Виды дополнительного профессионального образования. Закон о системе государственной службы закрепляет, что переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служа­щих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федера­ции, а также субъектов РФ.

Согласно Закону о гражданской службе одним из прав граж­данского служащего является его право на дополнительное про­фессиональное образование, которое включает: профессиональ­ную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Профессиональная переподготовка - это получение граждан­скими служащими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение от­дельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необ­ходимых для выполнения нового вида профессиональной деятель­ности.

Повышение квалификации - это обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требо­ваний к уровню квалификации и необходимостью освоения со­временных методов решения профессиональных задач. Оно осу­ществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Стажировка - это процедура формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, получен­ных в результате теоретической подготовки. Стажировка осущест­вляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Ста­жировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Нормативными правовыми актами об особенностях отдельных видов государственной службы могут предусматриваться и другие виды дополнительного профессионального образования государ­ственных служащих.

Например, приказом МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 утверждено Наставление по организации профессиональной под­готовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федера­ции. Согласно этому документу видом профессионального обра­зования в системе МВД России являются учебные сборы. Их цель - повышение профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных за­дач по занимаемой или новой должности.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку, по­вышение квалификации и стажировку. Профессиональная перепод­готовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию обра­зовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющих право на выдачу до­кумента государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государст­венного герба РФ, а также право на включение в схему централи­зованного государственного финансирования. Стажировка граж­данского служащего осуществляется непосредственно в государст­венных органах и иных организациях.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществля­ется на основе государственного заказа, который формируется с учетом программ государственных органов по профессионально­му развитию гражданских служащих, основанных на их индивиду­альных планах профессионального развития .

Такой план разрабатывается самим гражданским служащим со­вместно с непосредственным руководителем сроком на три года. В индивидуальном плане указываются :

    цель, вид, форма и продолжительность получения дополни­тельного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

    направления дополнительного профессионального образо­вания;

    ожидаемая результативность.

Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой. В программе, рассчитан­ной на три года:

    прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке граж­данских служащих по категориям и группам должностей граж­данской службы, направлениям, видам, формам и продолжитель­ности получения дополнительного профессионального образова­ния с учетом профиля и типа образовательных учреждений;

    указываются этапы реализации программы, перечень меро­приятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и ре­зультаты ее реализации;

    прогнозируется ожидаемая результативность. Федеральными государственными органами не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, представляются заявки на обучение гражданских служащих в федеральный государственный орган по управлению государственной службой. К заявке прилага­ется пояснительная записка с обоснованием основных направле­ний дополнительного профессионального образования.

Федеральный государственный орган по управлению государ­ственной службой на основе таких заявок определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государст­венных гражданских служащих и рассчитывает объем его финан­сирования.

Не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, в Правительство РФ вносятся согласованные с Администрацией Президента РФ предложения:

об объеме финансирования государственного заказа на про­фессиональную переподготовку, повышение квалификации и ста­жировку федеральных гражданских служащих на соответствую­щий год с необходимыми обоснованиями;

о приоритетных направлениях дополнительного профессио­нального образования федеральных гражданских служащих исхо­дя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов.

Государственный заказ утверждается Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня вступления в силу феде­рального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Размещение указанного государственного заказа осуществляет­ся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для государственных и муници­пальных нужд», на конкурсной основе.

Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федеральным государственным органом по управлению государ­ственной службой, с одной стороны, и соответствующее образова­тельное учреждение, с другой стороны, заключают государствен­ный контракт на профессиональную переподготовку или повыше­ние квалификации федеральных гражданских служащих.

Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажиров­ки. Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажи­ровки гражданских служащих регламентируется Указом Прези­дента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном про­фессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Основанием для направления гражданского служащего на про­фессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются :

    назначение гражданского служащего в порядке должностно­го роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;

    включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной ос­нове;

    решение аттестационной комиссии о соответствии граждан­ского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.

Гражданский служащий может получать дополнительное про­фессиональное образование и за границей.

Профессиональная переподготовка и повышение квалифика­ции гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использова­нием возможностей дистанционных образовательных технологий .

Профессиональная переподготовка и повышение квалифика­ции гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (со­ветники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществ­ляются с отрывом или частичным отрывом от государственной гражданской службы .

Профессиональная переподготовка и повышение квалифика­ции гражданских служащих, замещающих иные должности граж­данской службы , осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы .

