Слайд 2
Биография
Пётр Ильич Чайковский25 апреля (7 мая) 1840), Воткинск, Вятская губерния, Российская империя - 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Слайд 3
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Слайд 4
«Щелкунчик»
Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» уже давно является классикой балетного искусства. Либретто к известному балету создано по мотивам сказки «Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.А. Гофмана.
Слайд 5
Музыка к балету «Щелкунчик» получилась намного богаче и сложнее других произведений Чайковского, написанных им именно для балета. В то время композитора уже называли одним из великих реформаторов балетной музыки. Он принёс в классическую интерпретацию новую динамику, сквозное развитие музыкальных тем и образов.
Слайд 6
Впервые премьера балета Щелкунчик состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в 1892 году. С тех пор он стал классикой, пережил рекордное число постановок, как знакомых нам классических, так и новаторских. Одновременно с премьерой «Щелкунчика» представлялась опера «Иоланта». Директор императорских театров был удовлетворён.
Слайд 7
Мариинский театр
Слайд 8
«Щелкунчик»
Существуют несколько редакций балета «Щелкунчик». В одной из них главную героиню звали Клара, в другой – Мария. В произведении же Гофмана девочку зовут Мария, а Кларой звали одну из её кукол. Во времена СССР балет русифицировался в связи с идеологическими установками, так главная героиня превратилась из буржуазной Клары в русскую Машу.
Слайд 9
Каждый человек хоть раз в жизни должен услышать незабываемую музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик».
Слайд 10
«Спящая красавица»
Это балет Петра Чайковского. Музыкальное сопровождение было закончено в 1889 г. и это был второй из его трех балетов. Оригинальный сценарий был задуман Иваном Всеволожским, и основан сказке Шарля Перро «La Belle au bois Dormant». Балетмейстером оригинальной постановки был Мариус Петипа. Премьерный показ прошел в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге, России, в 1890 г. Работа расценена как самое прекрасное музыкальное сопровождение балета композитора, и стала одним из самых известных балетов классического репертуара.
Слайд 11
Премьера балета в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге 15 января 1890 г. получила более благоприятные почести, чем «Лебединое Озеро» в прессе, но Чайковский никогда не имел такую роскошь, как засвидетельствование мгновенного успеха своей работы в театрах вне России. Он умер в 1893 г. К 1903 году «Спящая красавица» была вторым самым популярным балетом в репертуаре Имперского Балета (Петипа/Пугни, «Дочь Фарона» была первой), будучи поставленной 200 раз только за 10 лет.
Слайд 12
Балетные постановки, ставящиеся в «LaScala» в Милане, не выказывали большой интерес к этому балету, и только в 1921 году, в Лондоне, балет наконец был представлен широкой публике, и в конечном счете получил постоянное место в классическом репертуаре. В 1999 году Кировский Балет восстановил оригинальную постановку 1899 года, включая воспроизводство оригинальных составов и костюмов.
Слайд 13
«Спящая красавица» - самый длинный балет Чайковского, который длится почти 4 часа. Его почти всегда сокращают.
Посмотреть все слайды
П. И. Чайковский
Слайд 2: Общие сведения
«Спящая красавица» - балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; С остоит из трёх действий, пролога и апофеоза. Написан в 1889 году, представлен публике в 1890 году.
Слайд 3: Главные действующие лица балета
Король Флорестан и его супруга, их дочь Аврора. Претенденты на руку принцессы – принцы: Фортюне, Шери, Флер де Пуа, Шарман. Старший дворецкий – Каталабют. Принц Дезире и его наставник Галифрон. Добрые феи: Флер де Фарин, фея Сирени, Виолант, фея Канареек, фея Хлебных крошек. Духи, составляющие свиту фей. Злая могущественная ужасная фея Карабосс со своей свитой.
Слайд 4
До Чайковского к тому же сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием. Новая версия Чайковского и Петипа была признана выдающейся и балет занял место среди мировых. шедевров балетного искусства
Слайд 5: Содержание. Пролог
Во дворце праздник – рождение принцессы Авроры. Король Флорестан и королева пригласили гостей. Фея Сирени и еще 5 волшебниц благословляют новорожденную. Одаривают ее пятью необходимыми качествами. В рывается в торжественный зал злая ведьма по имени Карабос. Она обвиняет короля и королеву в том, что ее не пригласили на праздник. Она желает жестоко отмстить. Она заклинает, что Аврора уколет руку веретеном и умрет. В этот момент Фея Сирени предсказыв ает, что принцесса не умрет. Она только уснет на много-много лет. Злу никогда не победить добро, и Фея Карабос в бессилии отступает.
Слайд 6: Первое действие
У принцессы день рождения. Ей исполнилось 16 лет. Везде праздники. Поселяне танцуют, водят хороводы и веселятся в парке короля. Прибыли 4 принца, которые жаждут, чтобы девушка выбрала из них себе жениха. Сопровождаемая фрейлинами с букетами цветов и венками, вбегает принцесса. Она радуется танцам и готова одарить своей улыбкой каждого из женихов. Но принцесса не любит ни одного из претендентов. Тайком, переодевшись, прокрадывается во дворец Фея Карабос. Она тоже приготовила подарок. Принцесса, не ведая о плохом, раскрывает очередной презент. Среди цветов спрятано веретено. Аврора, не заметив его, нечаянно уколола палец. В испуге она бросается к родителям, но тут же падает замертво.
