Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач
технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа
которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

  1. позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;
  2. демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;
  3. компромисс, взаимные уступки;
  4. односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);
  5. ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Виды социальных технологий различаются в зависимости от того в каких сферах общественной жизни они реализуются:

    Экономической

    • оценка деловитости и потенциала каждого человека

      интеллектуальное развитие его труда (чтобы лучше, прибыльнее работал)

      «Рядовой выходит в управленцы» (персонал должен управлять)

    Управленческой

    • развитие систем управления и систем коллективной деятельности организаций (фирм, компаний). Подробнее об этом можно прочесть в публикациях на сайте компании SOCIUM .

      формирование личной управленческой стратегии, позволяющей формировать социальную действительность

    Политической

    • Предполагает взвешенность полит. решений, проявление политической дальновидности.

      Сегодня мы плохие технологи и политики.

    Социальной

    • Соц. тех. направлена на социальную справедливость (мера труда должна соответствовать мере потребления).

      Труд должен вознаграждаться по заслугам.

      Рассматривается демографическая политика, семейно - бытовые отношения, их влияние на развитие общества.

      Создание условий для социально незащищенных групп населения.

    Духовной сфере

    • Развитие культурных запросов и склонностей каждого человека.

      Умение и гибкое воздействие на тенденции, происходящее в сфере образования, науки, литературы и искусства.

      Взаимодействие национальной культуры, изучение спектра проблем общественного сознания.

      Материальные вопросы, наличие экономических предпосылок для решения возникших проблем.

Вопрос 5. Социально-психологические особенности принятия управленческих решений.

    Общая характеристика процессов принятия управленческих решений.

Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя производится исходя из числа и значимости принятых им решений. О характере принимаемых в организациях решений свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1. Классификация решений, принимаемых организацией.

Критерии.

Классы решений.

Степень структурированности.

Слабоструктурированные (незапрограммированные)

Высокоструктурированные (запрограммированные)

Экономические

Социальные

Организационные

Технические

Число целей.

Одноцелевые

Многоцелевые

Длительность действия.

Стратегические (долгосрочные)

Тактические (среднесрочные)

Оперативные (краткосрочные)

Лицо, принимающее решение.

Индивидуальные

Групповые

Уровень принятия.

Организации в целом

Структурных подразделений

Функциональных служб

Отдельных работников

Глубина воздействия.

Одноуровневые

Многоуровневые

Направления решений.

Внутри организации как системы

Выходящие за ее пределы

Процесс принятия решений включает следующие стадии:

1) Выявление и определение проблемы;

2) Поиск информации и альтернатив решения;

3) Выбор среди альтернатив;

4) Принятие решения. Общая модель принятия решений приводится на рис. 1.

Рис. 1. Модель принятия решений.

Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает при следующих условиях:

    имеется разрыв между желаемым и существующим уровнями развития (определенное несоответствие деятельности организации ее целям);

    разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным, а следовательно, заслуживает внимания;

    лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв;

    лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокращения разрыва.

На промышленных фирмах выявление и определение проблемы, требующей решения, происходит, в частности, в случаях, когда:

      эффективность фирмы или подразделения снижается по сравнению с прошлым периодом;

      результаты не соответствуют запланированным целям;

      результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются неудовлетворительными.

На необходимость принятия соответствующих мер указывают вероятные отрицательные последствия того, если данная проблема останется нерешенной.

За выявлением проблемы и установлением ее причин следует стадия поиска информации и альтернатив решения.

Масштаб поиска необходимой информации зависит от того, является ли проблема повторяющейся, рутинной или новой. Если проблема старая, то руководитель может использовать прежние программы и модели решения. Если проблема новая, то следует активизировать поиск и вырабатывать достаточное число альтернатив с тем, чтобы обеспечить наибольшую обоснованность намечаемого пути.

Требования к решениям.

Управленческое решение - это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. Оно выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии.

Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них:

    обоснованность;

    четкость формулировок;

    реальная осуществимость;

    своевременность;

    экономичность (определяемая по размерам затрат на достижение целей);

    эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов).

В связи с этими требованиями важно учитывать три группы факторов, влияющих на качество и своевременность принятия решений (табл. 2).

Таблица 2. Факторы, оказывающие влияние на решение.

Относительная значимость решения определяется на основе таких, например, критериев, как число людей, подвергшихся воздействию данного решения; количество затраченных средств и степень влияния решения на выживание или прибыльность предприятия; время, которое руководители затрачивают на обоснование и реализацию решения.

Другой фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, - это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени). Когда давление времени значительно, руководители могут быть не в состоянии получать достаточную информацию или рассматривать необходимое число альтернатив. Давление времени влияет также на сам процесс принятия решения. Например, как показывают исследования, руководители при нехватке времени больше внимания обращают на негативные, чем на позитивные, обстоятельства и рассматривают всего несколько факторов при принятии решения.

Влияющими факторами являются также условия, в которых действует лицо, принимающее решение. Для описания окружающих условий используются такие понятия, как «определенность – неопределенность». В условиях определенности лицо, принимающее решение, знает все альтернативы и последствия каждой из них. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максимизирует ожидаемый результат.

В ситуации большой сложности и риска принятию решения могут помочь методы, связанные с использованием математического аппарата. Попытки оптимизации решений привели к разработке нового специфического математического аппарата и возникновению таких областей математики, как линейное и динамическое программирование, теория игр, теория управления запасами, теория больших систем, общая теория систем и др. (табл. 3).

Таблица 3. Этапы и методы принятия решений.

Основные этапы

процесса выработки

Информация.

Организация.

Методы и модели,

применяемые

для принятия

Виды и типы

Распознавание проблемной ситуации.

Определение целей.

Определение критериев.

Формулировка проблемы.

Анализ и уточнение проблемы.

Подтверждение целей и критериев.

Поиск возможных решений.

Оценка альтернативных решений и анализ последствий каждого.

Выбор решения

(принятие решения).

Согласование решения.

Утверждение решения. Передача решения для выполнения (делегирование ответственности, прав и обязанностей).

Выполнение решения (действие, регулирование, распоряжение).

Контроль, за выполнением решения (наблюдение).

Оценка результатов.

Проверка соответствия полученных результатов ожидаемым.

Оценка эффективности решения.

О внешней среде.

О внутренней среде.

О проблеме.

О целях и критериях.

О результатах анализа проблемы.

О возможных решениях.

О ходе выполнения решения.

О результатах.

Установление ответственности.

Установление полномочий.

Установление порядка прохождения

решения по уровням и исполнителям.

Установление необходимой точности, сроков и форм представления информации.

Изменение организационной структуры.

Теория игр.

Теория вероятностей.

Математическая статистика.

Линейное программирование.

Нелинейное программирование.

Дискретное программирование. Имитационные модели.

Теория очередей. Теория массового обслуживания.

Теория управления запасами.

Теория информации. Теория автоматов. Теория графов.

Теория поиска. Теория автоматического регулирования.

Теория алгоритмов.

Теория больших систем.

Теория оптимизации.

Эвристика.

Общая теория систем.

Методы сетевого планирования и управления.

Системотехника. Теория организации.

Наука о поведении.

Групповая динамика.

Распознавание образов.

Теория статистических решений.

Таблицы решений.

Рутинные.

Эвристические.

В условиях

определенности.

В условиях

неопределенности.

В условиях риска.

Конкурентные.

Количественные.

Качественные.

Приближенные.

Одношаговые.

Многошаговые.

Оптимальные.

Субоптимальные.

Локальные.

Глобальные.

Плановые.

Прогнозные.

Перспективные.

Индивидуальные.

Групповые.

Социальные.

Экономические. Военные.

Оперативные. Практические.

Стратегические.

    Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений.