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.

Прохождение гражданским служащим профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации или стажировки подтверж­дается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения граждан­ского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или про­должения замещения гражданским служащим должности граж­данской службы.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке госу­дарственных гражданских служащих Российской Федерации.

Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях совершенствования знаний гражданских служащих или по­лучения ими дополнительных знаний для выполнения нового ви­да профессиональной деятельности, получения дополнительной квалификации.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются сле­дующие нормативные сроки освоения образовательных программ :

    для выполнения гражданскими служащими нового вида про­фессиональной деятельности - более 500 аудиторных часов;

    для получения гражданскими служащими дополнительной квалификации - более 1000 часов, в том числе более 75% ауди­торных часов.

Гражданскому служащему в качестве разделов программы про­фессиональной переподготовки могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых под­тверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей про­грамме профессиональной переподготовки .

Освоение гражданскими служащими образовательных про­грамм профессиональной переподготовки завершается обязатель­ной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экза­мен.

По результатам проведения обязательной государственной ито­говой аттестации выдаются документы государственного образца: диплом о профессиональной переподготовке, диплом о дополни­тельном (к высшему) образовании.

Диплом о дополнительном (к высшему) образовании дает гражданскому служащему право претендовать на замещение долж­ностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Требования к повышению квалификации гражданских служащих. Повышение квалификации осуществляется в целях :

    освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (темати­ческие и проблемные конференции и семинары) - объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалифика­ции);

    комплексного обновления знаний по ряду вопросов в уста­новленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач - объемом от 73 до 144 аудиторных часов.

При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов мо­гут быть зачтены программы краткосрочного повышения квалифи­кации, освоение которых подтверждено документами государст­венного образца, полученными не позднее трех лет до начала обуче­ния по соответствующей программе повышения квалификации.

Повышение квалификации завершается обязательной государ­ственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний :

    по краткосрочным программам повышения квалификации - экзамен в форме тестирования;

    по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов - экзамен в форме тестирования и защита итоговой ра­боты.

По результатам проведения обязательной государственной ито­говой аттестации выдаются документы государственного образца: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации; сви­детельство о повышении квалификации.

Требования к стажировке. Программа стажировки разрабатыва­ется образовательным учреждением совместно с государственным органом, гражданские служащие которого направляются для про­хождения стажировки, и государственным органом или иной ор­ганизацией, принимающими стажеров.

Продолжительность стажировки , являющейся самостоятель­ным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, - от двух до четырех месяцев . Продолжи­тельность стажировки, являющейся частью программ профессио­нальной переподготовки или повышения квалификации, опреде­ляется учебным планом соответствующих программ.

Освоение гражданскими служащими программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессио­нального образования, завершается отчетом о стажировке и обяза­тельной государственной итоговой аттестацией, предусматриваю­щей выпускную квалификационную (аттестационную) работу.

По результатам проведения обязательной государственной ито­говой аттестации выдается документ государственного образца - свидетельство о прохождении стажировки.

Дополнительное профессиональное образование государственных служащих иных видов государственной службы. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государ­ственных служащих иных видов государственной службы регули­руются специальными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Фе­дерации повышение квалификации и профессиональную пере­подготовку средний, старший и высший начальствующий состав органов внутренних дел проходит в образовательных учреждениях МВДРоссии, других образовательных учреждениях, имеющих ли­цензии и государственную аккредитацию; младший, средний и старший начальствующий состав - в центрах профессиональной подготовки. Стажировку рядовой и начальствующий состав про­ходит по месту службы, в иных органах внутренних дел, федераль­ных органах исполнительной власти и иностранных государствах (в случае необходимости и в установленном порядке).

Целью повышения квалификации служащих МВД России яв­ляется обновление теоретических и практических знаний специа­листов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения про­фессиональных задач.

Повышение квалификации включает следующие виды обуче­ния :

    краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по конкретным вопросам оперативно-служебной деятельности со­трудников, которое заканчивается сдачей соответствующего экза­мена, зачета или защитой реферата;

    тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по правовым, оперативно-техническим, криминалистическим, психологическим и другим проблемам, возникающим на уровне департаментов, регионов, органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;

    длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в об­разовательном учреждении дополнительного профессионального образования для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.

