможенного союза), в силу п. 5 ст. 174 НК РФ подают декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть ежеквартально

Ответственность

Соглашение от 15.09.2004 не предусматривало ответственности за нарушение порядка взимания косвенных налогов при импорте товаров. Порядок восполнил этот пробел. Теперь в случае неуплаты или неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам либо перечисления налогов в более поздний срок налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных в государстве - члене Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары. Аналогичное наказание предусмотрено и для тех компаний, которые не представят в срок декларацию или в ней будут отражены искаженные сведения (п. 9 ст. 2 Порядка).

Экспорт товаров из России

Как и прежде, при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС. Кроме этого компании освобождаются от уплаты акцизов (п. 1 ст. 1). Таким образом, российские организации, экспортирующие товары в Белоруссию и Казахстан, не уплачивают косвенные налоги.

Льготу нужно подтвердить

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией необходимо представить следующий пакет документов (их копий):

    договоры, на основании которых осуществляется экспорт товаров (в случае товарного кредита (займа) - договоры товарного кредита (займа), в случае вывоза товаров на основании договоров на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья - соответствующие договоры);

    выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на счет организации-экспортера выручки от реализации экспортированных товаров (при наличных расчетах - выписку банка о внесении организацией-экспортером полученных сумм на его расчетный счет, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих поступление выручки в кассу). При осуществлении товарообменных операций, предоставлении товарного кредита компания-экспортер сдает в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров, полученных е по указанным сделкам;

    заявление о вывозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления приведена в приложении № 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов;

    транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров;

    иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов.

В Порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров теперь прямо прописано, что пакет документов необходимо представить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В Соглашении от 15.09.2004 речь шла о сроке в 90 дней, что приводило к постоянным спорам с налоговыми органами, поскольку не соответствовало срокам, установленным главой 21 НК РФ.

Пропущен срок - заплати налоги

Организация, которая пропустила установленный срок для сдачи документов, должна перечислить в бюджет суммы косвенных налогов. Это необходимо сделать за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. При этом для НДС датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, оформленного в адрес покупателя (получателя) товаров. Такой же порядок действует и при исчислении акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья. Для подакцизных товаров из давальческого сырья датой отгрузки признается дата подписания акта их приема-передачи.

За нарушение сроков уплаты косвенных налогов налоговый орган взыскивает суммы налогов и пени. Обратите внимание: штрафные санкции налоговые органы применят и в том случае, если выяснится, что представленные сведения не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза обмена информацией (п. 6 ст. 1 Порядка).

Компания может представить необходимые документы для подтверждения нулевой ставки НДС и применения освобождения от уплаты акцизов и в более поздние сроки. Тогда перечисленные в бюджет косвенные налоги можно принять к вычету. Однако следует помнить, что начисленные и уплаченные суммы пеней, штрафные санкции возврату и зачету не подлежат (п. 3 ст. 1 Порядка).

Правила для лизинга

В Порядке особое внимание уделено лизинговым операциям. Заметим, что в Соглашении от 15.09.2004 правила уплаты косвенных налогов при перемещении товаров по договорам лизинга установлены не были.

Вывоз товаров по договору лизинга

Если компания перемещает товары из России в Белоруссию или Казахстан на основании договора лизинга, она также применяет нулевую ставку по НДС и освобождается от уплаты акцизов (п. 9 ст. 1 Порядка). При этом пакет документов, подтверждающий льготный порядок налогообложения, несколько отличается от того, который представляется при экспорте товаров. Так, вместо договора, на основании которого осуществляется экспорт товаров, в налоговые органы представляется договор лизинга. Если по условиям договора лизинга право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю, организация-экспортер должна включить в пакет документов выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление на расчетный счет лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости предметов лизинга).

В Порядке установлены правила определения налоговой базы при вывозе товаров по договору лизинга. Она рассчитывается на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости предметов лизинга, предусмотренной договором, но не более суммы фактически полученного платежа. Соответственно вычет «входного» НДС по переданному на экспорт лизинговому имуществу производится в части, приходящейся на стоимость товаров по полученному лизинговому платежу (п. 9 ст. 1 Порядка).

Если компания ввозит лизинговые товары

Имеет свои особенности и порядок определения налоговой базы при ввозе на территорию РФ товаров по договору лизинга, если его условиями предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю. Налоговая база определяется в размере части стоимости предметов лизинга, предусмотренной договором на дату ее оплаты (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы (п. 3 ст. 2 Порядка).

Если товары ввозятся на территорию РФ по договору лизинга, то перечислить косвенные налоги нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем срока платежа, предусмотренного договором лизинга. В этот же срок надо представить в налоговый орган и соответствующую налоговую декларацию (п. 7 и 8 ст. 2 Порядка). Кроме того, выписка из банка, подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов, сдается в налоговые органы при наступлении срока платежа по договору лизинга (подп. 2 п. 8 ст. 2 Порядка).

При первой уплате НДС организация - импортер лизинговых товаров обязана представить в налоговые органы документы, перечисленные в подп. 1-8 п. 8 ст. 2 Порядка. В дальнейшем одновременно с налоговой декларацией нужно сдавать только заявление и выписку из банка.

справка

Согласно ст. 7 НК РФ положения международных договоров по вопросам налогообложения имеют приоритет над нормами НК РФ. Следовательно, российские налогоплательщики, которые ввозят (вывозят) товары на территорию (с территории) государства - члена Таможенного союза, должны все ответы на вопросы по обложению НДС и акцизами сначала искать в Соглашении от 25.01.2008 и в Порядке. В них может содержаться прямой отсыл к главам 21 и 22 НК РФ (как в случае вычетов). Но если проблема совсем не урегулирована данными документами, тогда ее решение тоже следует искать в НК РФ

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png