Подходя к содержанию выработки решения как системе, а к деятельности по выработке решения как виду управленческой деятельности, которая, как и всякая другая, должна быть управляема, спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. Иначе говоря, при осуществлении функций управления должна создаваться прежде всего управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели (рис. 2).

Рисунок 2. Содержание процесса выработки решения.

Таким образом, в содержание процесса выработки решения как и в другие управленческие процессы должно быть включено осуществление управленческих функций этими процессами, т.е. выработка решения, планирование, организация и контроль хода и качества их осуществления.

Рассмотрим более подробно содержание деятельности на каждом этапе процесса выработки решения.

Методика работы руководителя по выработке предварительного решения (1-й этап).

Входом первого этапа является возникшая проблема или поставленная вышестоящим руководителем задача, которую необходимо уяснить и выработать предварительное решение.

Выходами этого этапа будут:

    цель и задачи деятельности;

    цель, задачи и основное содержание по выработке предложений;

    сроки выработки предложений;

    примерный состав исполнителей.

Нетрудно видеть, что выходы рассматриваемого этапа распадаются на две задачи:

Первая - определение целей и задач предстоящей деятельности;

Вторая - предварительное решение, основанное на интуиции руководителя, по порядку работы, срокам и составу группы выработки предложений.

Для того, чтобы выполнить первую задачу - определить цель и общее содержание будущей деятельности - необходимо, очевидно, уяснить задачу (проблему), замысел вышестоящего руководителя; определить место своей организации в осуществлении замысла; определить цель, задачи и общее содержание будущей деятельности решить, что из этой деятельности жестко регламентировано существующими законами, рекомендациями, нормами и др. документацией, и поэтому представляет собой рутинную, не требующую творчества организаторскую исполнительскую деятельность; выделить задачи, требующие творческого решения.

На основе решения первой задачи, руководитель принимает предварительное решение по порядку работ, срокам и составу группы выработки предложений.

В результате руководитель должен определить основные задачи, которые необходимо решить в процессе выработки решения, то есть общую структуру процесса выработки решения, его этапы, при необходимости учесть важнейшие мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы решить эти задачи (осуществить этап выработки решения); в самом общем виде учесть условия обстановки, в которых будет осуществляться процесс выработки решения определить сроки выработки и примерный состав исполнителей, а также создать систему контроля за ходом и качеством выработки решения, то есть создать процесс контроля и организацию - группу контроля, осуществляющую его реализацию.

В заключение руководитель должен определить задачи ответственному исполнителю на разработку плана работы группы и уточнение ее состава. Отметим, что руководитель на первом этапе в качестве основного метода использует свой опыт, интуицию, приводя лишь самые необходимые расчеты.

Методика планирования и организации процесса принятия решения (2-й этап).

Входом 2-го этапа является выход первого, то есть цели и задачи предстоящей деятельности в результате которой должно быть выработано решение, и предварительное решение о структуре процесса его выработки, составе целевой организации и сроках завершения работ.

Выходом рассматриваемого этапа, целью деятельности на этом этапе должен быть план работы группы выработки предложений, полностью отражающий содержание работы, состав группы и сроки завершения работ, система контроля хода и качества выработки решения, включающая организацию контроля и силы, осуществляющие контроль, а также реальные организации созданные реализации этого этапа: группа выработки переложений и группа контроля хода и качества выработки предложений.

Следовательно, сущностью деятельности на втором этапе является осуществление двух функций управления этой деятельностью: планирование и организации, в результате которого разрабатывается план выработки решения и система контроля и создаются реальные организации, предназначенные для реализации этого плана и осуществления контроля хода и качества запланированных работ.

Следует иметь в виду, что результат деятельности на этом этапе получается на основе уточняемого (на первом этапе) решения руководителя.

На втором этапе процесса выработки решения осуществляется еще одна функция управления этим процессом - организация, т.е. создание реальных сил, целевых организаций - групп выработки предложений и контроля, предназначенных для реализации плана деятельности по выработке решения и осуществления контроля за ходом и качеством вырабатываемого решения.