Целью профессиональной переподготовки сотрудников явля­ется получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изуче­ние отдельных дисциплин, разделов правоохранительной и опера­тивно-служебной направленности, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка сотрудников проводится по учебным планам и программам, предусматривающим объем учеб­ного времени свыше 500 часов аудиторных занятий. По результа­там прохождения профессиональной переподготовки сотрудники получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Основной целью стажировки является формирование и закреп­ление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.

Учебные сборы в центрах профессиональной подготовки про­водятся, как правило, в объеме не менее 72 и не более 144 часов.

· 28 календарных дней

· 30 календарных дней

· 35 календарных дней

· 40 календарных дней

· 45 календарных дней

Сколько календарных дней составляет продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет при стаже гражданской службы 15 лет и более?

· 7 календарных дней

· 10 календарных дней

· определяется представителем нанимателя в каждом конкретном случае индивидуально

506. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет НЕ может превышать:

· Для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы, - 50 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих главные должности гражданской службы, - 45 дней, для гражданских служащих иных групп - 40 календарных дней

· Для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 55 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 45 календарных дней

· Для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней

· Ограничения не устанавливаются

507. Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование:

· как в Российской Федерации, так и за ее пределами

· только в Российской Федерации

· только в Российской Федерации и других государствах – участниках СНГ

· в Российской Федерации, а также за ее пределами при условии наличия соответствующих международных соглашений

508. Основанием для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование НЕ является:

· Назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе

· Включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе

· Результаты аттестации гражданского служащего

· Письменное заявление гражданского служащего

509. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя:

· профессиональную переподготовку и повышение квалификации

· второе высшее образование и профессиональную переподготовку

· стажировку

· подготовительные курсы

· аспирантуру, соискательство

510. Денежное содержание гражданского служащего состоит:

· из должностного оклада и оклада за классный чин

· из должностного оклада, оклада за классный чин и дополнительных выплат

· из должностного оклада, оклада за классный чин и материальной поддержки

· из оклада за классный чин

511. Какова ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе при стаже гражданской службы свыше 15 лет:

· 20 процентов

· 30 процентов

· 15 процентов

· 25 процентов

512. Учитывается ли стаж муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы:

· учитывается, если до замещения должностей муниципальной службы гражданский служащий находился на государственной службе

· учитывается в соотношении 2 к 1

513. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются:

· Федеральным законом

· Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти в отношении федеральных государственных гражданских служащих, замещающих в этом органе должности федеральной государственной гражданской службы

514. Какую сумму должен выплатить представитель нанимателя гражданскому служащему в случае прекращение служебного контракта, заключенного с нарушением обязательных правил, допущенным не по вине гражданского служащего:

· месячное денежное содержание

· два месячных денежных содержания

· представитель нанимателя не должен осуществлять никаких выплат

515. Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет:

· 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин

· 60 лет (данная норма действует до 01.01.2017 ФЗ № 143-ФЗ от 23.05.2016)

· 65 лет

516. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему:

· Начисляется в полном объеме во всех случаях

· Не начисляется ни в каких случаях

· Начисляется в случае отстранения на период урегулирования конфликта интересов

· Не начисляется в случае отстранения на период урегулирования конфликта интересов, в иных случаях начисляется

517. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе осуществляют:

· Органы прокуратуры

· Органы юстиции

· Контрольно-счетная палата РФ

518. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается:

· Законодательным органом субъекта Российской Федерации

· Высшим должностным лицом субъекта Федерации

· Президентом Российской Федерации

· Федеральным законом

519. Каким из перечисленных ниже правовых актов утверждается Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы:

· указом Президента Российской Федерации

· постановлением Правительства Российской Федерации

· приказом руководителя Росреестра

· приказом министра труда РФ


Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.

Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

Стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:

а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;

б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы.

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.

Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N 6

В статье рассматриваются основные показатели состояния дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Показана динамика исполнения государственного заказа на их профессиональное обучение. Рассматриваются рекомендации по повышению эффективности и качества обучения государственных служащих в современных условиях.

Словарь управления персоналом. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего на основании ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего.