Слайд 7
Карабос торжествует, настал ее час, и пророчество сбылось – принцесса мертва. Фея Сирени пытается успокоить гостей. Она приготовила свое волшебство – погружает в сонное царство весь двор короля Флорестана. Только появление героя и его любовь разбудят принцессу, ее родителей, весь дворец.
Слайд 8: Второе действие
Уже пролетело столетие. Крестник Феи сирени, п ринц Дезире, на охоте. Он уже взрослый, и пришла пора выбрать себе супругу. Но принц не может выбрать. Никто из девушек королевства ему не нравится. Неожиданно в лесу появляется Фея Сирени. Она хочет узнать, кого же выберет принц Дезире в жены. Крестник честно отвечает, что ни одна из невест не мила ему. Тогда Фея предлагает принцу познакомить его с еще одной претенденткой. Она вызывает дух Авроры. Принц впечатлен красотой и грацией девушки. Но Фея не позволяет ему даже прикоснуться к Авроре. Принц должен отправиться за нею в волшебное царство.
Слайд 9
Спящий замок, все вокруг в тумане, покрыто пылью и паутиной. Принц Дезире осторожно оглядывается. Вдруг появляется Фея Карабос. Ей не нравится этот принц и его желание разбудить Аврору. Происходит сражение, Карабос повержена. Рассеивается туман, Дезире видит лежащую принцессу. Один поцелуй любви – и злые чары разбиты. Аврора просыпается, а вместе с ней просыпаются король с королевой, весь двор. Герой просит долгожданную награду – руку принцессы. Король Флорестан благословляет молодых. Начинается подготовка к свадьбе.
10
Слайд 10: Третье действие. Апофеоз
Злые чары рассеяны, мир и добро торжествуют. На свадьбу Дезире и Авроры приходит множество сказочных персонажей из сказок Шарля Пьеро: Синяя борода с женой. Маркиз Карабас со своим Котом в сапогах. Красавица «Ослиная шкура» с принцем. Златокудрая девушка с королевским сыном. Чудовище и красавица. Золушка с принцем. Принцесса Флорина с заколдованным в Голубую птицу юношей. Красная шапочка с Волком. Рике -хохолок, ставший красавцем, с принцессой, которую он одарил умом. Мальчик с пальчик с братьями. Людоед и его жена. Злодейка Карабосс на повозке, запряженной крысами. Четыре добрые феи со свитами.
Слайд 1
Прозвенел звонок
Начался урок.
Слайд 2
Разминка.
1.Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
2.Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он...
3.Тот, кто песни не поет, а слушает,
Называется, ребята, ...
Слайд 3
4.Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто - ...
5.Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
6.Ярко зал весь засверкал,
Приглашает всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот?
Слайд 4
8.Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой.
9.Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре - президент!
10. В кинотеатре – широкий экран, В цирке – манеж иль арена. Ну, а в театре, существует, Площадка особая - …
Слайд 5
11.Чтоб смотрелось представленье интереснее, В благодарность слышались овации, Надобно на сцене оформление: Дом, деревья и другие…
12.Коль спектакль завершился – Слышно «Браво!», комплименты; Всем актёрам, в благодарность, Дарим мы…
Слайд 6
Балет «Спящая красавица»
Бале́т (фр. ballet, от итал. ballare - танцевать) - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.
Слайд 7
Пётр Ильич Чайковский
1840-1893
Композитор, пианист, дирижёр, педагог.
Слайд 8
Крещение принцессы Авроры
Шесть крёстных фей прибывают ко двору: Фея искренности, Фея цветущих колосьев, Фея, рассыпающая хлебные крошки, Фея - щебечущая канарейка, Фея пылких, сильных страстей, и Фея Сирени.
Слайд 9
Злая Карабос, обиженная и рассерженная тем, что её не пригласили на церемонию крещения, несмотря на заступничество фей и просьбы королевы, изрекает проклятье: в шестнадцать лет Аврора уколется о веретено и умрёт.
Прошло 16 лет и в королевских садах празднуют день рождения Авроры. Звучит вальс - самый известный фрагмент балета.
- Не стоит терзать себя сомнениями, рассуждая над тем, кто написал «Спящую красавицу», дело в том, что самый первый признанный вариант сказки обнаружен в XIV веке во французском романе «Персефорест». Он практически не известен широкой публике, в отличии от творения Джамбаттисты Базиле. В сказке Базиле также главные герои – король и его малышка дочь Талия, однако ей несет погибель лен. Проходят годы, и, несмотря на запрет короля, подросшей красавице встречается старуха, прядущая лен. Девушка загоняет занозу и впадает в смертельный сон. Убитые горем родители распоряжаются оставить тело в загородном замке. Через некоторое время отправившийся на охоту король находит замок соседнего государства, видит там прекрасную девушку и вступает с ней в половую связь. Далее у Талии рождаются близнецы Луна и Солнце, и, несмотря на проделки любовницы короля, в результате все живут долго и счастливо. Вот такая у Базиле "Спящая красавица", автор не стал утруждать себя романтикой в отношениях главных героев.