Итак, на втором этапе процесса выработки решения осуществлены функции планирования этого процесса и организации, то есть создания реальных организаций, способных организовать спланированный, разработанный процесс и осуществить контроль за ходом и качеством выработки решения, то есть все последующие этапы выработки решения, представляющие собой задачи, которые необходимо выполнить для того, чтобы выработать эффективное решение, определенные на первом и втором этапах.

Методика уточнения системы задач и определения подсистем мероприятий, обеспечивающих достижение цели (3-й этап).

Входом рассматриваемого этапа являются цель деятельности и основные задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели, определенные руководителем на первом этапе процесса выработки решения.

Выходом этапа являются система задач, обеспечивающих эффективное достижение цели, и подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение этих задач с учетом технологии их выполнения.

Сущностью деятельности на этом этапе является уточнение системы задач и определение подсистем мероприятий, обеспечивающих достижение цели.

Методика определения набора факторов внешней и внутренней среды, влияющих на достижение цели деятельности (4-й этап).

Выходом четвертого этапа является система задач и определенная подсистема мероприятий, обеспечивающих достижение цели.

Выходом является определение системы факторов внешней и внутренней среды, влияющих как на эффективность деятельности в целом, так и на отдельных ее этапах.

Сущностью же деятельности на этом этапе, очевидно, является анализ особенностей выполнения каждой задачи, каждого мероприятия и на его основе постановки им в соответствие определенного набора факторов внешней и внутренней среды таких, от которых зависит качество их выходов.

Факторы внешней среды, очевидно, не что иное, как характеристики, координаты состояния системы. Факторы внешней среды - это такие факторы, которые, вообще говоря, не зависят от управляющих воздействий непосредственно, хотя результаты деятельности системы могут изменить и характер влияния этих факторов и сами факторы. Внутренние факторы это управляемые факторы, которые характеризуются системами показателей, по величине которых и следует судить об эффективности деятельности системы в целом.

Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели (5-й этап).

Выходы третьего и четвертого этапов являются входами для следующего пятого этапа - прогнозного моделирования процесса достижения цели будущей деятельности, на управление которой и принимается решение.

Выходом пятого этапа должен быть набор просмотренных вариантов действий и признаки выбора лучшего из этих вариантов или оптимальный вариант действий, если возможна оптимизация.

Целью моделирования при выработке решения является получение такой информации о будущем процессе деятельности, которая позволила бы произвести выбор лучшего варианта этого процесса.

На первом шаге моделирования определяется вид основного показателя качества деятельности по достижению цели.

На следующем, втором шаге необходимо определить виды и качество требуемых ресурсов и их наличие. Под качеством требуемых и наличных ресурсов мы будем понимать следующее:

Для исполнителей - производительность, безошибочность работы, зависящие от уровня обученности, моральных, социально-психологических и физиологических характеристик;

Для других видов ресурсов - производительность, надежность и т.д.

Отметим при этом, что система задач и мероприятий и их технология определены заранее.

Итак, известно, что нужно сделать, какими силами и средствами располагаем для этого, определены факторы внешней и внутренней среды, от которых зависит успех будущей деятельности.

Однако, для того, чтобы решить вопрос о том, каким образом действовать, чтобы эффективно достичь цели деятельности, необходимо осуществить моделирование будущей деятельности по достижению цели. Естественно, следующим шагом должен быть шаг, на котором происходит смысловое, оперативное, вербальное описание вариантов будущих действий.

Следовательно, выходом третьего шага этапа моделирования является множество возможных вариантов действий, описанных в неформальном виде. На этом этапе исключаются те варианты, которые явно являются не эффективными.

Этот шаг характерен еще тем, что при отсутствии времени, на нем заканчивается этап моделирования и из полученных вербальных моделей вариантов действий производится качественный, интуитивный выбор лучшей, которой после согласования и утверждения и становится решением.