Современный этап развития государственной гражданской службы обусловливает необходимость повышения профессионализма государственных служащих, адекватных потребностям органов государственной власти. В этой связи научные исследования по проблемам состояния дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) государственных служащих и их профессионального развития имеют практическую значимость для государственной службы, осуществляющей свою деятельность в условиях социально-экономического и финансового кризиса. Это может быть достигнуто только за счет более эффективной государственной стратегии в области ДПО на основе научных исследований и инновационных методов обучения . В то же время исследования, проведенные Академий народного хозяйства при Правительстве РФ, показали, что система ДПО не отвечает современным требованиям, а ее масштабы недостаточны для обеспечения потребности в повышении квалификации и переподготовке кадров (в том числе государственных служащих) . В Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" подчеркивается, что "качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы" .

Анализ статистических данных современного состояния ДПО государственных служащих позволил выявить тенденции неустойчивого функционирования ДПО. В частности, возникло несоответствие между рыночным спросом и низким уровнем содержания образовательных программ по их удовлетворению . Данное несоответствие породило в системе ДПО государственных служащих ряд проблем, требующих их решения.

Первая проблема - это наличие нерешенных вопросов, связанных с планированием и проведением организационных мероприятий по подготовке государственных служащих на календарный год. Дело в том, что организаторы курса повышения квалификации для государственных гражданских служащих очень поздно получают из Аппарата Правительства и других государственных структур государственный заказ на ДПО государственных служащих.

Вторая проблема - это значительный рост объемов подготовки государственных служащих, т.к. каждый из них должен пройти соответствующее обучение один раз в три года. Это требует совершенно другого объема финансового, материально-технического и кадрового обеспечения ДПО.

Третья проблема - явно недостаточное финансирование системы дополнительного профессионального образования. Действующие с 1 января 2009 г. экономические нормативы стоимости образовательных услуг по программам ДПО государственных служащих даже после их двукратного повышения все же остаются недостаточными. Следует отметить, что данные экономические нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.05.2008 N 393 "Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение". В соответствии с экономическими нормативами стоимости образовательных услуг по дополнительному обучению государственных служащих для категории руководителей она составляет немногим более 128 руб., помощников (советников) и специалистов высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей - 105 руб., обеспечивающих специалистов младшей группы должностей - 83,6 руб.

Четвертая проблема - сохранение традиционной подготовки государственных служащих, профессиональное образование которых не соответствует квалификационным требованиям .

Вышеназванные проблемы обусловлены общим состоянием ДПО государственных служащих. Выделим основные его показатели.

1. Количественные показатели обучения государственных служащих. Их анализ позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, анализ соотношения количества государственных служащих, прошедших обучение по программам ДПО за 2007 - 2008 гг., свидетельствует о том, что в 2008 г. наблюдается его снижение (табл. 1);

во-вторых, анализ исполнения государственного заказа министерствами РФ за 2008 г. показал, что министерствами не выполнен в полном объеме план по ДПО государственных служащих; количество прошедших обучение ниже, нежели количество госслужащих, подлежащих обучению. К числу министерств, которые перевыполнили план обучения, следует отнести Минэкономразвития России - обучено 1047 человек, а планировалось - 788 человек; Минфин России - соответственно 330 и 283 человека;

в-третьих, работа министерств по ДПО государственных служащих оказала влияние на исполнение плана государственного заказа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственными служащими соответствующих федеральных служб и агентств. К числу федеральных служб и агентств, перевыполнивших план исполнения государственного заказа, следует отнести: Федеральную миграционную службу, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство, Федеральную службу государственной статистики, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. К числу федеральных служб и агентств, не выполнивших план (не обучено ни одного человека) государственного заказа относятся: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Высший Арбитражный Суд РФ. В этих органах планировалось обучить 1150 человек, но практически не обучено ни одного человека.

Таблица 1

Соотношение количества государственных служащих,

прошедших обучение по программам ДПО за 2007 - 2008 гг.

2. Финансовые показатели. Их анализ свидетельствует о том, что:

во-первых, выделенный в соответствии с государственным заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих объем бюджетных ассигнований на 2008 г. в целом освоен не полностью (табл. 2);

во-вторых, из 85 федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в исполнении государственного заказа в 2008 г., 32 федеральных органа исполнительной власти (38% от общего числа участников государственного заказа) в полном объеме освоили выделенные им бюджетные ассигнования. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2007 г. Всего в 2007 г. из 695 734,9 тыс. руб., предусмотренных на оплату обучения гражданских служащих, федеральные органы исполнительной власти освоили 644 700,37 тыс. руб. (92,66% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение заданий государственного заказа на 2007 г.). Не освоено 51 034,53 тыс. руб. бюджетных ассигнований;

в-третьих, основные причины частичного неосвоения выделенных средств заключаются в следующем:

В связи с неукомплектованностью штатной численности в большинстве федеральных органов исполнительной власти происходит замена запланированного обучения по программам профессиональной переподготовки гражданских служащих на обучение по программам повышения квалификации;

Недостаточно четко организована работа отдельных федеральных органов исполнительной власти, имеющих сеть территориальных органов, по организации проведения ДПО гражданских служащих соответствующих территориальных органов.

Таблица 2

Объем бюджетных средств, выделенных на реализацию

государственного заказа по ДПО государственных служащих

на 2008 год

3. Показатели динамики ДПО государственных служащих. Они позволяют выявить тенденции и закономерности в этой области, а также выработать на их основе соответствующие управленческие решения. В нашем случае такой анализ осуществлен за период с 2004 по 2008 гг. (табл. 3).

Таблица 3

Динамика исполнения государственного заказа на ДПО

государственных служащих за 2004 - 2008 гг.

Наименование
показателей

% к
2004 г.

% к
2005 г.

% к
2006 г.

% к
2007 г.

Объем
финансирования
госзаказа
(тыс. руб.)

Обучено
гражданских
служащих
(чел.)

Количество
ФОИВ,
участвующих
в госзаказе

Средняя
стоимость
обучения
одного
слушателя
(руб.)

Средняя
стоимость
одного часа
обучения
(руб.)

По результатам анализа динамики системы ДПО государственных служащих за период с 2004 по 2008 гг. можно сделать следующие выводы:

За исследуемый период наблюдается стабильный рост бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на исполнение заданий государственного заказа, а также количества федеральных органов исполнительной власти - участников государственного заказа. Кроме того, положительная динамика сохраняется и по основному показателю реализации государственного заказа - количеству гражданских служащих, успешно освоивших программы дополнительного профессионального образования в рамках государственного заказа;

Положительная динамика сохраняется по объему финансирования государственного заказа на обучение государственных служащих. В 2007 г. относительно 2004 г. рост составил 908,4%, т.е. более чем в 9 раз. Наибольший объем финансирования был в 2006 г., рост по отношению к 2005 г. составил 573,8%. Этот факт роста можно объяснить принятием в 2004 г. Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определившего порядок и сроки обучения государственных служащих один раз в три года. Это потребовало существенно увеличить объем финансирования. В 2008 же году объем финансирования составил 74,7% от государственного заказа;

Рост количества обучения государственных служащих также наблюдается в 2006 г. (576,9%), который связан с формированием федеральных органов исполнительной власти и реорганизацией организационной структуры государственной гражданской службы, ее реформированием, а также административной реформой;

В 2008 г. по сравнению с 2004 г. увеличилось более чем в 1,5 раза (с 54 до 85) количество федеральных органов исполнительной власти, участвующих в государственном заказе на ДПО государственных гражданских служащих;

Несмотря на положительную динамику показателей государственного заказа по обучению государственных служащих, наблюдается снижение средней стоимости обучения одного слушателя. Так, например, если в 2004 г. она составила 6779 руб., то в 2005 г. наблюдается снижение до уровня 5914 руб. и 5881 руб. в 2006 г. И только лишь в 2007 г. средняя стоимость обучения одного слушателя увеличилась и составила 6426 руб. (это примерно уровень 2004 г.). В 2008 г. средняя стоимость обучения одного слушателя снизилась и составила 5249 руб.;

Аналогичная ситуация выглядит и со стоимостью нормы одного академического часа (из расчета программы повышения квалификации в объеме 72 часов). В 2004 г. она составила 94 руб., 2005 г. - 82 руб., 2006 г. - 81,7 руб., 2007 - 89,3 руб., т.е. не вышли на уровень 2004 г. В 2008 г. средняя стоимость одного академического часа обучения снизилась на 18,4%.

Таким образом, процесс дополнительного обучения государственных служащих необходимо формировать с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. В систему ДПО государственных служащих необходимо внедрять новые механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения.

Литература

1. Обучение государственных служащих: современное состояние и перспективы: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002; Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля: Учеб. пособие / Под ред. проф. Е.Д. Богатырева. - М.: ФА, 2007.

2. Атаманчук С.Г., Матирко В.И. Государственная служба: кадровый потенциал. - М.: Дело, 2001; Кузнецов О.В., Иванов А.В. Мониторинг реформирования государственной службы в финансово-экономической сфере // Вестник Финансовой академии. М.: ФА, 2007. N 4.