В общем случае, ввиду сложности процессов деятельности в социальных системах, не удается найти жесткую функциональную зависимость между показателем качества и параметрами, от которых он зависит. Поэтому модель, выбор вида которой будет производиться на следующем пятом шаге , не может быть оптимизационной. Чаще всего для социальных систем, наиболее приемлемыми видами модели предстоящей деятельности могут быть слабо структурированные модели.

На следующем, шестом шаге производится разработка выбранной модели, сущность которой будет сводиться к формализации процесса деятельности, то есть к логико-математическому описанию этого процесса.

Хотя модель в общем случае не может быть оптимизационной, допустимо включение в нее в качестве отдельных модулей задач оптимизации отдельных этапов деятельности при обязательном согласовании цели на этом этапе с общей целью - деятельность.

На следующем, седьмом этапе производится программирование и отладка модели. Этот шаг является по сути техническим, однако, при его осуществлении выявляются все ошибки, неточности, которые были допущены на предыдущих шагах.

На этом кончается разработка модели и моделирование вступает в свою последнюю стадию (восьмой шаг ) исследование модели путем экспериментирования модели на ЭВМ.

Производится анализ полученных результатов, делаются выводы о качестве деятельности при различных ее вариантах.

Методика согласования проекта решения с исполнителями (6-й этап).

Входом шестого этапа являются полученные в результате моделирования варианты действий по достижению цели и признаки, правила выбора лучшего из них.

Выходом шестого этапа является согласованный с исполнителями проект решения. Сущность деятельности на этапе согласования проекта решения с исполнителями может быть определена как оценка исполнителями реализуемости вырабатываемого решения и уточнение его с учетом реально имеемых ресурсов у исполнителей.

В соответствии с этим методика работы на шестом этапе может быть определена следующим образом:

Шаг 1. Определение списка исполнителей, которые будут участвовать в реализации решения.

Шаг 2. Доведение проекта решения до заинтересованных лиц.

Шаг 3. Определение заинтересованными лицами степени их участия в реализации решения.

Шаг 4. Оценка заинтересованными лицами своих возможностей. Если по их мнению решение реализуемо, то осуществляем переход к шагу 7, если не реализуем переход к следующему шагу.

Шаг 5. Обоснование вывода о не реализуемости.

Шаг 6. Определение приемлемого варианта.

Шаг 7. Доклад о своем решении руководителю группы выработки предложений.

Шаг 8. Подготовка проекта решения для доклада руководителю.

Утверждение решения (7-й этап).

Входом седьмого этапа являются согласованные варианты действий по достижению цели и признаки, правила выбора лучшего из них с учетом мнения исполнителей.

Выход данного этапа представляет собой выход всего процесса выработки решения.

Сущностью же деятельности на этом этапе является осуществление волевого акта руководителем по утверждению одного из вариантов действий.

Порядок работы на этапе может быть следующий:

Шаг 1. Доклад руководителей группы выработки предложений руководителю (проекта) вариантов деятельности по достижению цели, условий, в которых будет протекать эта деятельность, правила выбора лучшего из просмотренных вариантов.

Шаг 2. Выбор руководителем (проекта) лучшего на его взгляд варианта с учетом собственного опыта и интуиции.

Возможны случаи, когда руководитель (проекта) потребует дополнительных сведений для принятия решения, доработать предложения, в том или ином отношении, или даже переработать их.

Лекция 1. Технология: понятие, сущность, характеристики

Цель: раскрыть сущность технологии, дать ее характеристики.

1. Сущность понятия «технология»

2. Социальные технологии, сущность и основные виды

3. Отличия промышленных технологий от социальных.

4. Характеристики технологии

Сущность понятия «технология»

Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим - 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого тома книги В.И.Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821 г), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г) и учебника П.А.Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.

В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло».

Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII - начале XIX в. Инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией».

Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и «принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника» не установлено. Например, в работе П. К. Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г.

Термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.

В 40-е - 50-е годы прошедшего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.



Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия - явление вполне обоснованное. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом.

В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них - объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая - диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:

При определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;

Для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;

Субъективная часть технологии не может быть однозначной,
это разносторонняя и разноплановая система;

Периоды развития понятий техника и «технология»

Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и «технология».

1) (начало XIX в. - третья четверть XIX в.)

Проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.

2) (третья четверть XIX в. - конец XIX в.)

Распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.

3) (конец XIX в. - первая четверть XX в.)

Господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.

4) (вторая четверть XX в.)

Возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.

5) (третья четверть XX в.)

Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т.д.). Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: «...наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи...».

6) (последняя четверть XX в.)

Дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части. Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне самостоятельным.

Социальные технологии, сущность и основные виды

Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: «Технология... совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. ... научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы... сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса... описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. ...»

Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: «Технология... совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции... наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства».

Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами.

Традиционно слово «технология» применялось к неодушевленным предметам материального мира и означало совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства. То есть это различные методы обработки исходного материала. Но технология не простая совокупность методов. Методы подобраны не случайно и все они направлены на одну цель – получение конкретной продукции.

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения. Процесс только тогда получает статус «технология» когда он заранее был спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он запущен.

Все разработанные и используемые сегодня технологии делятся на две группы:

а) промышленные;

б) социальные.

К промышленным относятся:

а) технологии переработки природного сырья (нефть, древесина, руда и т.п.);

б) технологии переработки полученных из сырья полуфабрикатов (металл, прокат и т.п.).

Нас же интересуют социальные технологии, значение которых очень велико в связи с повышением роли социальной сферы.

Под социальными технологиями можно понимать методы воздействия на социальные объекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей.

Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению – одно или несколько его свойств.

Классический пример социальных технологий – обучение специальностям.

Под социальными технологиями следует понимать определенные методы воздействия на социальные субъекты, их деятельность и взаимодействия с целью улучшения процессов адаптации к условиям современного общества.

Сложность и неоднозначность человеческого фактора приводит к разработке определенных методов, способов и приемов воздействий, как на определенных людей, так и групп.

К возникновению специальных социальных технологий приводят и естественные изменения в разных сферах жизнедеятельности общества.

Социальные технологии помогают людям лучше адаптироваться к условиям современного общества.

Успешная социальная адаптация обеспечивает активную жизнедеятельность. Люди по мере возможности пытаются овладеть социальными технологиями, которые позволяют изменить их психо-эмоциональное и физическое состояние, улучшить отношения с окружающими, получить новый статус в обществе.

Социальная технология также является специфическим и стандартным оперативным средством деятельности социолога-практика в сфере управления. Но здесь необходимо отметить, что в сфере управления используются технологии многих различных предметных сфер.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель - которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность. Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий – инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных, рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально - этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус - кво;

2) демаркирование границ в связи с изменениями административного статуса;

3) компромисс, взаимные уступки:

4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);

5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально – территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.

Актуальность социальных технологий ставит вопрос об их типах и видах:

По объекту воздействия делятся на:

а) субъектные;

б) деятельностные;

в) средовые.

Субъектные в свою очередь делятся на:

а) индивидуальные;

б) групповые;

в) сферные;

г) уровне всего общества.

Среди современных социальных технологий особое место занимают методы саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации.

Групповые же технологии можно разделить в зависимости от:

а) половозрастных признаков;

б) статустных;

в) профессиональных и т.п.

Например, для безработных – технологии трудоустройства; для подростков – технологии адаптации к условиям современного общества; для одиноких людей – технологии устройства личной жизни и т.п.

Субъектные социальные технологии на уровне всего общества К. Поппер делит на:

а) частичные;

б) утопистские.

Утопистские социальные технологии предлагают преобразования общества за один прием т.е. революционным путем, что не позволяет вовремя учесть и предотвратить последствия предпринятых преобразований.

Частичные – предлагают постепенность преобразований, осторожность и контроль за их осуществлением.