3. Разовский Ю.В., Ольшанский Ю.П. Анализ функционирования стратегии развития учреждения дополнительного профессионального образования // Высшее образование для XXI века. Третья международная научная конференция 18 - 20 октября 2006 г. Доклады и материалы. Выпуск 4. М.: МГУ, 2006.

4. Мониторинг экономики образования. Спрос на рабочую силу - мнение работодателей. Информационный бюллетень. 2006. N 1(19). М.: ГУ-ВШЭ. С. 6.

5. Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)". Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 // Собрание законодательства РФ, 16.03.2009, N 11, ст. 1277.

6. Кузнецов О.В. Повышение квалификации или профпереподготовка? // Государственная служба, 2009. N 1.

7. Болотина Ю.О., Халитова С.А. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг региона // Дополнительное профессиональное образование, 2008. N 1.

8. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации. Указ Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 12.2007) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 203, редакция документа приведена по СПС "КонсультантПлюс".

О.Кузнецов

проректор по бизнес-образованию

Финансовой академии

при Правительстве РФ

Подписано в печать

Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего

Дополнительное профессиональное образование отнесено к основным правам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Представитель нанимателя и образовательное учреждение или иная организация, в которые гражданские служащие направляются на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, обеспечивают необходимые условия для освоения служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования.

За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.

Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе являются:

в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.

Кроме перечисленных оснований профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется и в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.

На профессиональную переподготовку направляется гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители".

По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация.

Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется представителем нанимателя.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

На повышение квалификации направляется гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу, а также гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

Стажировка гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:

а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;

б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы. Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от гражданской службы. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362, которым утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих. Государственные требования введены в действие с 1 января 2009 г. и обязательны для всех образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.

В соответствии с государственными требованиями дополнительным профессиональным образованием гражданских служащих является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие гражданских служащих. При этом образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования для гражданских служащих, самостоятельно определяют их содержание и технологию обучения.

Государственными требованиями предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих может осуществляться с отрывом, с частичным отрывом (до трех рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.

В государственных требованиях раскрыто понятие "стажировка". В частности, стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, может колебаться в интервале от 2 до 4 месяцев. При этом продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ. Стажировка гражданских служащих на территории Российской Федерации и за ее пределами осуществляется с отрывом от гражданской службы. В государственных требованиях определены особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации, закреплены функции государственного органа по управлению государственной службой и образовательного учреждения при организации указанного образования за рубежом.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.

Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются:

а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

б) направления дополнительного профессионального образования;

в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.

Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В программе, рассчитанной на три года:

а) прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений;

б) указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;

в) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.

Система обучения гражданских служащих должна быть построена на дифференцированном подходе в соответствии с занимаемыми должностями с учетом категорий и групп должностей. Дифференцированные учебно-тематические планы и системы индивидуального обучения эффективно реализуются при подготовке гражданских служащих к квалификационным экзаменам. Перспективным представляется внедрение в деятельность образовательных учреждений дополнительного образования единой унифицированной системы организации учебно-воспитательного процесса, рассчитанной на двухгодичную образовательную программу с организацией стажировок в федеральных органах исполнительной власти, органах власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления. Не менее важным является формирование системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений высшего образования в последующей профессиональной деятельности на гражданской службе.

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:

а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;

Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами, исходя из целей и содержания обучения, и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются в группах численностью не более 10 человек. Профессиональная переподготовка и стажировка за рубежом осуществляются индивидуально.

Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика. Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием.

25 января 2008 г. принято распоряжение Президента Российской Федерации N 28-РП "Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2008-2010 годах".

В соответствии с этим распоряжением приоритетные направления дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации и состав групп гражданских служащих, направляемых за рубеж, утверждаются Администрацией Президента Российской Федерации.

После утверждения Правительством Российской Федерации государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих на соответствующий год размещение государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в 2008-2010 годах за пределами территории РФ будет осуществляться в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. С этой целью Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации поручено разработать и реализовать с участием российских и иностранных учебных заведений и различных организаций образовательные программы, включающие предварительное обучение гражданских служащих перед направлением за рубеж и их итоговую аттестацию. Гражданским служащим, успешно освоившим программы дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации обеспечивает выдачу документа о дополнительном профессиональном образовании государственного образца.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png