Положительными их сторонами являются:

а) контроль;

б) возможность корректировки;

в) ликвидация непредвиденных последствий.

Деятельностные социальные технологии имеют принципиальное значение для функционирования как всего общества в целом, так и его отдельных членов и групп.

Деятельность рассматривают как определенный тип отношения к действительности, который определяется исторически выработанными социально-культурными программами.

Наличие этих программ позволяет говорить о деятельности как специфической форме активного отношения к миру.

Любая деятельность связана с целью, с мотивами, со способами. Деятельностных социальных технологий большое количество, т.к. они связаны с удовлетворением потребностей людей. Удовлетворение которых есть активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенным общественным развитием.

Средовые социальные технологии включают в себе методы оздоровления окружающей среды обитания человека (как природной, так и социальной). Наиболее важные те, которые направлены на создание благоприятной социологической среды. Эти технологии помогают человеку найти свой социум, в котором человек чувствует себя комфортно.

Это и выбор профессии, организации, создание семьи. По сути, это достижение определенного статуса в обществе. Сюда относятся и технологии совершенствования уже имеющейся среды обитания человека:

а) коррекция процессов общения;

б) технология профилактики и разрешения конфликтов;

в) развитие стрессоустойчивости.

Все современные технологии представляют активную социологию реальных изменений, которая отвечает на вопрос: что теперь делать?

В связи с этим А.И. Пригожин выделяет 3 группы социальных технологий.

Первая – кабинетные технологии.

Исследователь на основе имеющейся информации о деятельности социального объекта (партии, предприятия и т.п.) вырабатывает для них предложения по улучшению их деятельности.

Вторая – лабораторные.

Суть – искусственно создаются временные условия взаимодействия людей с целью получения нового знания, выявления и решения проблем. Это исследование действием: деловые игры, мозговые атаки.

Третья – полевые.

С ними социолог входит в реальную среду для взаимодействия с респондентами, с целью получения информации, поиска решений их проблем.

Социальные технологии делят и по степени новизны. Согласно этого различают:

а) радикальные (принципиально новые);

б) комбинаторные (доработанные, т.е. адаптированные к новым условиям).

Критерием деления могут быть:

а) время внедрения;

б) время действия

По характеру воздействия социальные технологии бывают:

а) мягкие;

б) принципиальные;

в) корректирующие;

г) реабилитирующие

По степени внедрения:

а) разработанные, внедренные и полностью используемые;

б) внедренные, но слабо используемые;

в) не внедренные

По последствиям:

а) с негативными последствиями;

б) с положительными последствиями;

в) с нейтральными последствиями

По масштабности реализации:

а) действующие в пределах всего общества;

б) действующие в пределах одного региона;

в) действующие в пределах одного области;

г) действующие в пределах одного района и т.п.

Значительный интерес представляет классификация социальных технологий с позиций их отношения к управленческим решениям.

Здесь их делят на два типа:

а) социальные технологии, направленные на подготовку управленческих решений, т.е. технологии социологической диагностики;

б) социальные технологии, направленные на реализацию управленческих решений, т.е. социальных технологий реализации.

Классификация социальных технологий

Под влиянием различных теорий социальной работы, сформировалось множество классификаций социальных технологий.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, .природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

В последние годы широко распространяется вариант деления социальных технологий в зависимости от сфер деятельности :

Социальные технологии, используемые преимущественно в области бизнеса, - государственного управления,

И "третьего сектора" (деятельность некоммерческих неправительственных организаций).

По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными.

Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

В зависимости от уровня делятся на:

Простые (доступные неспециалистам);

Сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;

Комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.

Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы:

Производственно-экономических,

Общественно-политических,

Духовно-культурных

Социально-бытовых отношений.

В статистике обычно выделяются отрасли народного хозяйства (сферы): транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др., в соответствии с этими отраслями дифференцируются и социальные технологии:

Технологии управления,

Контроля,

Регулирования хозяйственно-экономических отношений.

Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату : технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества. Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования . Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.

Теоретические работы и практический опыт выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения : социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Один из многих примеров - социальное обслуживание на дому пенсионеров. К надомным услугам, гарантированным государством, относятся:

организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;

помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших.

По субъекту социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.

Например, можно выделить социальные технологии - "внешние" по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример - создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).

От "внешних" технологий отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.).

К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.

Необходимо разграничивать социальные технологии, применяемые в России, и социальные технологии, применяемые за рубежом, в силу разных условий жизни, уровня экономического развития, культурных традиций и других особенностей.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям.

Социальная технология:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах - качества, свойства, объемы, целостность деятельности и т. п.

Социальную технологию можно охарактеризовать: 1) как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность и 2) как важнейший механизм управления, призванный оптимизировать процесс управления и исключить все те операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата.

Социальные технологии выступают в двух формах: 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; 2) как управленческая деятельность, связанная с реализацией этого проекта, программного продукта. Отражая сложившиеся представления о реальной возможности влияния и об управлении социальными процессами, явлениями, состоянием элементов социальной реальности, социальные технологии играют роль механизмов реализации известных потребностей организации. Так упорядочивается, упрощается объект управления, «лаконизируются» управляющие системы. Высвобождаясь от шаблонных, алгоритмируемых процессов управления, управляющая система организации переносит акцент на непознанное, на стратегии, на поиск новых идей для освоения современных меняющихся ситуаций, которым присуще возрастание разнообразия и неопределенности.

Основные особенности социальных технологий:

1. Это определенный способ достижения общественных целей.

3. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно.

4. Эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний.

5. При разработке операций учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность.

6. Социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.

7. Социальная технология - элемент человеческой культуры.

Определение сущностных характеристик социальных технологий позволяет выделить их следующие основные признаки:

1) разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренне связанные между собой этапы, фазы, операции;

2) координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата;

3) каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Разграничение деятельности на внутренние, взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявляемых к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной меры развития процесса. Чем точнее степень соответствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. Поэтому жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта. Задача социальной технологизации – не только полнее влиять на социальные процессы, но и способствовать их преобразованию в соответствии с целями общества, класса, организации и т. д.;

Поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако это не означает, что субъект будет «скован» установленной последовательностью. У него всегда есть возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств;

Однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предусмотренных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Взаимоувязывание социальных технологий, как стратегического способа развития общества в целом, со стратегическим развитием организаций позволяет учесть в управленческой деятельности принципиальные черты экономики будущего, основанной на новых формах включения работника в трудовой процесс и восприятие самой корпорации не только и не столько как инструмента зарабатывания прибыли, сколько как организации, созданной для приращения общественного капитала.

Социальная технология представляет собой последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Она является одним из важнейших элементов механизма управления, призванным оптимизировать его и исключить все те операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата.

Социальные технологии не могут быть абстрактными, их построение обычно исходит из логики самого исследования, отражая суть конкретных явлений. Чем выше уровень этих совпадений, тем обычно эффективнее социальные технологии, которые призваны решать общественные проблемы адаптивными методами, воздействовать на процессы в соответствии с целями управления.

При этом следует подчеркнуть, что если исследователь, социальный технолог, менеджер в социальной сфере и др. встречаются с новой общественной проблемой, не имеющей аналогов решения, то речь идет об инновационной технологии. Если же новая задача технологически уже решена и речь идет о тиражировании, распространении технологий, обучении персонала управления уже известным способом решения назревших проблем, то такие технологии составляют класс традиционных или рутинных.

Научно обоснованные социальные технологии помогают отразить связь между частью и целым; единичным и всеобщим; содержанием и формой; причиной и следствием; возможностью и действительностью в социальном развитии объектов. В них наиболее четко отражается характер этого развития - ситуационного, стабильного, устойчивого, инновационного; направленности управления - оперативного, стратегического, по отклонениям; состояния социального объекта, процесса - реального, планируемого, прогнозируемого.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png